Девиантное поведение у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.

Содержание

Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
.2 Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.3 Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

456449.rtf

— 1.79 Мб (Скачать файл)

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения А.М. Яковлев выделяет такие, как: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок социального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе; личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предполагаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения, социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [47].

Существует также и психобиологические предпосылки девиантного поведения - различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида.

Так, в частности, Г.А. Аванесов среди таких предпосылок рассматривает следующие:

1. Патология биологических потребностей, что, в частности, нередко служит причиной половых преступлений, сексуальных извращений.

2. Состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обусловливающие неадекватную реакцию и затрудняющие социальный контроль за действиями.

. Влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом, которой страдает до 40% умственно отсталых детей.

. Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, изменений химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором [1, с.226].

Г.М. Миньковский выделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушений в зависимости от степени выраженности преступной направленности.

. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жесткость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают организаторами.

. Отрицательная направленность личности (30-40%). Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению».

. Неустойчивая личностная направленность (25-30%). Конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступления совершаются, прежде всего, по преступным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении.

. Положительная направленность. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» - легкомысленности или неправильной оценки действия или его последствий (25-30%) [31].

Наиболее часто встречаемые среди подростков формы девиантного поведения - употребление алкоголя и наркотиков, агрессивное и противоправное поведение.

Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности, избавление от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы подростковой субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Наконец, действует и пример родителей [23].

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Вместе с тем, это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда здоровью, наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную среду, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения.

А.И. Захаров отмечает, что подростковая агрессия - чаще всего результат общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, никогда не имевшие возможности отвечать за себя и свои поступки [17].

По утверждению С.Н. Зинченко, большинство девиантных подростков живет в неблагополучных семьях, что часто связано и с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями детей. По наблюдениям психологов, среди таких подростков многие имеют отклонения от психической нормы. Однако связь между подростковой преступностью и умственным развитием, психопатологией и особенностями семейного воспитания далеко неоднозначны и зависит от многих других факторов [18].

Пьянство, наркотизм, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения в другой [20].

Несмотря на большое разнообразие форм отклоняющегося поведения, девиантного или так называемого «трудного» подростка, по мнению С.А. Беличивой, определить легко. Его характерные черты - хроническая неуспеваемость, обособление от остального коллектива, плохие отношения с родителями и учителями, хотя эти черты могут проявляться и не все сразу: например, примерный ученик в школе может быть совершенно неуправляемый дома [8].

Что же касается индивидуально-личностных качеств, то постоянно присутствующими являются низкие локус контроля и уровень самоуважения. По мнению Г. Кэплона, пониженное самоуважение наблюдается у большинства подростков с девиантным поведением, так как, участвуя в антисоциальных действиях, подросток пытается найти свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе. Негативное самовосприятие складывается из следующего:

Во-первых, он считает, что не имеет личностно-ценных качеств или он не может совершить положительные действия и, напротив, обладает отрицательными чертами.

Во-вторых, подростки считают, что значимые другие относятся к ним равнодушно и отрицательно.

В-третьих, они не умеют использовать механизмы психологической защиты, последствия первых двух элементов субъективного опыта [37].

Г.Г. Архипов отмечает, что потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантными формам поведения. Например, чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, но поскольку такое поведение принято лишь в соответствующей среде, то в случае ее смены оно теряет смысл.

Девиантное поведение «трудного» подростка вначале всегда немотивированно. Как правило он хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные, социальные, материальные, психологические и др.) он не может этого сделать [43].

Девиантное поведение большей частью гипертрофирует черты, свойственные подросткам. Это в особенности касается акцентуаций характера.

Повышенная активность гипертимного подростка сменяется неуправляемостью; некоммуникабельность шизоидного - мрачной замкнутостью; утомляемость астено-невротического - ипохондрией; впечатлительность - сензитивно-слезливой депрессией; конфликтность эпилептоидного - аффективными вспышками; кокетство истероидного - крайним эгоцентризмом; несамостоятельность комфортного - крайней зависимостью от групп и т.д. Знание этих опасных симптомов позволит педагогам и родителям отреагировать на них адекватно ситуации [44].

С.А. Беличева отмечает, что чаще всего среди девиантных подростков встречаются акцентуации по неустойчивому и гипертимному типу. Этих подростков отличает чрезмерная шумливость, подвижность, отсутствие «тормозов». Все это говорит о снижении функции самоконтроля.

Одной из характерных черт «трудных» подростков является неразвитость познавательных интересов. У них редко бывают любимые предметы, занятия - хобби, за исключением спортивных, поэтому малосодержательный досуг приводит их в группу таких же ищущих разнообразия и ярких, острых ощущений подростков, где наконец-то удовлетворяется потребность в общении [7].

Важнейшим фактором девиантного поведения, по мнению Б.Н. Алмазова, является общение с девиантными сверстниками. Наличие девиантной группы: а) отмечает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые смогли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой же стиль поведения, подросток привлекает к себе внимание, интерес. Вместе с тем, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из своей среды. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой и уменьшает возможность социального контроля [3].

Как отмечает А.И. Кочетов, чаще всего группа «трудных» подростков объединяется по принципу общего места жительства. Другими, также важными признаками, объединявшими ребят, являются неудачи в учебе, конфликты в школе, в ПТУ, с родителями и пр. Места сбора таких групп обычно постоянны - подвалы, чердаки, новостройки и т.п. [25].

Наиболее предпочтительные занятия - игра в карты, песни под гиару «блатных» песен, бесцельное хождение по улицам, выпивки, неприличные разговоры о женщинах, анекдоты. Совместно обсуждаются конфликты с учителями, планы мщения «врагам» с других дворов и районов, собственный сексуальный опыт [3].

С.Ф. Устименко утверждает, что обычно в группе избегают говорить о родителях, о семейных и личных осложнениях, жизненных планах, часто вспыхивают беспричинные конфликты, основной способ разрешения которых - драка. Не соблюдается элементарный речевой этикет, средство общения - вульгарный сленг.

В группах культивируются клички и прозвища, которые могут отражать или психофизиологические особенности, или педархию в групповых отношениях. Сам по себе факт широкой распространенности кличек свидетельствует о поверхностном общении подростков, склонности к стереотипии, невниманию к внутреннему миру. Клички служат также закреплению групповой обособленности [42].

Изолированность от внешнего мира и внутригрупповой интеграции способствуют групповые моральные нормы и нравственные ценности, которые распространяются только на членов группы. Верность группе понимается как кризовая порука, смелость - как готовность к хулиганским выходкам, бессмысленному риску. Нарушение этого «кодекса чести» сурово карается.

Групповая интеграция поддерживается противопоставлением себя окружающим, как взрослым, так и другим подобным компаниям. Таким образом, общение «трудных» подростков в асоциальной группе - еще один шаг к криминалу [7].

Девиация, характеризующаяся социальными отношениями и социальной дезадаптацией, по мнению А.И. Кочетова, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации, прежде всего семьи и школы, поэтому важнейшей задачей психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно-значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усвоить позитивный социальный опыт.

Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного и школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников [25].

Есть мудрая древнекитайская пословица: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения» [22, с.158].

В воспитании нет «безвыходных положений», нет и неподдающихся влиянию, «неисправимых», «окончательно испорченных». Имеется еще не найденные средства и меры воздействия, не подобранные «ключи» к чувствам и разуму трудновоспитуемого. Даже самый педагогически запущенный несовершеннолетний, даже самый грубый и циничный нарушитель права и морали может встать на путь исправления. Нужно только очень хотеть и уметь это сделать [37, c.220].

Д.И. Фельдштейн говорит о том, что как бы ни был труден и продолжителен процесс перевоспитания, как бы ни был глубоко поражен пороками и недостатками духовный мир несовершеннолетнего - никогда нельзя терять веру в возможность его перестройки [44].

Информация о работе Девиантное поведение у подростков