Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..7
Понятие «девиантное поведение»……………………………………….7
Факторы формирования девиантного поведения……………………….9
Виды девиантного поведения…………………………………………...16
Личностные особенности подростков с девиантным поведением…….25
Выводы по I главе………………………………………………………………30
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков с родителями…………………………………………32
2.1. Процедура и методы исследования………………………………………32
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………….34
Выводы по II главе……………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………41
Литература………………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии .doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно - стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них - наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков - правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания - дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой - не обнаруживается.

Влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

 

        1.4. Личностные особенности подростков с девиантным поведением

      Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.

Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других, страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

В научной литературе на сей счет, существуют четыре главные гипотезы.

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

2.   Низкое    самоуважение    способствует    росту    антинормативного    поведения:  участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

3. При некоторых условиях, особенно  при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует  повышению самоуважения.

4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12-ти летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашел убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось, что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причем с возрастом эта тенденция усиливается - самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта.

Во-первых, они считают, что не имеют личностно - ценных качеств или не могут совершить личностно - ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.

Во - вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

В - третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится все более антинормативным, толкая его все дальше по пути девиации (1. с. 65).

Разумеется, девиация - не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка - преступника нередко проблематично, в нем много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее, девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре (16. с. 201).

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном  одобрении группы.  Наконец,  девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными (21. с. 89).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I.

В главе I мы рассмотрели различные взгляды на проблему девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе, дали определение понятию «девиантное поведение», изучили причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, виды отклонений; выявили личностные особенности детей с девиантным поведением.

Прежде всего стоит отметить, что необходимо разграничивать две большие категории девиантного поведения. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.

Все виды девиантного поведения взаимосвязаны между собой. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой.

Формирование преступных тенденций большинством авторов принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин. Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определенных ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки.

По результатам анализа учебной литературы можно сделать вывод о том, что подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины. Прежде всего это недостатки воспитания.

Таким образом, представленный в главе I материал, основанный на анализе психолого-педагогической литературы по проблеме девиантного поведения подростков послужил теоретической базой для проведения дальнейшего исследования, которое помогло нам выявить особенности взаимоотношений в семье у подростков с отклоняющимся поведением. Описание исследования представлено в главе II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков с родителями

 

2.1. Процедура и методы исследования

Процедура исследования включала в себя следующие этапы:

I - организационный;

II - исследовательский;

III - аналитический.

I этап - организационный: определялся объект, предмет, цель и задачи исследования, подбирался диагностический инструментарий, формировалась выборка исследования.

Объект исследования: учащиеся 8 «А» класса.

Предмет исследования: девиантное поведение.

Цель исследования: раннее выявление признаков и причин проявления девиантного поведения, для того чтобы осуществить профилактику и коррекцию своевременно.

Задачи исследования:

1) исследовать виды девиантного поведения у подростков;

2) проанализировать особенности  взаимоотношений в семье у  девиантных подростков.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики, направленные на выявление форм девиантного поведения и предрасположенности к этим формам тех или иных подростков:

- Методика диагностики склонности  к отклоняющемуся поведению;

- Карта учета подростка с  девиантным поведением;

- Опросник Басса-Дарки;

- Социометрия;

- Тест-опросник РО (родительское  отношение к детям) Варга, Столина;

- Карта Стотта;

 А также методы наблюдения, беседы, анкетирования, опроса.

       Универсальной методикой выявления предрасположенности подростков к тем или иным отклонениям в поведении является "Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению", разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования "Развитие" в 1992 году. Опросник включает в себя 98 неповторяющихся пунктов утверждений, определяющих предрасположенность подростка к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему поведению.

        Карта учета подростка с девиантным поведением показывает состояние семьи ребенка, его учебные способности, позитивное и негативное в его поведении.

       Опросник Басса-Дарки дифференцирует проявление агрессии и враждебности. Опросник содержит 75 утверждений, которые оцениваются по восьми шкалам (см. приложение 3).

       Социометрия помогает выявить симпатии и антипатии в классе, определить статус подростка в коллективе, наличие группировок и отверженных.

      Тест-опросник родительского отношения ориентирован на выявление родительского отношения, поведенческих стереотипов, практикуемых в отношении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка (см. приложение 2).

       Карта Стотта показывает реальную картину поведенческих реакций ребенка, его эмоционального состояния (см. приложение 1).

 

II этап – исследовательский: в феврале-марте 2013 года на базе МОУ СОШ № 3 им. Чкалова г. Арзамаса проводилось эмпирическое исследование учащихся с целью выявления особенностей семейных взаимоотношений. Особый интерес представляли лица с отклоняющимся поведением.

Взяв за основу "Методику диагностики склонности к отклоняющемуся "поведению", я провела исследование в 8 "А" классе. Выборка составила 16 человек, из них 7девушек и 9 юношей. В результате исследования я выявила, что из 16 обследованных, 9 подростков имеют высокие показатели по той или иной шкале, но двое из них дают высокие показатели по всем (Козлов С., Андреева Н.). В частности по шкалам склонности к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Это обстоятельство и стало причиной дальнейшего их обследования, результаты которого представлены далее.

 

 

2.2. Результаты исследования  и их анализ.

Информация о работе Девиантное поведение подростков