Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа
Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. В последнее время проблема отклоняющегося поведения человека является весьма актуальной для российского общества и исследуется в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
Социальная норма находит свое
воплощение (поддержку) в законах, традициях,
обычаях, т.е. во всем том, что стало
привычкой, прочно вошло в быт, в
образ жизни большинства
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАЦИИ – АКТИВНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1.Предмет и объект исследования социальной психологии девиантного поведения.
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий. Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным.
Отклоняющимся, называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид). Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований:
Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение.1
В отечественной литературе проблемами
детей с девиантным поведением занимаются
многие исследователи, такие как
С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова,
которые отмечают, что «девиантное
поведение, понятие социально-
Девиантное поведение подразделяется на две группы:
1. Поведение, отклоняющееся от
норм психического здоровья, т.е.
наличие у человека явной или
скрытной психопатологии. Эту группу,
во-первых, составляют лица, которых
можно условно отнести к
2. Поведение, отклоняющееся от
морально–нравственных норм
Психические расстройства проявляются в двух формах:
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:
1.Часто психические
2.Сказываются трудности
3.Перестройка «Я – концепции»
– процесс очень сложный и
сопровождается рядом так
Личностные расстройства молодых людей проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия.
Причины девиантного поведения.
1.
В основе девиантного
2.
Морально-этический фактор
3.
Окружающая среда, которая
Известный социолог Р.Мертон, автор
теории «двойной неудачи», считает, что
если молодой человек не может
удовлетворить своих
Неблагоприятные условия жизни
и воспитания в семье, проблемы овладения
знаниями и связанные с этим неудачи
в учебе, неумение строить взаимоотношения
с окружением и возникающие на
этой основе конфликтные ситуации,
различные психофизические
1.2 Анализ различных научных
подходов в социальной
Выделяется
несколько подходов к оценке поведенческой
нормы, патологии девиаций: социальный,
психологический, психиатрический, этнокультуральный,
возрастной, гендерный, профессиональный
ифеноменологический.
Социальный подход базируется на
представлении об общественной опасности
или безопасности поведения человека.
В соответствии с ним к девиантному относят
любое поведение, которое явно или потенциально
является опасным для общества, окружающих
человека людей. Упор делается на социально
одобряемые стандарты поведения, бесконфликтность,
конформизм, подчинение личных интересов
общественным. При анализе отклоняющегося
поведения социальный подход ориентирован
на внешние формы адаптации и игнорирует
индивидуально-личностную гармоничность,
"приспособленность к самому себе",
принятие себя и отсутствие так называемых
психологических комплексов и внутри
личностных конфликтов.
Психологический подход в отличие
от социального рассматривает девиантное
поведение в связи с внутри личностным
конфликтом, деструкцией и саморазрушением
личности. Имеется в виду тот факт, что
сутью девиантного поведения следует
считать блокирование личностного роста
и даже деградацию личности, являющихся
следствием, а иногда и целью отклоняющегося
поведения. Девиант в соответствии с данным
подходом осознанно или неосознанно стремится
разрушить собственную самоценность,
лишить себя уникальности, не позволить
себе реализовать имеющиеся задатки.
В рамках психиатрического подхода девиантные
формы поведения рассматриваются как
преморбидные (доболезненные) особенности
личности, способствующие формированию
тех или иных психических расстройств
и заболеваний. Под девиациями зачастую
понимаются не достигшие патологической
выраженности в силу различных причин
отклонения поведения, т.е. те "как бы
психические расстройства", которые
не в полной мере соответствуют общепринятым
критериям для диагностики симптомов
или синдромов. Несмотря на то, что эти
отклонения и не достигли психопатологических
качеств, они все же обозначаются термином
расстройства.
Этнокультуральный подход подразумевает
тот факт, что девиации следует рассматривать
сквозь призму традиций того или иного
сообщества людей. Считается, что нормы
поведения, принятые в одной этнокультуральной
группе или социокультуральной среде,
могут существенно отличаться от норм
(традиций) иных групп людей. Вследствие
этого существенным признается учет этнических,
национальных, расовых, конфессиональных
особенностей человека. Предполагается,
что диагностика поведения человека как
отклоняющегося возможна лишь в случаях,
если его поведение не согласуется с нормами,
принятыми в его микро социуме или он проявляет
поведенческую ригидность (негибкость)
и неспособен адаптироваться к новым этнокультуральным
условиям (например, в случаях миграции).
Возрастной подход рассматривает
девиации поведения с позиции возрастных
особенностей и норм. Поведение, не соответствующее
возрастным шаблонам и традициям, может
быть признано отклоняющимся. Это могут
быть количественные (гротескные) отклонения,
отставание (ретардация) или опережение
(ускорение) возрастных поведенческих
норм так и их качественные инверсии.
Гендерный подход исходит из представления
о существовании традиционных полоролевых
стереотипов поведения, мужском и женском
стиле. Девиантным поведением в рамках
данного подхода может считаться гипер
ролевое поведение и инверсия шаблонов
гендерного стиля. К гендерным девиациям
могут относиться и психосексуальные
девиации в виде изменения сексуальных
предпочтений и ориентаций.
Профессиональный подход в оценке
поведенческой нормы и девиаций базируется
на представлении о существовании профессиональных
и корпоративных стилей поведения и традиций.
Имеется в виду, что профессиональное
сообщество диктует его членам выработку
строго определенных паттернов поведения
и реагирования в тех или иных ситуациях.
Несоответствие этим требованиям позволяет
относить такого человека к девиантам.
Феноменологический подход к оценке
поведенческой нормы, патологии и девиаций
в отличие от социального, психологического
или психиатрического позволяет учитывать
все отклонения от нормы (не только социально
опасные или способствующие саморазрушению
личности). Используя его, можно диагностировать
и нейтральные, с точки зрения общественной
морали и права, поведенческие отклонения
(к примеру, аутистическое поведение),
и даже положительно окрашенные девиации
(например, трудоголизм). Кроме того, феноменологическая
парадигма позволяет усматривать за каждым
из отклонений в поведении механизмы психогенеза,
что способствует в дальнейшем выбору
адекватной и эффективной тактики коррекции
поведения. Так, трудоголизм как поведенческая
девиация может быть рассмотрен и истолкован
как аддикция, сформированная на базе
стремления к уходу от реальности путем
фиксации внимания на строго определенном
виде деятельности, так и как проявление
психопатологических особенностей, например,
в рамках маниакального синдрома. Лишь
феноменологический подход способен беспристрастно
и объективно подойти к анализу отклоняющегося
поведения и способствовать пониманию
сущностных мотивов поведения человека.