Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:19, контрольная работа
Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.
Реферат: "Деловое общение как особый вид общения"
Раздел: психология, педагогика
Деловое общение как особый вид общения
Контрольная работа
Выполнила: Студентка
6 курса Филологического
Самарский государственный университет
Самара 2007
Понятие делового общения
Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.
Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.
I. Признаки делового общения
Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть профессионального облика.
Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.
Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.
Эти правила
определяются типом делового общения,
его формой, степенью официальности
и теми конкретными целями и задачами,
которые стоят перед
Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений времен ной рамки общения.
Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.
К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.
Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.
Деловое общение
требует и более строгого отношения
к использованию его
II. Виды делового общения
Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, его профессиональный имидж.
Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов или более 3 тысяч слов в час. Речевое сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст.
Деловое общение представляет собой процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной и т д.
Выделяют несколько основных видов делового общения:
познавательное общение подразумевает освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;
а) этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
отчет о деятельности;
сообщение о результатах деятельности;
информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
общение по результатам
изученных первоисточников
информационно-аналитическое выступление;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
концентрация внимания на предмете информирования;
рационализация изложения материала;
логически безупречная аргументация;
доказательность всех выдвигаемых положений;
подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.
Убеждающее общение используется для привлечения партнера на свою позицию, переориентацию целей;
а) этот вид общения стоит использовать, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
торжественная речь;
поздравление;
напутствие;
комплимент;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на эмоциональный настрой партнера;
учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
эмоциональное отношение к предмету общения.
Экспрессивное общение ставит своей целью изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств: сострадания, сопереживания, вовлечения в конкретные акции и действия;
а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
мотивированный призыв;
анализ возможных последствий;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
краткость изложения;
ситуативная обусловленность;
яркость жестикулирования;
демонстративный характер поз;
интонирование голосом;
аффектация и акцентуация;
фасциации при помощи художественного подкрепления.
Суггестивное общение необходимо при оказании внушающего воздействия для изменения мотиваций, ценностных ориентаций, поведения и отношения;
а) используйте
ее, если вы хотите: оказать внушающее
воздействие для изменения
б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
внушение через мотивационную сферу сознания;
внушение через идентификацию;
внушение через ссылки на авторитет;
внушение через персонификацию;
внушение через предупреждение;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
постоянное разъяснение внушаемых установок;
формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
интонационная стимуляция внушаемой информации;
дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.
Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общению и в области пропаганды.
Следует отметить,
что владение и использование
средств манипулятивного