Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:43, реферат
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Традиционно целям общественного прогресса отводилось весьма значительное место. Например, в нашей стране противостояние капиталистической и социалистической систем требовало значительного напряжения сил и максимального использования интеллектуальных ресурсов, особенно в сфере физики и математики. В связи с этим функционировала достаточно эффективная система выявления и обучения высоко одаренных детей. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.
В психолого-педагогической
науке устойчивой оказалась
После ряда проведенных
Для процедуры выявления
одаренности, составления программ
обучения одаренных детей
Тенденцию к дифференциации
одаренности, к выявлению и развитию
разных видов одаренности
Во многих работах ( В.Майкл, К.Тейлор, В.Кларк, Дж.Стенли и другие) раскрываются особенности академической одаренности. Ученые выделяют академическую одаренность как особую склонность в какой-либо области научного знания. Основой для разработок учебных программ по предметам послужила знаменитая модель Б.Блума, ориентированная на сферу познавательных функций. Она позволила практическим работникам наметить широкий диапазон возможных целей или результатов в когнитивной сфере.
Планирование учебного
Руководство «Таксономия
знание;
понимание;
применение;
анализ;
синтез; и
оценка.
Изучение и исследование
спектра одаренности привели
американских ученых к
Во многих работах
проявляет необыкновенный интерес к предмету;
концентрированное влияние в деятельности, связанной с определением академической области;
динамичный темп обучения;
склонен к систематизации;
способность конструктивного оперирования понятиями, терминологией по избранному предмету;
полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса;
стремление к соперничеству; и др.
Из всего вышеизложенного
видно, что наиболее интенсивно
психолого-педагогические
В 70-е годы в психолого-
1.2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОДАРЕННОСТИ
1.2.1. «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда.
Американский исследователь Дж.Гилфорд разработал концепцию структуры интеллекта. Эта модель легла в основу многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования обучения и развития одаренных детей в зарубежной психологической теории и практики. Ее рассматривают как одну из самых известных среди всех когда-либо предложенных моделей интеллекта. Естественно, что она при этом является и одной из самых критикуемых.
Данная модель предлагает, по
полушутливому утверждению
Педагоги, работающие с одаренными
детьми, получили инструментарий
теоретических и практических
средств, способствующих оживлению
уроков, стимулированию познавательной
деятельности и
Дж.Гилфорд находит несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений (факторов) интеллекта и на этой основе классифицирует их, выделяя три фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов первого блока («операции») – выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполненных операций. Этот поход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей:
познание – восприятие и понимание предъявляемого материала;
память – запоминание и воспроизведение информации;
конвергентное мышление – логическое, последовательное, однонаправленное мышление, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ;
дивергентное мышление – альтернативное, отступающее от логики, проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов;
оценка – суждение о правильности заданной ситуации.
Второй способ классификации интеллектуальных факторов по Дж.Гилфорду, соответствует виду материала или включенного в него содержания, которое может быть представлено так:
образное;
символическое;
семантическое;
поведенческое.
Обрабатываемая информация может принимать вид какого-то одного из конечных продуктов: единицы, классы, системы, отношения, трансформации и импликации.
Данные три вида
Особенно важно, что несмотря
на довольно глубокую
Дж.Гилфорд внес большой вклад в теорию одаренности. Он выделял параметры креативности индивида. Разработал составляющие дивергентного мышления (быстрота, оригинальность, гибкость, точность). Все это позволило сделать новые модификации практической деятельности в развитии, обучении и воспитании одаренных школьников.
1.2.2. Интеллект и креативность
Предложенное Дж.Гилфордом деление мышления на конвергентное и дивергентное стало существенным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, и фактически положило начало разведению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».
Одними из первых, кто обнаружил,
что интеллектуальная
В разработанной им концепции
одаренности присутствует
творческие способности;
творческое умение;
творческая мотивация.
Творчество в его понимании
– естественный процесс, порождаемый
сильной потребностью человека
в снятии напряжения, возникающего
в ситуации незавершенности
В отечественной психологии
проблема интеграции
Известный российский
Первая: Отказ от какого-то
ни было разделения этих
Вторая: Строится на утверждении,
что между интеллектом и
Третья: Интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности. При максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта (Валлах, В.Н.Дружинин, Дж.Коган и другие)
В данном случае, истина, наверное,
все же одна, но как видим, у
специалистов, нет единства. Эта
ситуация, к сожалению очень характерна
для современной
1.2.3. Физический интеллект.
Родословную этой линии, вероятно, следует вести от Ф.Гальтона; как отмечалось выше. Он одним из первых предлагал ориентироваться при определении одаренности на особенности сенсорных процессов. Это направление было развито в рамках основанной Стэнли Холлом науки о ребенке – педологии. Таким образом, традиция изучения одаренности с точки зрения таких отраслей научного знания как психофизиология, возрастная физиология, нейропсихология, психогенетека имеет давнюю историю. Разработка концепции одаренности в этой традиции продолжается и по сей день (Г.Доман, Ж.Доман, В.В.Клименко, Э.Томас и другие).
Наиболее характерен для
данного подхода вариант
двигательные навыки (ходьба)
языковые навыки (разговор)
мануальные навыки (письмо)
визуальные навыки (чтение и наблюдение)
слуховые навыки (прослушивание и понимание)
тактильные навыки (ощущения и понимание)
«…Именно осуществление шести этих функций и служит, - пишет Г.Доман, - жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство выполнения этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни».
Большая часть представителей
данного подхода склоняются к
высокой степени