Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.1. Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.2. Оценка результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 25
Заключение 31
Библиография 33
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения детей дошкольного  возраста

5

1.1. Понятие агрессии и агрессивности

5

1.2. Особенности проявления агрессивного  поведения детей дошкольного  возраста

10

1.3. Педагогическое решение проблем  агрессивности детей дошкольного  возраста

17

Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения  детей дошкольного возраста

23

2.1. Программа профилактики агрессивного  поведения детей дошкольного  возраста 

23

2.2. Оценка результативности реализации  программы профилактики агрессивного  поведения детей дошкольного  возраста 

25

Заключение

31

Библиография

33

Приложение

36


 

Введение

 

Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается  фундамент личности, это время  становления ребенка как полноценного члена человеческого сообщества.

Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем. Проявляющихся  в период детства не только для  педагогов и психологов, но и для  общества в целом, ведь она является отражением тех кризисных явлений, которые переживает семья и все  общество в целом. Проблема агрессивного поведения ребенка находит свое отражение в теоретических исследованиях.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена  необходимостью объяснения природы  агрессивного поведения детей и  выявления методов и технологий  профилактики данной проблемы развития ребенка.

Цель  исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка  дошкольного возраста и выявление  средств его профилактики.

Объект  исследования — агрессивное поведение  детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности профилактики агрессивного поведения ребенка 6-7 летнего.

В соответствии с целью, объектом, предметом и  гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятия агрессии и агрессивности;
  • рассмотреть особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
  • вывести педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста;
  • предложить программу профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
  • оценить результативность программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: если процесс деятельности строится на взаимодействии педагогов  и родителей, то это может способствовать профилактике агрессивного поведения  ребенка дошкольного возраста при  соблюдении следующих условий:

  • освоение педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов.
  • использование в деятельности ДОУ системы методов и технологий как средств в профилактике агрессивного поведения.

Методы  исследования.

  1. Контент - анализ педагогической, психологической литературы по теме исследования;
  2. Целенаправленное наблюдение за агрессивными проявлениями старших дошкольников по отношению к сверстникам в естественных условиях группы детского сада.
  3. Психологические и педагогические методы исследования системы межличностных связей в группе детского сада и определения положения каждого ребенка в ней (тесты, беседы);
  4. Опрос родителей с целью изучения особенностей их воспитания детей в семье.

База  исследования: ДОУ №168 города Омска, подготовительная группа в составе 23 человека и их родителей.

Практическая  значимость исследования заключается  в разработке программы профилактики агрессивного поведения ребенка.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста

1.1. Понятие агрессии и агрессивности

 

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые  взаимоотношения между людьми, а  также эффективность индивидуального  личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. Многие из психологов считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения в  живом мире, связанной с борьбой  за выживание. Но они же признают, что  над агрессивными импульсами, агрессивными проявлениями в поведении человека возможен контроль, связанный с обучением  и воспитанием.

Термином  ″агрессия″ обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств.

Само  слово ″агрессия″ имеет корни  в латинском ″adgradi″ (″ad″ —  ″на″, ″gradus″ — ″шаг″), т. е. ″наступать″. ″Толковый словарь современного русского языка″ С. И. Ожегова дает следующее определение: ″агрессия  — это открытая неприязнь, вызывающая враждебность″ [6]. Словарь французского языка Поля Робера определяет агрессию как ″нападение на индивида с использованием силы″ [17]. Оксфордский словарь английского  языка″ — как ″не спровоцированное нападение на индивида″ [30]. Исходя из смысла этих определений, можно сделать  вывод, что в современном языке  слово ″агрессия″ используется в  значении, близком к первоначальному.

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Можно выделить основные взгляды  на содержание понятия агрессии (таблица 1) [3].

 

Таблица 1 – Основные взгляды на содержание понятия агрессии

Автор

Определение

Л. Бендер

Тенденция приближения к объекту  или удаления от него

Ф. Аллан

Внутренняя сила (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять  внешним силам

Х.Дельгадо

Поведенческая реакция, характеризующаяся  проявлением силы в попытке нанести  вред или ущерб личности или обществу

А. Басс

Реакция, в результате свойств которой  другой организм получает болевые стимулы

Э. Уилсон

Физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или  генетическую приспособленность другой особи

А. Бандура

Не всегда целенаправленная реакция  одного индивида, наносящая другому  индивиду физический или моральный  ущерб

Л. Хьюсмен

Л. Ирон

Поведение, имеющее целью нанесение  повреждений или раздражение  другого субъекта

Дж.Доллард

Намеренное действие, направленное на причинение вреда определенному  организму, или другому организму, его замещающему

Л. Берковиц

Намерение ранить или причинить ущерб  другому

Д.Зиллманн

Попытка нанести физический ущерб  другому субъекту, который мотивирован, избежать этого воздействия


 

Многие  исследователи разводят понятия  агрессии как специфической формы  поведения и агрессивности как  психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий  специфическую функцию и организацию, агрессивность же рассматривается  как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры  психических свойств человека.

По мнению А. Г. Бассу агрессия бывает двух типов: физическая и вербальная. Ниже приведена классификация в схематическом виде (рис. 1, 2).

Рисунок 1 – Классификация агрессии

Рисунок 2 – Классификация агрессии

 

Зигмунд Фрейд считал, что агрессивное  поведение по своей природе инстинктивное  и неизбежное. Он утверждал, что все  человеческое поведение является результатом  сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение.

Продолжателем идей З. Фрейда стала его дочь А. Фрейд, уделившая большое внимание проблемам  детской агрессивности. На богатейшем клиническом материале А. Фрейд конкретизировала основные положения классического психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании.

Этологический подход представлен в работах  К. Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода к агрессии, что совпадало с позицией З.Фрейда. Он считал, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание и агрессивная энергия  генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно  накапливаясь с течением времени.

Лоренц  отмечал, что кроме врожденного  инстинкта борьбы все живые существа имеют способность подавлять  свои стремления, имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению  на представителей своего вида, отсюда, технический прогресс (оружие массового  уничтожения) может привести к уничтожению  человека как вида. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения  могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и  могут блокировать ее проявления.

Заслуживает внимания теория социального учения (бихевиоральная модель), где А. Бандура  описывает изучение человеческого  поведения, ориентированного на образец  как: агрессия, приобретаемая посредством  биологических факторов (гормоны, нервная  система) и учения (например, непосредственный опыт, наблюдение).

Значит, теория социального учения утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях [6].

Таким образом, З. Фрейд и К. Лоренц представили  эволюционный подход к агрессии. К. Лоренц признает, что агрессия бывает импульсивной и не подвластной контролю рассудка, возникающей спонтанно  и нуждающейся в разрядке. Альфред  Адлер и М. Зильман описали, как  большинство людей реагируют  на провокацию ответной реакцией и  чтобы избежать этого необходима выработка конструктивных и неагрессивных  привычек. Согласно теории Альберта Бандуры, особенности поведения развиваются путем подражания другим людям и, наблюдая насилие в семье, ребенок вырастит агрессивным. Необходимо найти возможности предотвращения агрессии или взять ее под контроль.

Итак, многие авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия имеет место тогда, когда  результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

Для того чтобы, рассмотреть проблему агрессии и агрессивного поведения в отечественной  психологии обратимся к мнению следующих  ученых: А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготскому, Ю.Б. Можгинскому, И.А. Кудрявцеву, В.Г. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину. Благодаря их работам  в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

Многих  исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми. В  данной проблеме, как указывает А.Г. Асмолов, важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и  эмоциональный фон отношения  родителей к ребенку [5].

Даниил  Борисович Эльконин считает, что  родители, педагоги и психологи должны регулировать инстинктивную жизнь  ребенка и в игровой форме, когда он берет на себя роль взрослого, у него происходит укрепление собственного «Я», формируются высокие мотивы, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей. В игре ребенок  воссоздает реальные отношения и  проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (он в игре руководитель с агрессией  или заботой, а ещё он заботливый, застенчивый и робкий). Он отмечает, что ребенок должен жить в раздвоенном  мире - в своем мире и в мире взрослых. Свой мир - мир удовольствий, взрослый мир - мир реальности, мир принуждения[53].

Как справедливо  отмечает И.А. Фурманов, тема детской  агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной  психологии, и даже в настоящее  время публикации на эту тему у  нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в  дошкольном возрасте и их профилактики, особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось  до последнего времени слишком мало внимания [50].

Информация о работе Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста