Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..7
Понятие «девиантное поведение»……………………………………….7
Факторы формирования девиантного поведения……………………….9
Виды девиантного поведения…………………………………………...16
Личностные особенности подростков с девиантным поведением…….25
Выводы по I главе………………………………………………………………30
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков с родителями…………………………………………32
2.1. Процедура и методы исследования………………………………………32
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………….34
Выводы по II главе……………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………41
Литература………………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии .doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

14. Мальковская, Т. Н. Социальная активность старшеклассников - М., 1988. – 144 с.

15. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999. – 127 с.

16. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова // Социс. – 1998. - №9. – 214 с.

17. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. – № 4. – 237 с.

18. Раттер, М. Помощь трудным детям. - М., 1987. – 424 с.

19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

20. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988. – 128 с.

21. Татенко, В. А. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Татенко В. А. - Киев, 1985. – 128 с.

22. Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка. - М. :Знание, 1978.- 560 с.

23. Харлинская, Д. А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д. А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Минск, БГПУ, 2008. – 465 с.

24. Шихарев, П. Н. Жить без алкоголя? - М, 1988. – 320 с.

25. Шапарь, В. Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О. В.; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808 с.

26. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс, 2002. – 544 с.

27. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2.- С.144-152.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Методика «Карта наблюдений Стотта»

I. НД —недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к  тому, что любой успех стоит  ребенку огромных усилий. От 1 до 11—менее явные симптомы; от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.

1. Разговаривает с учителем только  тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому  никакой помощи, но охотно оказывает  ее,

если его об этом попросят. 4 Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например,

во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это

смотрят). 5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если к нему проявляют  симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда но приносит учителю  цветов или других подарков, хотя  его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит и не  показывает учителю найденных  им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это  делают.

10. Имеет только одного хорошего  друга и, как правило, игнорирует  остальных мальчиков и девочек  в классе.

11. Здоровается с учителем только  тогда, когда тот обратит на  него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю по  собственной инициативе,

13. Слишком застенчив, чтобы попросить  о чем-то (например, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется от активного  участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда о ним  здороваются.

II. Д —депрессия. В более легкой  форме (симптомы 1—6) время от времени  наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9—20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

1. Во время ответа на уроке  иногда старателен, иногда ни  о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе  меняется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда  апатичен.

5. В свободное время иногда  проявляет полное отсутствие  интереса к чему бы то ни было.

6. Выполняя ручную работу, иногда  очень старателен, иногда нет;

7. Нетерпелив, теряет интерес к  работе по мере ее выполнения.

8. Рассерженный, «впадает в бешенство».

9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

10. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен (в классе).

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные  и резкие спады энергии.

14. Движения замедленны.

15. Слишком апатичен, чтобы из-за  чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен  в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III. У — уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

1. Абсолютно никогда ни с кем  не здоровается.

2. Не реагирует на приветствия.

3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

4. Избегает разговоров («замкнут  в себе»).

Б. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

6. Совершенно не проявляет интереса  к ручной работе.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет  или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от  других детей (к нему невозможно  приблизиться).

11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора. 3. Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV. ТВ — тревожность по отношению  к взрослым. Беспокойство и неуверенность  в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1—6 ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы —10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11—16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

1. Очень охотно выполняет свои  обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание  здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает  своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы  и другие подарки учителю

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т. п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению  к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает  учителю о своих занятиях в  семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться  учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи  и контроле со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными  мелкими делами и жалобами  на товарищей.

12. Пытается «монополизировать»  учителя (занимать его исключительно собственной особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные  истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых  своей особой, но не прилагает  со своей стороны никаких стараний  в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы  заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если  его усилия не увенчиваются  успехом.

V. ВВ — враждебность по отношению  к взрослым. Симптомы 1—4 — ребенок  проявляет различные формы неприятия  взрослых, которые могут быть  началом враждебности или депрессии. Симптомы 5—9 — относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10—17 — открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18—24 — полная, неуправляемая, привычная враждебность.

1. Переменчив в настроениях.

2. Исключительно нетерпелив, кроме  тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость  в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении  предлагает свою помощь или услуги.

6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда — равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда  избегает здороваться с учителем.

8. В ответ на приветствие может  выражать злость или подозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно  плохо выполняет работу.

11. Портит общественную и личную  собственность (в домах, садах, общественном  транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятен, в особенности когда  защищается от предъявляемых  ему обвинений.

14. «Бормочет под нос», если чем-то  недоволен.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Временами лжет без какого-либо  повода и без затруднений.

17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18. Всегда на что-то претендует  и считает, что несправедливо  наказан.

19. «Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья».

20. Очень непослушен, не соблюдает  дисциплину.

21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с  так называемыми «подозрительными  типами».

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведет себя непристойно.

VI. ТД — тревога по отношению  к детям. Тревога ребенка за  принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

1. «Играет героя», особенно когда  ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы  не «играть» перед окружающими.

3. Склонен «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда  находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко  управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно (или почти  исключительно) с детьми старше  себя.

8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

9. Хвастает перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя  шута).

11. Шумно ведет себя, когда учителя  нет в классе.

12. Одевается вызывающе (брюки, прическа  — мальчики; преувеличенность в  одежде, косметика — девочки).

13. Со страстью портит общественное  имущество,.

14. Дурацкие выходки в группе  сверстников.

15. Подражает хулиганским проделкам  других.

VII. А —недостаток социальной  нормативности (асоциальность). Неуверенность  в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1—5 — отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5—9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10—16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только  тогда, когда над ним «стоят»  или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только  тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4. Не застенчив, но проявляет  безразличие при ответе на  вопросы учителя.

5. Не застенчив, но никогда не  просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не заинтересован в одобрении  или в неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты  с учителем, но нормально общается  с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает  с другими людьми.

Информация о работе Девиантное поведение подростков