Деловое общение как особый вид общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура речи.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Реферат: "Деловое общение  как особый вид  общения"

Раздел: психология, педагогика

Деловое общение как особый вид общения

Контрольная работа

Выполнила: Студентка 6 курса Филологического факультета Заочного отделения Горбачик А.И.

Самарский государственный  университет

Самара 2007

Понятие делового общения

Деловое общение  — это самый массовый вид социального  общения. Оно представляет сферу  коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Новые экономические  и социальные условия побудили к  коммерческой и организаторской  деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

Умение успешно  вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие  составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

Низкая речевая  культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, параличом законов, которые часто  составлены так, что их просто нельзя исполнить.

Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

I. Признаки делового  общения

Деловое общение  сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть профессионального облика.

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Другой специфической  особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Эти правила  определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности  и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными  культурными традициями и общественными нормами поведения.

Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений  времен ной рамки общения.

Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела.

Поэтому в деловом  общении особую значимость приобретают  такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

Деловое общение  требует и более строгого отношения  к использованию его участниками  речевых средств. В деловом общении  не допускаются бранные слова  и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

II. Виды делового  общения

Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, его профессиональный имидж.

Специалистами по общению подсчитано, что современный  деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов или более 3 тысяч слов в час. Речевое сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст.

Деловое общение  представляет собой процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной и т д.

Выделяют несколько  основных видов делового общения:

познавательное  общение подразумевает освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие;

а) этот вид общения  стоит использовать, если вы хотите: передать информацию и расширить  информационный фонд друг друга;

б) при этом вам  необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;

в) вы можете этого  достигнуть с помощью следующих  форм коммуникативных процессов  воздействия:

отчет о деятельности;

сообщение о  результатах деятельности;

информация о  принципах понимания или путях решения проблемы;

общение по результатам  изученных первоисточников информации;

информационно-аналитическое  выступление;

г) при этом вам  необходимо помнить о следующих  технологических особенностях организации  коммуникативного действия:

концентрация внимания на предмете информирования;

рационализация  изложения материала;

логически безупречная  аргументация;

доказательность всех выдвигаемых положений;

подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

Убеждающее общение используется для привлечения партнера на свою позицию, переориентацию целей;

а) этот вид общения  стоит использовать, если вы хотите: вызвать у партнера по общению  определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

в) вы можете этого  достигнуть с помощью следующих  форм коммуникативных процессов  воздействия:

торжественная речь;

поздравление;

напутствие;

комплимент;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

опора на эмоциональный  настрой партнера;

учет контраргументации  и критической позиции одного партнера по отношению к другому;

эмоциональное отношение к предмету общения.

Экспрессивное общение ставит своей целью изменение  настроя партнера, провоцирование необходимых  чувств: сострадания, сопереживания, вовлечения в конкретные акции и действия;

а) используйте  ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);

б) при этом вам  необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с  целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

в) вы можете этого  достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

рассказ о собственных  переживаниях и чувствах, связанных  с предметом общения;

мотивированный  призыв;

анализ возможных  последствий;

г) при этом вам  необходимо помнить о следующих  технологических особенностях организации коммуникативного действия:

краткость изложения;

ситуативная обусловленность;

яркость жестикулирования;

демонстративный характер поз;

интонирование голосом;

аффектация и  акцентуация;

фасциации при  помощи художественного подкрепления.

Суггестивное  общение необходимо при оказании внушающего воздействия для изменения  мотиваций, ценностных ориентаций, поведения  и отношения;

а) используйте  ее, если вы хотите: оказать внушающее  воздействие для изменения мотивации  ценностных ориентации и установок личности;

б) при этом вам  необходимо задействовать: некритичность  отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость  партнера, взявшего коммуникативную  роль воспринимающего;

в) вы можете этого  достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

внушение через  мотивационную сферу сознания;

внушение через  идентификацию;

внушение через  ссылки на авторитет;

внушение через  персонификацию;

внушение через  предупреждение;

г) при этом вам  необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;

постоянное разъяснение  внушаемых установок;

формирование  аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;

интонационная стимуляция внушаемой информации;

дистанционное управление эмоциональным напряжением  и т. д.

Манипулятивное  общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие  на партнера по общению с целью  достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общению и в области пропаганды.

Следует отметить, что владение и использование  средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере как правило заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

Информация о работе Деловое общение как особый вид общения