Внешкольные кружки, студии, творческие
мастерские дают возможность
реализовывать интересы, выходящие
за рамки школьной программы.
Особым пластом является
работа, связанная с ранней профессионализацией
одаренных детей. Речь идет о
тех детях, которые уже очень
рано продемонстрировали способности
в какой-либо области и стали
получать подготовку в этой
области.
Существенную роль в организации
системной работы с одаренными
детьми играют общественные объединения
и ассоциации. Они дополняют государственные
структуры, поскольку отражают более
широкий спектр мнений по проблемам
образования одаренных детей.
Работа с одаренными детьми
выступает одним из вариантов
конкретной реализации права
личности на индивидуальность. Вообще
массовое образование является
одним из наиболее важных институтов
современного общества. Это образование
по самой своей природе обязано
заботиться, в первую очередь, о
большинстве учеников. Однако ориентированная
на средний уровень школа оказывается
не очень хорошо приспособленной
для тех, кто сильно отличается
от этого среднего уровня как
в сторону меньших, так и больших
способностей.
К сожалению, значительно меньше
сделано для детей, превосходящих
возрастную норму в различных
отношениях. Между тем, именно высоко
одаренные люди способны внести
свой наибольший вклад в развитие
общества и транжирить таланты
является непозволительной ошибкой
для развития любого государства.
И поэтому право и обязанности
работы с одаренными детьми
взяла на себя система дополнительного
образования. Термин «дополнительное
образование» может быть отнесен
к числу новых. Прежде всего
педагогические явления относящиеся
к данной проблематике обозначались
иными терминами: «внеклассная», «внеурочная»,
«внешкольная работа». Но несмотря на
относительную новизну этого термина
можно с высокой степенью уверенности
утверждать, что он устарел, еще не успев
как следует утвердиться в профессиональной
педагогической литературе и общественном
сознании. Виной тому высокая динамичность
перемен в сфере отечественного образования.
Очевидно, что в последние
годы система дополнительного
образования из «довеска» к
основному обучению, каким реально
являлась его предшественница
– система внеклассной и внешкольной
работы превратилась в ведущий
фактор формирования «образовательной
индивидуальности» личности.
Дополнительное образование
– целенаправленный процесс воспитания
и обучения посредством реализации
дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и формационно
образовательной деятельности за пределами
основных образовательных программ, в
интересах человека, общества.
Основное внимание в системе
дополнительного образования по
прежнему сосредоточено на создании
условий для свободного выбора
каждым ребенком в образовательной
области профиля. Программы и
времени ее освоения; на многообразие
видов деятельности, удовлетворяющих
самые разные интересы.
Цель дополнительного образования
по Закону – всестороннее удовлетворение
образовательных потребностей граждан,
общества, государства.
Арсенал системы дополнительного
образования существенно расширился
в последнее время, в него с
полным правом могут быть включены
и запретные ранее услуги репетиторов
и деятельность государственных
дополнительных образовательных
учреждений. Личностно-деятельностный
характер образовательного процесса позволяет
решать одну из основных задач дополнительного
образования – выявление, развитие и поддержку
одаренных детей.
Дополнительное образование
– процесс непрерывный, он не
имеет фиксированных сроков завершения
и последовательно переходит
из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная
основа деятельности учреждений
этого типа позволяет удовлетворить
запросы одаренных детей. Используя
потенциал их свободного времени.
Следует помнить, что как
бы не был одарен ребенок, его
нужно учить. Важно приучить к
усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно
принимать решения. Одаренный ребенок
не терпит давления, притеснений,
окриков, что может вылиться в
проблему. У такого ребенка трудно
воспитывать терпение, усидчивость
и ненавязчивость. Необходима огромная
загрузка ребенка, с дошкольного
возраста его следует приобщать
к творчеству, создавать обстановку
для творчества.
Для развития своих талантов
одаренные дети должны свободно
распоряжаться временем и пространством,
обучаться по расширенному учебному
плану и чувствовать индивидуальную
заботу и внимание со стороны
своего учителя. Широкие временные
рамки способствуют развитию
проблемно-поискового аспекта. Акцент
делается не на то, что изучать,
а на то, как изучать. Если одаренному
ребенку предоставлена возможность
не спешить с выполнением задачи
и не перескакивать с одного
на другое, он наилучшим образом
постигнет тайну связи между
явлениями и научится применять
свои открытия на практике. Неограниченные
возможности анализировать высказанные
идеи и предложения, глубоко вникать
в существо проблем способствуют
проявлению природной любознательности
и пытливости, развитию аналитического
и критического мышления.
Одной из форм работы с
талантливыми детьми в современных
условиях является создание Домов
детского творчества. Так, в Клинском
Доме детского творчества существует
Школа народной культуры, где в фольклорном
кружке занимаются дети с 4-х лет.
В системе дополнительного
образования могут быть выделены
следующие формы обучения одаренных
детей:
обучение индивидуальное или в малых
группах по программам творческого развития
в определенной области;
работа по исследовательским и творческим
проектам в режиме наставничества;
очно-заочные школы;
каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы,
творческие лаборатории;
система творческих конкурсов, фестивалей,
олимпиад;
детские научно практические конференции
и семинары.
Для того, чтобы начать работать
с одаренными детьми, необходимо
выявить направления их одаренности
и затем работать с ними
по программам в соответствии
с их способностями.
II.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В многочисленных книгах и статьях о
развитии мышления ребенка, публикуемых
в последнее время содержится много самых
разных методических задач, интересных
заданий для развития творческого мышления,
памяти, внимания и т.п. Но, как известно
серьезный педагогический эффект не могут
гарантировать отдельные задания и методики.
Его можно добиться только имея целостную
систему, программу.
В последнее время этот
пробел начал восполняться. Основная
причина сбоев в том, что уровень
и темп развития мышления у
каждого ребенка индивидуален. При
составлении плана программы
для одаренных учащихся необходимо
учитывать такие формы работы,
как гибкий и мобильный учебный
план, независимое продвижение при
изучении отдельных предметов, планирование
и принятие решений самими
учениками, конструирование учебного
плана на базе интересов учащихся
и т.д. Необходимо, чтобы программа
учитывала самораскрытие одаренных
учащихся; оно должно охватывать
умственное, эмоциональное и социальное
развитие и учитывать индивидуальные
различия детей. Программа должна
удовлетворять потребность в
новой информации, одаренный ребенок
должен быть широко информирован;
должна помочь ребенку в самовыражении.
Необходимо, чтобы программа предусматривала
развитие продуктивного мышления,
а также навыков его практического
приложения. Программа должна поощрять
инициативу детей.
2.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
При составлении проекта
программы работы с одаренными
детьми мы анализировали разработки
Савенкова А.И. «Обучение мышлению»,
Хуторского А.В. При разработке
проекта программы мы взяли
один из видов одаренности: интеллектуальную.
Для выявления интеллектуально
одаренных детей мы используем
методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный
портрет» для педагогов и «Карта
одаренности» для родителей, так
как именно эти методики используются
на первоначальном этапе выявления
одаренности детей.
Программа рассчитана на
детей младшего школьного возраста
(1 – 2 классы). Проект программы предполагает
создание детского Клуба «Умники».
Занятия проводятся 3 раза в неделю.
При структурировании материала
мы придерживались принципа логарифмической
спирали. Этот способ наиболее
прост, доступен и обеспечивает
нужный педагогический эффект. Благодаря
такой структуре один и тот
же вид мышления отрабатывается
на занятиях многократно, периодически.
При этом способе структурирование
учебного материала в проекте
программы нет необходимости
«прописывать» отдельные занятия.
Сценарий каждого занятия –
это исключительно сфера творческой
деятельности педагога. Но имея
общую структуру и опираясь
на диагностические результаты,
добываемые в процессе самих
занятий, педагог может разработать сценарий
каждого занятия, сообразуя его с уровнем
развития работающих с ним детей.
При составлении наших сценариев
занятий мы выбрали игровую
форму. Так как это наиболее
эффективный способ работы с
детьми в этом возрасте.
2.2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Структура проекта программы
имеет вид логарифмической спирали,
которая имеет 2 уровня: базовый (мотивация
+ интеллект + креативность = одаренность),
который раскрывает структуру личностного
потенциала, и «содержательный», на котором
представлены блоки, составляющие структуру
программы развития умственных способностей.
В проекте программы их выделено 7: рассмотрим
их с точки зрения содержания.
1. Конвергентное мышление Это
логическое последовательное однонаправленное
мышление. Оно проявляется и развивается
в задачах, имеющих единственно
правильный ответ, причем этот
ответ может быть логически
выведен из самих условий. Задачи
такого рода имеют жесткую
структуру, их решение достигается
путем использования определенных
правил-алгоритмов.
Развивая этот вид мышления
надо помнить предостережение
известного специалиста в области
развития детского интеллекта
Ж.Пиаже : мышление интуитивное, ассоциативное,
которое наиболее естественно
для ребенка и необходимо в
творческой деятельности. Может
подавляться ранними интенсивными
занятиями подобного рода. Но
в ходе исследований Савенкова
А.И. была подтверждена мысль о
том, что необходим строго выверенный
баланс в использовании заданий.
Направленных на оба вида мышления.
Только такой подход обеспечивает
полноценное развитие творческого
мышления. У детей необходимо
развивать оба вида мышления
и помогать им находить удовлетворение
в интеграции обоих параметров
мозговой деятельности.
Использование заданий такого
рода должно привести к овладению
детьми такими умениями, как умение
анализировать, синтезировать, делать
обобщения, классифицировать, давать
определение понятиям и т.п.
Занятие на развитие конвергентного
мышления
Ведущий: «Ребята, сегодня мы
отправляемся с вами в путешествие
в сказку. А вы знаете, на чем
обычно собираются герои сказок
в путь – дорогу?»
Дети перечисляют: «Сивка –
Бурка…»
«Чтобы нам отправиться в
путешествие нужно вызвать сивку
– бурку, а чтобы его вызвать
нужно выполнить такое задание:
1. Сережа поет лучше Миши. Миша
поет лучше Коли. Кто из мальчиков
поет лучше всех?»
После того, как дети решат
задание, можно повесить рисунок
с изображением Сивки – Бурки.
Ведущий: «Путешествовать по стране сказок
будет легче вместе с какими-то сказочными
героями». Дети их называют.
Ведущий предлагает: «Каким бы сказочным
героем хотел бы быть каждый из вас в нашем
путешествии?» Затем отправляются в путь,
после того, как уточнят цель своего путешествия:
«отыскать обиженных и помочь им, если
это можно и по нашим силам»
В начале своего пути дети
встречают ветер, и обращаются
к нему: «Ветер. Ветер, ты могуч…
Не видал ли ты обиженных?»
Ветер: «Обиженных я видел
и могу показать дорогу к
ним, но сначала выполните мое
задание
2. Стриж летает быстрее дятла,
стриж летает медленнее сокола.
Кто из этих птиц летает
быстрее всех?»
Дети решают. После выполнения
задания ветер приводит их
к лебедям.
Ведущий: «посмотрите, посмотрите,
это же одиннадцать лебедей. Чем
это же они так растревожены?»
(вопросы к детям)
Дети спрашивают у лебедей:
«Можем ли мы чем вам помочь?»
Лебеди: «Можете, помогите решить
задачу:
3. Лиса находится на расстоянии
36 своих прыжков впереди собаки;
когда собака делает 4 прыжка, лиса
их делает 5, но 7 прыжков собаки
равны 11 прыжкам лисы. Сколько лиса
успеет сделать прыжков, пока
собака догонит ее?»
Дети решают, помогают лебедям.
Затем отправляются дальше в
дорогу и на своем пути встречают
принца в облике чудовища, который
был очень печален.