Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.1. Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.2. Оценка результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 25
Заключение 31
Библиография 33
Приложение 36
Итак, отдельные вопросы изучения агрессии нашли отражение в работах отечественных психологов: Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Знакова, К. Изарда, Л.М. Семенюк, В.Н.Мясищева, Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., которые под агрессией понимают состояние, включающее в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения. Профессор Н.Д.Левитов выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевые компоненты, которые требуют понимания ситуации.
Таким образом, анализ большого числа научных работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует, насколько сложна проблема агрессивности и агрессивного поведения и различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.
В курсовой работе мы опираемся на понятие агрессии как формы поведения, включающей в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения, не желающих подобного обращения.
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста
В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультурными нормами, требованиями и установками. Как считает Х. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Итак, мы видим, что искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, и не ограничивали без необходимости права и свободы человека.
Среди психологических особенностей проявления агрессивного поведения можно выделить: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и др.).
Необходимо
рассмотреть варианты особенностей
проявления агрессивного поведения
детей и механизмы его
Первый
вариант воспитания агрессивности:
чрезмерно предупредительные
Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и или других близких обратить на него внимание [8].
Однако
это крайние варианты, встречающиеся
относительно нечасто: большая часть
агрессивности детей
Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом.
И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети,
склонные к проявлению
2. Дети,
склонные к проявлению
3. Дети,
склонные к проявлению
4. Дети,
склонные к проявлению
Физическая агрессия — это такая проблема, которая немедленно привлекает взрослых. Если ребенок щиплется или кусается исподтишка, то возмутить взрослых может «скрытность» его действий. Такую проблему вряд ли оставишь без внимания, хотя у разных взрослых разные взгляды — некоторые вполне определенно терпят агрессивность мальчиков больше, чем девочек. [33].
Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла, нежности, доброты и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания, которые вызывают следующие опасности:
Во-первых,
родители, наказывающие своих детей,
фактически могут оказаться для
тех примером агрессивности. В таких
случаях наказание может
Во-вторых,
дети, которых слишком часто
В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. То есть ребенок будет помнить только о боли нанесенной ему, а не об усвоении правил поведения.
Характеристика семьи, как «полная или неполная», влияет на формирование детской агрессивности. Очень важно один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, и они чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут злиться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Необходимо рассмотреть
Наряду с прямыми поощрениями
и наказаниями родители преподают
своим детям урок на тему агрессивности
непосредственной реакцией на детские
взаимоотношения. В нескольких экспериментах
изучался эффект от вмешательства родителей
при агрессии между братьями-сестрами.
Психологи утверждают, что подобный
шаг со стороны родителей может
на самом деле потворствовать развитию
агрессии. Поскольку младшие дети
на правах более слабых могут ожидать,
что родители примут их сторону, они,
не колеблясь, вступают в конфликт с
более сильным противником. Подобное
вмешательство родителей
Итак, на агрессивность ребенка
влияют не только взаимоотношения в
семье, но и стиль семейного воспитания,
а также взаимоотношения
Существует ряд факторов, специфических для семьи как социальной группы, ответственных как за формирование в ней атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал агрессивности и злоупотребления силой. Члены семьи постоянно взаимодействуют; они вовлечены в широкий круг совместной деятельности, что требует от каждого высокой самоотдачи. Семья предоставляет множество возможностей для негативной взаимозависимости. За продолжительное время, проводимое членами семьи вместе, накапливается знание о сильных и слабых сторонах каждого, что может быть использовано для нападения на другого в ситуации конфликта.
Таким образом,
на основании анализа
1.3. Педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста
В ходе организации воспитательного процесса в детском саду актуальной задачей, по мнению научного руководителя Щекиной Ольги Александровны, является обеспечение эффективными способами взаимодействия в различных ситуациях (ребенок - ребенок, ребенок - родитель, родитель - воспитатель), коррекция агрессивных проявлений детей, обучение их эффективным способам взаимодействий. Для этого необходимо установить открытые добрые и доступные отношения для понимания друг друга, создать ребенку позитивный образец для подражания.
Ребенок постепенно начинает входить в мир взрослых, в мир взаимоотношений между людьми. Он как бы присматривается к взрослым. Он впитывает окружающую действительность, воспринимает любую информацию и положительную и отрицательную.
Исследуемая проблема подробно анализируется
в педагогических исследованиях. Она
рассматривается с одной
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье [24].
По мнению научного руководителя Щекиной
Ольги Александровны, взаимодействие
детского сада и семьи – это
двусторонний, циклический процесс,
разворачивающийся по спирали. Переход
от ограничивающего к