Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.1. Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.2. Оценка результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 25
Заключение 31
Библиография 33
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.28 Кб (Скачать файл)

Итак, отдельные вопросы изучения агрессии нашли отражение в работах отечественных психологов: Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Знакова, К. Изарда, Л.М. Семенюк, В.Н.Мясищева, Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., которые под агрессией понимают состояние, включающее в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения. Профессор Н.Д.Левитов выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевые компоненты, которые требуют понимания ситуации.

Таким образом, анализ большого числа научных работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует, насколько сложна проблема агрессивности и агрессивного поведения и различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.

В курсовой работе мы опираемся на понятие агрессии как формы поведения, включающей в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения, не желающих подобного обращения.

 

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста

 

В социальной среде уровень агрессивности  определяется степенью социализации и  этнокультурными нормами, требованиями и установками. Как считает Х. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Итак, мы видим, что искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, и не ограничивали без необходимости права и свободы человека.

Среди психологических  особенностей проявления агрессивного поведения можно выделить: недостаточное  развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни  и др.).

Необходимо  рассмотреть варианты особенностей проявления агрессивного поведения  детей и механизмы его поведения  в семье.

Первый  вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного  результата с помощью агрессии, ребенок  вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении  в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять  другие формы вербальной, экспрессивной  и физической агрессии.

Второй  вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это  рождает страх, влекущий за собой  агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных  детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности  в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность  какой-то эмоциональной разрядки и  заставляет мать и или других близких  обратить на него внимание [8].

Однако  это крайние варианты, встречающиеся  относительно нечасто: большая часть  агрессивности детей развивается  где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями — в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это  достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом.

И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической  агрессии. Это активные, деятельные  и целеустремленные ребята, отличающиеся  решительностью, склонностью к риску,  бесцеремонностью и авантюризмом. Их общительность, раскованность,  уверенность в себе сочетается  с честолюбием и стремлением  к общественному признанию. Обычно  это подкрепляется хорошими лидерскими  качествами, умением сплотить сверстников,  правильно распределить между  ними групповые роли, увлечь за  собой. В то же время они  любят демонстрировать свою силу  и власть, доминировать над другими  людьми и проявлять садистские  тенденции.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной  агрессии. Этих ребят отличают  психическая неуравновешенность, постоянные  тревожность, сомнения и неуверенность  в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях  склонны к сниженному фону  настроения. Внешне часто производят  впечатление угрюмых, недоступных  и высокомерных, однако при более  близком знакомстве перестают  быть скованными и отгороженными  и становятся очень общительными  и разговорчивыми. Для них характерен  постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния  напряжения и возбуждения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной  агрессии. Таких детей отличает  чрезмерная импульсивность, слабый  самоконтроль, недостаточная социализация влечений. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами и желаниями окружающих.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма.  Ребят этой группы отличают  повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт [50].

Физическая  агрессия — это такая проблема, которая немедленно привлекает взрослых. Если ребенок щиплется или кусается исподтишка, то возмутить взрослых может «скрытность» его действий. Такую проблему вряд ли оставишь без  внимания, хотя у разных взрослых разные взгляды — некоторые вполне определенно  терпят агрессивность мальчиков  больше, чем девочек. [33].

Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла, нежности, доброты и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания, которые вызывают следующие опасности:

Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для  тех примером агрессивности. В таких  случаях наказание может провоцировать  агрессивность в дальнейшем. Ребенок  узнает, что физическая агрессия –  средство воздействия на людей и  контроля над нами, и будет прибегать  к нему при общении с другими  детьми.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей  или оказывать им сопротивление.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут  забыть причину, породившую подобные действия. То есть ребенок будет помнить  только о боли нанесенной ему, а не об усвоении правил поведения.

Характеристика  семьи, как «полная или неполная», влияет на формирование детской агрессивности. Очень важно один или оба родителя живут с ребенком под одной  крышей, и каков характер взаимоотношений  между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, и они чувствуют, что  их считают никуда не годными, или  не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в  преступную деятельность, будут злиться  на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут  вести себя агрессивно по отношению  к своим родителям.

Необходимо рассмотреть характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью  «наставить детей на путь истинный»  или изменить их поведение. Некоторые  родители вмешиваются редко и  сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку  вести себя как он хочет или  просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо  его поведение. Другие же родители вмешиваются  часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее  социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение [37].

Наряду с прямыми поощрениями  и наказаниями родители преподают  своим детям урок на тему агрессивности  непосредственной реакцией на детские  взаимоотношения. В нескольких экспериментах  изучался эффект от вмешательства родителей  при агрессии между братьями-сестрами. Психологи утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может  на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с  более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми  выходят на тропу войны и в  течение длительного времени  держат осаду старших братьев  и сестер. Отсюда несколько неожиданный  вывод, что без родительского  вмешательства агрессивные взаимоотношения  между их детьми редки по причине  неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. А также дети редко  ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто  проявляют агрессию, если наказывают старших [37].

Итак, на агрессивность ребенка  влияют не только взаимоотношения в  семье, но и стиль семейного воспитания, а также взаимоотношения ребенка  с братьями и сестрами.

Существует ряд факторов, специфических для семьи как социальной группы, ответственных как за формирование в ней атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал агрессивности и злоупотребления силой. Члены семьи постоянно взаимодействуют; они вовлечены в широкий круг совместной деятельности, что требует от каждого высокой самоотдачи. Семья предоставляет множество возможностей для негативной взаимозависимости. За продолжительное время, проводимое членами семьи вместе, накапливается знание о сильных и слабых сторонах каждого, что может быть использовано для нападения на другого в ситуации конфликта.

Таким образом, на основании анализа теоретической  литературы по особенностям проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияния семьи на формирование детской агрессивности можно сделать вывод, что:

  1. Агрессия в человеке заложена биологически и выступает в качестве средства достижения необходимой цели, способа психологической разрядки, удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.
  2. Природа возникновения детской агрессивности складывается из трёх компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.
  3. Особенностями проявления агрессивного поведения ребенка в дошкольном возрасте являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; зашита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
  4. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в одном случае - спонтанная демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в следующем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство - невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их.
  5. Часто жертвами агрессии  в семье становятся близкие люди – родные, друзья и пр. Это своего рода процесс  «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей – жизненной основы существования человека.
  6. Вседозволенность в воспитании приводит к тому, что дети перестают (вернее, не умеют) проводить необходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным – у них не хватает практики. Реакция родителей и собственный страх от содеянного научат ребенка в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.

 

1.3. Педагогическое решение  проблем агрессивности детей  дошкольного возраста

 

В ходе организации воспитательного  процесса в детском саду актуальной задачей, по мнению научного руководителя Щекиной Ольги Александровны, является обеспечение эффективными способами  взаимодействия в различных ситуациях (ребенок - ребенок, ребенок - родитель, родитель - воспитатель), коррекция  агрессивных проявлений детей, обучение их эффективным способам взаимодействий. Для этого необходимо установить открытые добрые и доступные отношения  для понимания друг друга, создать  ребенку позитивный образец для  подражания.

Ребенок постепенно начинает входить  в мир взрослых, в мир взаимоотношений  между людьми. Он как бы присматривается  к взрослым. Он впитывает окружающую действительность, воспринимает любую  информацию и положительную и  отрицательную.

Исследуемая проблема подробно анализируется  в педагогических исследованиях. Она  рассматривается с одной стороны  как особый вид совместной деятельности и учебное сотрудничество (Л.И.Айдаровой, В.В. Давыдовым, Е.В. Цукановой и др.). С другой стороны, как объективно существующие отношения субъектов  и объектов деятельности (Ю.К.Бабанский, А.Е. Кондратенков, И.Я.Лернер, и др.).

Взаимодействие родителей и  педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей  и смысла. Взаимодействие позволяет  совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье [24].

По мнению научного руководителя Щекиной  Ольги Александровны, взаимодействие детского сада и семьи – это  двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход  от ограничивающего к продуктивному  взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и  ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка  в детский сад и до его выпуска  в школу. А взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее  возникновение проблем «отцов и  детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным. Важными  характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность  и активность. Ответственность родителей  и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия  как в собственном развитии, так  и в воспитании, образовании и  развитии детей, а детские праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия  станут привлекательным местом семейного  отдыха.

Информация о работе Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста