Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.1. Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.2. Оценка результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 25
Заключение 31
Библиография 33
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.28 Кб (Скачать файл)

Критериями качества взаимодействия детского сада и семьи являются:

  • ценностное отношение друг к другу (открытость к взаимодействию через развитие демократического климата в детском саду; согласие, толерантность (терпимость, принятие культурных отличий); принятие самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых);
  • информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной), о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости; о достижениях систем в воспитании дошкольников; об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей;
  • включенность в совместную деятельность (совместное выявление специалистами и родителями достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка; совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем; совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализации) [1].

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте. Работу с родителями агрессивных  детей целесообразно проводить  в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины  ее появления, чем она опасна для  ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с  ребенком.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной  работы с ребенком, психологу можно  начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. Кроме  этого, для родителей агрессивных  детей будет полезна наглядная  информация, размещенная на стендах  в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле. Возможно, что, получив  хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к  специалисту, и можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком по конкретной проблеме.

В социальной педагогике профилактика – это мероприятия, направленные на: предотвращение физических, психологических, обстоятельств у человека; сохранение, поддержание, защиту нормального уровня жизнедеятельности ребенка; содействие ребенку в достижении социально-значимых целей [22].

Анализируя труды Запорожца  А.В. и Марковой Т.А. можно выделить подходы к осуществлению профилактики:

  1. Подход, основанный на распространении информации. Самый распространенный в профилактике. Недостатки: предоставленная информация носит частичный характер, основана на запугивании, не дает представления о результате. Метод не эффективен.
  2. Подход, основанный на влиянии социальных факторов, в умении противостоять негативной среде, в умении сказать «нет». Программы: «Ровесник – ровеснику», «Негативное проявление волевых качеств».
  3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков, на получении социальных навыков, которые не были привиты детям – получение нового опыта во взаимодействии с людьми.
  4. Подход, основанный на развитии альтернативной деятельности по устранению девиантного поведения (программы, где характерны авантюризм, склонность к риску, туристические программы, система дополнительного образования). [21].

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что на начальных  этапах взаимодействия педагогов и  родителей по профилактики агрессивного поведения дошкольников необходимо применять следующие формы взаимодействия с семьями детей: тематические родительские собрания и конференции, психолого-педагогические практикумы, индивидуальные и групповые  консультации для родителей, дискуссии, родительские и семейные клубы, семейные праздники: День Матери, День Семьи. Индивидуальная работа с агрессивным ребенком может проводиться по следующим направлениям:

1. Игра (наиболее часто используется в работе с детьми дошкольного возраста).

2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

3. Приобщение детей к групповым видам спорта: футбол, баскетбол и пр., требующим навыков сотрудничества. Индивидуальные виды спорта.

В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и  учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу  принятия, в которой ребенок может  чувствовать себя комфортно и  безопасно. Родители, принимая участие  в совместных семейных  занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют  с ним его интересы.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно  оценивать свои возможности, что  способствует формированию адекватной самооценки. В процессе  профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое злость, каковы ее разрушительные действия, а также  о том, каким злым и некрасивым становится человек в данной ситуации.

Таким образом, исходя из анализа различных  подходов к определению категории  взаимодействия, взаимодействие педагогов  и семьи представляет собой целостный  процесс согласования, взаимного  влияния и интеграции целей, ценностей, смыслов, опыта семейного и дошкольного  воспитания. Педагогическое взаимодействие педагогов и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечение его личностного  роста, формирования мотивации к  учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в детском саду, семье, социуме. Достижение данной цели возможно при организации творческого сотрудничества на основе единства взглядов на воспитание, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, их активного субъект-субъектного партнерского взаимодействия. 

Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного  возраста

2.1. Программа  профилактики агрессивного поведения  детей дошкольного возраста

 

По результатам проведения констатирующего  этапа эксперимента на базе ДОУ №168 была разработана программа профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Методической основой программы  является пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие  эмоций дошкольников. Занятия. Игры»  автор – Минаева В.М.

Программа включает:

1 блок – система игровых занятий  с детьми.

2 блок – система тематических  занятий с детьми.

3 блок – система работы с  родителями.

Цель программы: развитие навыков  конструктивных взаимоотношений с  окружающими людьми.

Задачи программы:

  • знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью;
  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам);
  • учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом;
  • формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.);

1.Система игровых занятий.

Приведенные ниже занятия рекомендуется  проводить один раз в неделю со всеми детьми или в триаде, начиная  со знакомства детей с положительными эмоциями.

2. Система тематических занятий  с детьми.

Выражение чувств радости – горя. Чтение отрывков произведения К. И. Чуковского. Проведение с детьми краткой беседы по прочитанному, затем предлагается им нарисовать радость, горе так, как  они себе представляют.

Выражение чувства злости. Чтение отрывка из произведения А.Н. Толстого «Три медведя». Рассматриваются иллюстрации  к сказке. Затем предлагается детям  отразить эмоцию гнева, и показать это  эмоциональное состояние перед  зеркалом, используя мимику, пантомимику, жесты. Разыгрываются этюды на выражение  эмоции злости, гнева.

3. Система работы с родителями.

Система работы с родителями включает обучение их и проведение совместно  – в ДОУ с детьми, а в домашних условиях родители с детьми - такого метода как аутогенная тренировка (далее  АТ).

Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление.

Эффективней проводить аутогенную тренировку перед сном.

Как показала практика, очень хорошие  результаты дает совместная терапия  ребенка и родителя. Для детей  подготовительной группы целесообразно  проведение совместной игротерапии. После  беседы ребенку предоставляется  возможность самостоятельно поиграть, а в это время специалист может  проводить обсуждение разных проблем  с взрослыми. Потом игра проводится вместе с родителем и специалистом. Темы для совместных игр выбирается по инициативе ребенка. Взрослые создают  эмоциональный фон для игры и  участвуют в ней на «равных» с  ребенком. Игра может происходить  за столом или небольшой ширмой, по обе стороны которой располагаются  участники. Специалист старается, чтобы  один из персонажей был из сказки, в  которых мальчишки отличаются агрессивным поведением (Петрушка, Буратино и пр.). Затем играют в игру, предлагаемую родителем. В этом случае игра может воспроизводить некоторые семейные проблемы и специалист незаметно направляет игру так, чтобы эти проблемы прозвучали. После обсуждения этой игры специалист предлагает свою игровую ситуацию и видно, как игра отражает агрессивное поведение героев, хотя персонажи действуют более адекватно и успешно, чем в повседневной жизни. Так же важно, чтобы, проигрывая ситуации, родители и дети менялись ролями, ведь это помогает лучше понять свое поведение в повседневной жизни и способствует развитию у всех членов семьи не только навыков руководства, но и подчинения.

После совместной терапии родители относятся к детям более спокойно, внимательно, адекватно и последовательно, что приводит к решению проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция  отношений между ребенком и родителями, а заодно – и между самими супругами. Объединяющим семью фактором становится совместная деятельность всех ее членов, направленная на помощь ребенку: семейные праздники, участие в конкурсах, День Матери, День Семьи, посещение  театров, музеев, спектаклей, библиотек, выставок и др.

Программа строилась на основе развития взаимодействия педагогов и родителей  в ДОУ №168, что способствовало профилактике агрессивного поведения  ребенка дошкольного возраста при  соблюдении следующих условий: повышение  эмоционального благополучия ребенка, учете его индивидуальных особенностей, освоения педагогами и родителями приемлемых способов разрешения конфликтов.

2.2. Оценка результативности  реализации программы профилактики  агрессивного поведения детей  дошкольного возраста

 

По итогам реализации программы профилактики агрессивного поведения ребенка  была проведена вторичная диагностика. Цель - определить эффективность использования программы профилактики агрессивного поведения, достигнутой путем повышения эмоционального благополучия ребенка, учета его индивидуальных особенностей, разъяснения родителям способов разрешения конфликтов.

Вторичная диагностика включала следующие  методы:

- анкетирование  родителей (анкета разработана Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.) (приложение 1),

Результаты  повторной оценки уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 41% детей имеют  слабый уровень агрессивности, 50% средний, 9% высокий, а повышенный уровень агрессивности не выявлен (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников на контрольном этапе эксперимента

- повторное  структурализированное наблюдение  за детьми, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного  поведения детей, разработанная  Лаврентьевой Г.П.).

 

Таблица 2. - Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. на контрольном  этапе эксперимента

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

10 детей

13 детей

-

-

35%

60%

5

-

Информация о работе Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста