Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. В последнее время проблема отклоняющегося поведения человека является весьма актуальной для российского общества и исследуется в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало  привычкой, прочно вошло в быт, в  образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора»  общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис  склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие  правильную работу человеческой машины».

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и  не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и  применения нормы становится чрезвычайно  сложным делом.

Цель работы: изучить девиантоное  поведении личности в обществе.

Задачи работы:

-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”

-Предмет исследования – девиантное поведение личности.

 

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАЦИИ – АКТИВНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1.Предмет и объект исследования социальной психологии девиантного поведения.

Оценка любого поведения подразумевает  его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий. Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным.

Отклоняющимся, называют поведение, в  котором устойчиво проявляются  отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид). Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований:

  • в зависимости от типа нарушений (право, мораль, этикет);
  • по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, с отрицанием цели и средств);
  • по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.

Асоциальность рассматривается как  наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение.1

В отечественной литературе проблемами детей с девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как  С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное  поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. Исследователь В.В.Ковалев подчеркивает, что непатологические девиации - это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии.

Девиантное  поведение подразделяется на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от  норм психического здоровья, т.е.  наличие у человека явной или  скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых  можно условно отнести к третьей  группе характеров, т.е. астеников,  шизоидов, эпилептоидов и других  психически ненормальных людей.  Во-вторых, к этой группе примыкают  лица с акцентуированными характерами,  которые тоже страдают психическими  отклонениями, но в пределах нормы.

2. Поведение, отклоняющееся от  морально–нравственных норм человеческого  общежития и проявляющееся в  различных формах социальной  патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид  девиантного поведения выражается  в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны  и не приносят большого вреда  общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию  по нормам трудового или административного  права. Правоохранительные органы  в лице милиции и судебных  органов применяют к девиантам  меры принудительного характера  (административный арест, штраф  и пр.), а социальные и медицинские  службы проводят с ними комплекс  мер по социальной адаптации.  Если же девиант совершает  преступление, то такое деяние  квалифицируется по нормам уголовного  законодательства. Вот почему преступность  как вид девиантного поведения  в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией,  психологией, психиатрией и другими науками.

Психические расстройства проявляются в двух формах:

  • акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических последствий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
  • психопатия-это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.

Психические расстройства в форме акцентуаций  возникают у молодых людей  по ряду причин:

1.Часто психические расстройства  обусловлены тем, что к молодому  человеку среда и общество  предъявляют непосильные требования  в виде усложненных программ  в старших классах или высшей  школе, что ведет к появлению  умственной отсталости, т.е. сознательному  или бессознательному недовольству  чертами своего характера. Если  на врожденные отклонения в  характере накладываются болезненные  переживания с отрицательным  эмоциональным знаком, то формируется  комплекс неполноценности и как  следствие возникает необходимость  в искусственных компенсаторах  - алкоголе, наркотиках, агрессивном  поведении. Переходный возраст  делает подростка и юношу особенно  чувствительным к неблагоприятным  воздействиям внешней среды. Особенно  провоцирует проявление ранее  скрытой акцентуации или патологии  пубертатный период, т.е. период  полового созревания. Так, ранняя  сексуальная жизнь и сексуальная  невоздержанность может привести  либо к аморальным формам поведения,  либо к сексуальной немощи  в форме импотенции. Поскольку  у молодых людей сексуальные  потребности часто не удовлетворяются,  то это приводит к сексуальной  озабоченности и фрустрации.

2.Сказываются трудности переходного  возраста. Переход во «взрослую  жизнь» сопровождается бурной  перестройкой психики: перестраиваются  такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование  и закрепление имеющихся черт  характера, в полной мере проявляются  черты темперамента, способности,  задатки и пр.

3.Перестройка «Я – концепции»  – процесс очень сложный и  сопровождается рядом так называемых  личностных расстройств. Они   проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия.  «Я – концепция» – это устойчивая  неповторимая система представлений  индивида о себе, на основе  которой он строит свои отношения  с окружением и самим собой.  В это время формируется образ  собственного «Я» как установка  по отношению к самому себе, складывается представление о  личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.

Личностные расстройства молодых  людей проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия.

 

 

Причины девиантного поведения.

1. В основе девиантного поведения  лежит прежде всего социальное  неравенство. Это находит выражение  в низком, подчас нищенском уровне  жизни большей части населения  и особенно молодежи, в трудностях  которые встают перед молодыми  людьми при попытке самореализации  и получения общественного признания,  в ограничении социально приемлемых  способов получения высокого  заработка для молодых женщин  и мужчин.

2. Морально-этический фактор выражается  в низком морально-нравственном  уровне общества, бездуховности,  психологии вещизма и отчуждении  личности. В условиях экономической  жизни общества, когда все покупается  и продается, торговля рабочей  силой, способностями и даже  телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и  падение нравов находят выражение  в массовой алкоголизации и  бродяжничестве, распространении наркомании  и «продажной любви».

3. Окружающая среда, которая нейтрально  или благосклонно относится к  девиантному поведению. Молодые  девианты – алкоголики, наркоманы,  проститутки – в большинстве  своем выходцы из неблагополучных  семей. В такой среде имеется  свое представление о нормах  поведения, свои авторитеты и  приоритеты.

Известный социолог Р.Мертон, автор  теории «двойной неудачи», считает, что  если молодой человек не может  удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой  деятельностью, которая ведет его  к саморазрушению как личности. В  условиях когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного  самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством.

Неблагоприятные условия жизни  и воспитания в семье, проблемы овладения  знаниями и связанные с этим неудачи  в учебе, неумение строить взаимоотношения  с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потери смысла существования.

 

 

 

 

 

 

1.2 Анализ различных научных  подходов в социальной психологии  девиантного поведения.

Выделяется  несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный ифеноменологический. 
Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному относят любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты поведения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, "приспособленность к самому себе", принятие себя и отсутствие так называемых психологических комплексов и внутри личностных конфликтов. 
Психологический подход в отличие от социального рассматривает девиантное поведение в связи с внутри личностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющихся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант в соответствии с данным подходом осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. 
В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т.е. те "как бы психические расстройства", которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов или синдромов. Несмотря на то, что эти отклонения и не достигли психопатологических качеств, они все же обозначаются термином расстройства. 
Этнокультуральный подход подразумевает тот факт, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультуральной группе или социокультуральной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие этого существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей человека. Предполагается, что диагностика поведения человека как отклоняющегося возможна лишь в случаях, если его поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микро социуме или он проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и неспособен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям (например, в случаях миграции). 
Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть количественные (гротескные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных поведенческих норм так и их качественные инверсии.  
Гендерный подход исходит из представления о существовании традиционных полоролевых стереотипов поведения, мужском и женском стиле. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гипер ролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. К гендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций. 
Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к девиантам. 
Феноменологический подход к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций в отличие от социального, психологического или психиатрического позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Используя его, можно диагностировать и нейтральные, с точки зрения общественной морали и права, поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положительно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологическая парадигма позволяет усматривать за каждым из отклонений в поведении механизмы психогенеза, что способствует в дальнейшем выбору адекватной и эффективной тактики коррекции поведения. Так, трудоголизм как поведенческая девиация может быть рассмотрен и истолкован как аддикция, сформированная на базе стремления к уходу от реальности путем фиксации внимания на строго определенном виде деятельности, так и как проявление психопатологических особенностей, например, в рамках маниакального синдрома. Лишь феноменологический подход способен беспристрастно и объективно подойти к анализу отклоняющегося поведения и способствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека. 

Информация о работе Девиантное поведение подростков