Детская одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:43, реферат

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Традиционно целям общественного прогресса отводилось весьма значительное место. Например, в нашей стране противостояние капиталистической и социалистической систем требовало значительного напряжения сил и максимального использования интеллектуальных ресурсов, особенно в сфере физики и математики. В связи с этим функционировала достаточно эффективная система выявления и обучения высоко одаренных детей. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

Вложенные файлы: 1 файл

психология детская одаренность.docx

— 138.62 Кб (Скачать файл)

 Среди основных слагаемых  одаренности, как правило, принято  выделять следующие составляющие:

- Мотивация. Любая деятельность  человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение Это явление получило наименование «направленность личности».

 Направленность – одна из  основных характеристик творческой  личности, выражена она в иерархической  структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

 Важные аспекты этой проблемы  вскрыты в исследованиях психологов  В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают, в частности: «…умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими зарубежными и отечественными последователями.

 С точки зрения воспитания  особенно важно многие последователи  приняли точку зрения, согласно  которой ключевой характеристикой  потенциала личности следует  считать не выдающийся интеллект  или высокую креативность. Как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская пишут: «… люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».

- Креативность (или творческость) – одна из важнейших характеристик одаренности. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации. Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.

 В материалах исследований  психологии творчества, проведенных  в последнее время, содержатся  довольно много параметров, характеризующих  это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность), у В.Лоуэнфельда – восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.

 «Креативность – пишет П.Торренс – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

 Есть в его работах и  более строгое описание. Так понятие  беглость он рассматривает как  способность к продуцированию  максимально большего числа идей. Этот показатель не является  специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше  возможностей для выбора из  них наиболее оригинальных.

 Гибкость – представляет  собой способность легко переходить  от явления одного класса к  явлениям другого класса, часто  очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют  инертностью мышления.

 Оригинальность – один из  основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающихся от широко известных, общепринятых.

 Другой полюс креативности обозначается термином – «разработанность». Творцы могут быть условно разделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие детально творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

- Способности выше среднего  уровня. В данном контексте термин  «способности» имеет несколько  нетрадиционный оттенок. Здесь имеется  в виду широкий спектр явлений, таких как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна – это с одной стороны, с другой – как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной деятельности.

 В моделях, где вместо данного  качества представляется «интеллект»  понятие одаренность неоправданно  сужается и модель оказывается  пригодной лишь для описания  одаренности лишь в познавательной  сфере. Иначе говоря, мы в этом  случае, имеем дело с одним  из видов частной или специальной  одаренности.

 Но при этом, в некоторых  работах Дж.Рензулли данный компонент раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня (основные интеллектуальные способности, специальные академические способности, психологические умения и т.д.) Сходная трактовка этой позиции при описании модели Дж.Рензулли принадлежит Х.Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж.Рензулли он расклассифицировал интеллект на, выделив семь его категорий:

музыкальный интеллект;

телесно-кинестетический

логико-математический

лингвистический

пространственный

внутреннеперсональный

внешнеперсональный

 Рассматриваемая схема предполагает  несколько иное, более универсальное  представление. Она допускает как  один из вариантов и вышеизложенную  трактовку. Но если под понятием  способности рассматривать не  интеллект, а психомоторные способности, то данная схема позволяет  охарактеризовать одаренность в  спорте. Естественно, что наполнение  данного компонента другим содержанием  будет соответственно менять  предметную направленность, общее  же в данном случае останется  неизменным.

 Одаренные дети – дети, значительно  опережающие своих сверстников  в умственном развитии, либо демонстрирующие  выдающиеся специальные способности. В научной литературе и в  обыденной речи одаренных детей  нередко называют вундеркиндами, подчеркивая тем самым исключительный  характер их способностей.

 Среди определений понятия  «одаренный ребенок» наиболее  удачное содержится в тексте  «Рабочей концепции»: «Одаренный  ребенок – это ребенок, который  выделяется яркими, очевидными иногда  выдающимися достижениями (или имеет  внутренние предпосылки для таких  достижений) в том или ином  виде деятельности».

 Известный специалист в области  детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:

дети с высоким IQ;

дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

дети с высокой креативностью.

 Другой специалист в области  психологии интеллекта М.А.Холодная  утверждает, что следует выделять  шесть категорий таких детей

«сообразительные»;

«блестящие ученики»;

«креативы»;

«компетентные»;

«талантливые»;

«мудрые».

 По многим наблюдениям реальная  педагогическая практика научилась  определять лишь три категории  одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются  в фундамент дифференциации обучения

 Первая категория одаренных  – дети с высокими показателями  по уровню общей одаренности.

 Вторая группа одаренных  – дети, достигшие успехов в  каких либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически  валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми

 К третьей категории одаренных  можно отнести детей, хорошо обучающихся  в школе («академическая одаренность»0

 Существует определенная возрастная  последовательность проявления  одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться  одаренность к музыке, затем –  к рисованию; вообще, одаренность  к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше  проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

 Одаренные дети, демонстрирующие  выдающиеся способности в какой-то  одной области иногда ничем  не отличаются от своих сверстников  во всех прочих отношениях. Однако, как правило одаренность охватывает  широкий спектр индивидуально-психологических  особенностей. Большинству одаренных  детей присущи особые черты, отличающие  их от большинства сверстников.

 Одаренных детей, как правило  отмечают высокая любознательность  и исследовательская активность. Психофизиологические исследования  показали, что у таких детей  повышена биохимическая и электрическая  активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать  одаренные дети воспринимают  болезненно. Поэтому ограничение  их активности чревато негативными  реакциями невротического характера.

 Одаренных детей в раннем  возрасте отличает способность  отслеживать причинно-следственные  связи и делать соответствующие  выводы; они особенно увлекаются  построением альтернативных моделей  и систем. Для них характерна  более быстрая передача нейронной  информации, их внутримозговая система  является более разветвленной, с  большим числом нервных связей.

 Одаренные дети обычно обладают  отменной памятью, которая основана  на раннем овладении речью  и абстрактным мышлением. Их отличают  способность классифицировать и  категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Чаще всего внимание к  одаренным детям привлекает их  большой словарный запас, сопровождающийся  сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением  читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по  их мнению выражать их собственные  понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации  умственных способностей.

 Одаренных детей также отличают  повышенная концентрация внимания  на чем-либо, упорство в достижении  результата в той сфере, которая  им интересна. Однако свойственное  многим из них разнообразие  интересов иногда приводит к  тому, что они начинают несколько  дел одновременно, а также берутся  за слишком сложные задачи.

 Раннее развитие способностей  школьника существенно сказывается  на всем стиле поведения и  формирования его личности. Такому  ученику нет необходимости полагаться  на постороннюю помощь, у него  меньше бывает эмоциональных  стрессов во время ответов  у доски, во время контрольных  работ и экзаменов. Сравнительная  легкость овладения учебным материалом  способствует возникновению уверенности  в своих силах, определенных навыков  преобразовывать обстоятельства  в соответствии поставленными  перед собой целями.

 Наряду с тем, что одаренные  дети имеют ряд преимуществ  перед своими сверстниками, им  приходится сталкиваться и со  специфическими трудностями. В первую  очередь это связано с отношениями  родителей к одаренности своих  детей. Некоторые обнаруживая у  своего ребенка ранние проявления  одаренности, все свои усилия  направляют на развитие его  способностей в соответствии  со своими представлениями о  целях и задачах воспитания. При  этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на  первую часть этого слова –  акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все  же ребенком. Если одаренность  проявляется в какой-то специфической  области, то родители заполняют  его жизнь занятиями в данной  области, препятствуя полноценному  развитию прочих способностей  и наклонностей ребенка. Многие  известные ученые музыканты, художники  и писатели проявили свои выдающиеся  способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие  достижения маленького А.Моцарта, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, И.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского и этот список можно продолжать. Не секрет, что одаренные дети, как уже говорилось часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда.

Информация о работе Детская одаренность