Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 21:00, контрольная работа
Официально-деловой стиль речи (общая характеристика)
Официально-деловой стиль – это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения.
Среди книжных стилей официально-деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, но многие его черты: исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, морфология, синтаксические обороты – придают ему в целом консервативный характер.
1. Назовите основные черты официально-делового стиля……………...…3 - 6
2. Пример делового письма……………………………………….………….7 - 8
3. Краткий словарь терминов делового общения…………………..………9 - 21
Список используемой литературы………………………………..…………….22
Содержание:
1. Назовите основные черты официально-делового стиля……………...…3 - 6
2. Пример делового письма……………………………………….………….7 - 8
3. Краткий словарь терминов делового общения…………………..………9 - 21
Список используемой литературы………………………………..…………….
1. Назовите основные черты официально-делового стиля.
Официально-деловой стиль речи (общая характеристика)
Официально-деловой стиль – это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения.
Среди книжных стилей официально-деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, но многие его черты: исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, морфология, синтаксические обороты – придают ему в целом консервативный характер.
Для официально-делового стиля характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.
В официальных бумагах набор используемых языковых средств заранее задан. Самая яркая черта официально-делового стиля – это языковые штампы, или так называемые клише (франц. clich). От документа не ждут, чтобы в нем проявилась индивидуальность его автора, наоборот, чем более клиширован документ, тем удобнее им пользоваться (примеры клише см. ниже).
Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним относятся:
1) точность, исключающая возможность инотолкований;
2) языковой стандарт.
Эти черты находят свое выражение а) в отборе языковых средств (лексических, морфологических и синтаксических); б) в оформлении деловых документов.
Рассмотрим особенности лексики, морфологии и синтаксиса официально-делового стиля.
Языковые признаки официально-делового стиля речи:
Лексические признаки официально-делового стиля речи
1. Лексическая (словарная) система официально-делового стиля, кроме общекнижных и нейтральных слов, включает:
1) языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока.
2) профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;
3) архаизмы: оным удостоверяю, сей документ.
В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю: снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование и др.
Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, вследствие чего ее лексика предельно обобщена. В официальном документе предпочтение отдается родовым понятиям, например: прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.), транспортное средство (вместо автобус, самолет, "Жигули" и т. д.), населенный пункт (вместо деревня, город, село и т.д.) и др.
2. Морфологические признакиофициально-делового стиля речи:
К морфологическим признакам данного стиля относится многократное (частотное) использование определенных частей речи (и их типов). В их числе следующие:
1) существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием (налогоплательщик, арендатор, свидетель);
2) существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода (сержант Петрова, инспектор Иванова);
3) отглагольные существительные с частицей не- (лишение, несоблюдение, непризнание);
4) производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);
5) инфинитивные конструкции: (провести осмотр, оказать помощь);
6) глаголы настоящего времени в значении обычно производимого действия (за неуплату взимается штраф…).
7) сложные слова, образованные от двух и более основ (квартиросъемщик, работодатель, материально-технический, ремонтно-эксплуатационный, вышеуказанный, нижепоименованный и т.п.).
Использование указанных форм объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла и однозначности толкования.
3. Синтаксические признаки официально-делового стиля речи:
К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:
1) употребление простых предложений с однородными членами, причем ряды этих однородных членов могут быть весьма распространенными (до 8–10), например: … штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве;
2) наличие пассивных конструкций (платежи вносятся в указанное время);
3) нанизывание родительного падежа, т.е. употребление цепочки имен существительных в родительном падеже: (результаты деятельности органов налоговой полиции…);
4) преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных, с придаточными условными: При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника.
2. Пример делового письма.
Коммерческое предложение по подбору персонала.
Генеральному директору ОАО «Дата»
Ивлевой Марине Владимировне
От кадрового центра ОАО «Карта»
Кадровый центр ОАО «Карта» на рынке кадровых услуг с 2005 года. Специалисты нашего центра обладают опытом работы более 3-5 лет в сфере кадрового менеджмента.
За каждым нашим клиентом закреплён персональный менеджер, который, в процессе работы изучает структуру компании, её корпоративную культуру и требования, предъявляемые к кандидатам.
Активное взаимодействие менеджера [название организации] и клиента на всех этапах проекта по подбору персонала позволяет получать желаемый результат в оптимальные сроки.
Каждая компания рассчитывает на определенную стоимость услуг по подбору персонала. Чтобы помочь Вам уложиться в бюджет, предлагаем несколько вариантов закрытия необходимых Вам позиций (открытых вакансий в вашей компании):
«Скрининг» - «просеивание» соискателей только по формальным признакам.
В рамках данной услуги специалисты ОАО «Карта» делают подборку резюме соискателей, проводят телефонное интервью с потенциальными кандидатами на соответствие требованиям работодателя и получают согласие на работу в компании. Далее мы передаем пакет резюме Вам для дальнейшей работы над вакансией. В результате Вы экономите ресурсы, время и расходы на рекламу вакансии и получаете отобранных кандидатов за фиксированную и небольшую стоимость от 3000 до 5000 рублей.
«Массовый рекрутинг» - подбор специалистов от 5 и более человек на одинаковую позицию. Стоимость от [число] до [число]% от годового дохода сотрудника.
«Рекрутинг» - классический подбор персонала. Стоимость от [число] до [число]% от годового дохода сотрудника
«Прямой поиск» - прямой целенаправленный поиск уникальных специалистов, в работе используется информация о компаниях-конкурентах, проводится анализ ситуации на рынке в данной области. Стоимость от 5 до 12% от годового дохода сотрудника
«Региональный подбор персонала» - подбор персонала в различных регионах РФ. Определяется индивидуально.
А также предлагаем Вам передать на аутсорсинг подбор персонала (на регулярной основе осуществлять подбор специалистов для Вашей компании на типовые позиции по более низкой цене).
Наши возможности гораздо шире. Звоните!
С уважением,
Марина Елена.
3. Краткий словарь терминов делового общения.
- Авантаж – выгода, польза, благоприятное впечатление.
- Авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
- “Адвокат дьявола” – “черный” оппонент, осуществляющий жесткую критику, подвергающий все аргументы сомнению.
- Алгоритм – точное, пунктуальное описание последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат.
- Альтернатива – необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (как правило, взаимоисключающих) решений, предоставляемых вариантов действий.
- Амимия – отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры.
- Амбивалентный – неоднозначный, двойственный, неустойчивый.
- Апелляция – обращение за поддержкой к общественному мнению; в праве ряда стран – обжалование приговоров и судебных решений, не вступивших в законную силу.
- Априори – логико-философское понятие, которое означает знание, умозаключение, вывод, не основывающийся на реальном опыте, а также изначально присущее человеку знание.
- Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
- Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.
- AIDA – совокупность правил, формирующих общественные отношения, где - A – attention (внимание), I – interest (интерес), D – desire (желания), A – activity (активность).
- Барьер семантический – несовпадение смыслов высказанных требований, просьб и т.п. у партнеров в общении, усложняющее взаимопонимание.
- Брифинг – короткая, сжатая по времени, инструктивная встреча официальных лиц с журналистами по какому-либо вопросу, посвященная изложению позиций правительства.
- Брейнсторминг – “мозговая атака” – методика стимуляции творческой активности и продуктивности.
- Бэкграундер – текущая информация, не содержащая сенсации.
- Вербальный – устный, словесный.
- Вербальные коммуникации – речевые коммуникации, основанные на умении говорить, слушать и писать.
- Виртуальный – способный к действию, возможный; (филос.) – не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.
- Визави – напротив друг друга.
- Визуальный – воспринимаемый глазами.
- Дайджест – краткое изложение чего-либо.
- Дедукция – рассуждение от общего к частному.
- Дезавуировать – публично отказаться от своих предшествующих высказываний.
- Декодировать – раскрыть, расшифровать, отменить систему условных команд.
- Деловая беседа – форма деловой коммуникации, предполагающая обсуждение, дискуссию в целях достижения единого консенсуса между сторонами диалога.
- Деловые переговоры – процесс партнерского взаимодействия, целью которого является получение взаимовыгодных результатов.
- Деструктивный – неэффективный, неплодотворный, разрушительный.
- Джентльменское соглашение – принятое в международной практике наименование договора, заключаемого в устной форме и без официальных формальностей, но неукоснительно соблюдаемого.
- Дилемма – затруднительный выбор между двумя возможностями.
- Доверие – отношение к действиям партнеров в процессе рыночного взаимодействия, основанное на убежденности в их добросовестности, честности, искренности. Доверие ориентировано на безусловное уважение человеческого достоинства, исполнительской дисциплины.
- Доминировать – господствовать, преобладать.
- Закрытая общественность – сотрудники фирмы или компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.
- Идентификация – опознание чего-либо, кого-либо, установление тождества объекта или личности; уподобление, отождествление индивида с кем-либо или с чем-либо (группой, коллективом), помогающее ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать свои нормы и ценности.