Девиантное поведение у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.

Содержание

Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
.2 Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.3 Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

456449.rtf

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе

.2 Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе

.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения

.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения

.3 Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.

В настоящее время все более интенсивно среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Учитывая эти особенности, мы попытаемся ответить на следующие вопросы: какое новое поколение формируется, что оно сможет внести в общественную деятельность, какие ценности, идеалы заложены в его сознание.

Проблемой изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения занимались К.С. Лебединская, Г.В. Грибанов, М.М. Райская, В.Г. Степанов, Н.Б. Лисовская, И.А. Кудрявцев и другие.

Выявление ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением и их анализ позволит перестроить или усилить деятельность в каких-либо направлениях различных социальных институтов для становления человека, обладающего гуманными, нравственными ценностями, лишенного эгоизма и неуважения к обществу и его культуре. Изучение этих вопросов и составило проблему исследования.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным типом поведения.

Цель исследования: изучение ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Задачи: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

) Подобрать комплекс методик направленных на исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

) Выявить особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации подростков с девиантным и социальным типом поведения, различны.

Метод исследования: анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент (методика М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационная анкета Б. Босса), методы математической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

1. Раскрытие некоторых особенностей формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.

2. Результаты экспериментального исследования дают материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения; материалы дают основание для рекомендации их практического использования в рамках работы различных социальных институтов общества с подростками, руководителями в внешкольных организаций, педагогами и психологами с целью формирования их личностной зрелости.

Опытно-экспериментальной базой исследования служила школа №2 г. Ковылкино. В эксперименте принимало участие 50 подростков в возрасте 13-14 лет, из них 25 подростков с девиантным типом поведения и 25 с благополучным типом поведения.

 

I. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения

 

.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе

 

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой.

По мнению В.В. Воронова, проблемное поведение часто называется отклоняющимся, девиантным, делинкветным, асоциальным. Девиантное, или отклоняющееся поведение - система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам [13, с.31].

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [7, с.25].

Отклоняющееся (девиантное) поведение, по мнению И.А. Невского, называется социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [34].

И.С. Кон уточняет определение девиантное поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [26].

Как отмечает Р.В. Овчарова в соответствии с компетенцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными, в зависимости от индивидуальных особенностей личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Эти обстоятельства Р.В. Овчарова сводит в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами и условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения поведении, приводящие к той или иной реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменения деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя, расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, наркотиками, алкоголем, токсическими и лекарственными веществами. В этом проявляется компенсаторное поведение, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма [34].

Имеются две крайние точки зрения на обусловленность девиантного поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционисткая. Первая пытается объяснить причины девиантного поведения исключительно свойственными личности природно-биологическими факторами. Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних факторов (личностных диспозиций) [32].

Как отмечает венгерский психолог Ф. Патаки, девиантное поведение - это системное или полидерминированное явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы [35].

На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе социально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. О первых много говорить не приходиться - это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества [35].

Как отмечает В.Н. Кудрявцев, в русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологические (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей и наличия асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (например, путем самоубийства) [27].

Несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточно жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития [41].

И.Ю. Кулагина цитируя С. Холла, отмечает, что он назвал подростковый возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты и стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера поведения подростка [28].

К.С. Лебединская отмечает, что психическое созревание подростка включает две следующие друг за другом фазы психических изменений: негативную и позитивную. Негативная фаза характеризуется внешне отрицательными характерологическими сдвигами, большой дисгармонией, особенно в сфере эмоций. Наблюдается сочетание повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости с развязностью и самоуверенностью. Критицизм, оппозиционная готовность во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь с родителями, невыносимость опеки, гипертрофированное стремление к самостоятельности иногда приобретает характер реакции.

Повышенный интерес к своей внешности обусловливает сензитивную реакцию на ее оценку другими. Возникают переживания, нередко более или менее конфликтные, связанные с пробуждением сексуального влечения. Типичны эмоциональная неустойчивость, лабильность аффекта.

По мнению автора, в этой фазе подросток отличается повышенной внушаемостью к стилю поведения внешне эффективных, нередко случайных авторитетов и резко противостоит авторитету родителей, учителя и других взрослых. Свойственная негативной фазе импульсивность поступков, нетерпеливость в достижении цели при неблагоприятных средовых условиях приводят к легкому возникновению реакций оппозиции и отказа.

При конфликтных ситуациях в семье и школе главным диктатором поведения подростка нередко становится асоциальная группа. Желание самоутверждения в данной группе - частая причина вовлечения подростка в асоциальные действия. Поэтому вершина кривой, выражающей детскую трудновоспитуемость и склонность к криминальным поступкам, совпадает с негативной фазой пубертата [29].

С.А. Беличева утверждает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность подростка. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы [7].

При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации, по мнению В.Н. Кудрявцева, могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа [39].

Среди асоциальных проявлений выделяется так называемый докриминальный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, выражающиеся в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям [7].

Информация о работе Девиантное поведение у подростков