Деятельность учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста в образовательном проц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие воли в наше время имеет важное значение, но начало этому процессу закладывается еще в дошкольном возрасте, а учитель начальных классов продолжает формировать волевые качества. В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивает, что волевые качества не являются врожденными, а формируются на протяжении всей жизни человека, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы развития характера и волевых качеств детей младшего школьного возраста……………………………………………………7
История учений о характере………………………………………………..7
Личность и характер человека…………………………..…………………13
Черты характера……………………………………………………………15
Физиологическая основа характера………………………………………17
Формирование характера………………………………………………….18
Структура характера……………………………………………………….22
Классификация характеров…………………………..……………………23
Типология характера по Э. Кречмеру ……………………………………23
Классификация характеров Э. Фромма ………………………………….24
Классификация характеров Юнга ………………………………………..26
Типология характеров К. Леонгарда……………………………………..27
1.3.5. Акцентуация характера А. Е. Личко. …………………………………….30
1.4. Пути воспитания характера у ребенка…………………………………...34
1.4.1. Влияние физических упражнений и игр на характер и поведение детей и подростков………………………………………………………………………...36
1.5. Эмоционально-волевая сфера…………………………………………….42
1.5.1. Возрастные особенности волевой сферы младших школьников………43
1.5.2. Волевые качества личности……………………………………………….46
Условия развития воли…………………………………………………….48
1.6. Деятельность учителя начальных классов по развитию воли у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..50
1.6.1. Роль игровой деятельности в формировании волевых качеств личности младшего школьника………………………………………………………………56
Выводы по главе 1…………………………………………………………………60
Глава 2. Сборник занятий и упражнений, направленных на развитие волевых качеств детей младшего школьного возраста.……………..…………………...64
Выводы по главе 2…………………………………………………………………84
Заключение…………………………………………………………………………85
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

психология(характер) курсовая.docx

— 221.48 Кб (Скачать файл)

Можно ли тушить пожар огнем? (Можно, встречным огнем тушат лесные пожары.)

Объясните значение слов пожарный, пожарник. (Пожарный — тот, кто тушит. Пожарник — погорелец.)

Подведение итогов викторины.

Ведущий. Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.

Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой вы учитесь!

Подведение итогов различных конкурсов. Награждение подарками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное занятие: Хозяин своего «Я»

Цель занятия: учить владеть собой, своим поведением.

Ход занятия:

Приветствие. Упражнение «Подари улыбку».

Цель:

  1. Установление контакта;
  2. Улучшение эмоционального состояния.

Дети повторяют за взрослым слова и движения, стоя в кругу: «Улыбнусь правой ручке (поворот головы вправо). Улыбнусь левой ручке (поворот головы влево). Улыбнусь правому ушку (дотрагиваются до правого уха). Улыбнусь левому ушку (дотрагиваются до левого уха). Улыбнусь правому дружку (улыбается, протягивает руку вправо). Улыбнусь левому дружку (улыбается, протягивает руку влево). Солнцу улыбнусь (руки вверх). С друзьями обнимусь (все обнимаются)».

Упражнение «Продолжи предложение»

Учитель: Ребята, сегодня на нашем занятии мы будем говорить о наших «хочу» и « не хочу» то есть о наших желаниях. Какие желания  у вас на данный момент.

Упражнение «Я хочу………..».

Поговорим  о ваших желаниях. Среди них были фантастические, смешные, реальные, невыполнимые, но все желанные. Что требуется для их осуществления?

Дети: деньги, помощь взрослых, усилия со своей стороны и т.д.

 Учитель:  Для осуществления  многих желаний приходится проявлять  настойчивость, усилия со своей стороны,  то есть силу воли.  Приходилось ли вам проявлять силу воли, расскажите об этом.

Дети: рассказывают свои истории из жизни или прочитанного произведения.

Упражнение «Я не хочу……»

Учитель: Я бы все ваши «не хочу»  разделила на две группы: не хочешь и не делай этого,  не хочешь, а делать надо. Какие из названных вами не желаний вы бы отнесли к первой группе, а какие ко второй? Где вам потребуется усилие воли?

Дайте совет, что делать…

Не хочу делать уроки, как себя заставить;

Не хочу убирать постель (мыть посуду, читать книгу и т.д.), как себя заставить;

Попросите совета « Не хочу… Как себя заставить?»

Практическая часть

Цель: Учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Прослушайте стихотворение «Очень, очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

 И я гостей к себе  позвал

 Купил муку, купил творог,

 Испек рассыпчатый  пирог

 Пирог, ножи и вилки  тут -

 Но что-то гости  не идут

 Я ждал, пока хватило  сил,

 Потом кусочек откусил

 Потом подвинул стул  и сел

 И весь пирог в  минуту съел

 Когда же гости подошли,

 То даже крошек не  нашли

Почему мальчик не смог встретить гостей так, как задумывал? Какие советы вы можете ему дать?

Дети: Заняться каким-нибудь делом, почитать книгу, посмотреть фильм, отвлечь мысли от этого пирога и т.д.

Учитель: От «хочу» до «могу» часто очень длинный и трудный путь, его можно представить в виде лестницы.

     Хочу и всё  получается

                        Хочу и иногда получается

                                       Хочу и учусь делать

                                                    Хочу, но пока не получается

                                                                 Хочу  что-то сделать

Подумайте, какими качествами и чертами характера должен обладать человек, чтобы подняться на верхнюю ступень.       

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

  • быть настойчивым
  • быть решительным
  • не расстраиваться при неудаче, ошибке
  • не торопиться
  • не ждать быстрого результата
  • верить в успех
  • верить в то, что всему можно научиться
  • поддерживать друзей в трудную минуту
  • не унывать
  • не сдаваться
  • не пасовать перед неудачей или трудностями
  • не стесняться попросить помощи
  • не бросать начатое дело

Игра «Воздушные шарики»

Правила игры. Представь себе, что в одном из воздушных шаров собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а во втором — всё вредное, что мешает ему расти здоровым, приводит к болезням, заставляет волноваться.

Напиши в одном из шаров все полезные привычки и «хорошие» черты характера, а во втором — вредные привычки и «плохие» черты характера. Нарисуй и раскрась шары

Подведение итога.

    1. Сборник игр направленных на развитие настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки

Игра в «В автобусе»

Группа учащихся делится на пары. Действие происходит в автобусе, можно в классе проимитировать обстановку автобуса. Один человек - сидящий, другой - стоит. Тому, кто стоит необходимо вежливо убедить сидящего, чтобы тот уступил ему место. Тому, кто сидит предварительно (тайно) была дана установка не уступать место. После выполнения игры важно обсудить впечатления, проанализировать ход и итог игры.

Игра направлена на развитие настойчивости и целеустремленности.

Игра-соревнование «А ну-ка, мальчики и девочки!»

Суть игры: девочкам необходимо собрать из конструктора башенный кран или самоходную машину. Мальчикам необходимо сшить кукле платье или сделать ей прическу. Победителями оказываются та группа, которая быстрее справилась с заданием. Обязательно после окончания игры необходимо совместно подвести итоги игры и проанализировать их.(23, с.89)

Игра направлена на развитие настойчивости, упорства, если у девочек не получается собрать машинку, а у мальчиков сделать прическу кукле, то они стараются и заставляют себя чтобы победить.

Игра «Морской бой»

Игра проводится на листах в клетку. Двое участников играют, скрывая свои записи друг от друга. Каждый играющий рисует две таблицы 10x10 клеточек. Таблицы представляют собой координатную сетку, столбцы которой обозначены буквами от «А» до «К», а строки – цифрами от 1 до 10, Таким образом, каждая клетка таблицы обозначается сочетанием цифры и буквы. В одной таблице играющие расставляют все свои корабли. Вторая таблица – карта расположения кораблей противника. Она заполняется в ходе игры. Всего можно расположить 10 кораблей, которые не должны соприкасаться ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный (т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных. Право первого хода определяет жребий. Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит «промах». Если там есть корабль, то игрок говорит «попал», уточняя «ранил» или «убил». Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся. Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.

Развивает умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, умение проявлять настойчивость, упорство, решительность, выдержку (не обижаться при проигрышах)

Игра «прыжок через пропасть»

Выполнять ее следует в спортивном зале школы. Потребуется два гимнастических «козла» выстой 125 см от пола.

Условия игры: необходимо стоя на одном «козле», оттолкнувшись двумя ногами, перепрыгнуть на другой «козел», приземлившись на две ноги. Расстояние между «козлами» устанавливается с учетом возможностей каждого участника. Для этого участники выполняют на полу прыжок в длину толчком двух ног. Это расстояние, с вычетом 40 см, и определяет удаленность одного «козла» от другого.

Даная игра развивает у детей решительность. В основном те дети, которые в начале игры долго колебались, под конец уже могут более быстро проявлять свою решительность.

Игра «Белые медведи».

Площадка, на которой проводится игра, представляет собой море. В стороне очерчено небольшое место – льдина. На ней стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке.

Правила игры заключаются в следующем: «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»; при ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начинается тем, что «медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Последний пойманный игрок становится «белым медведем». Побеждает последний пойманный игрок.

Игра направлена на развитие таких волевых качеств, как решительность, выдержку, настойчивость.

Игра «У медведя во бору».

 Правила: игру начинать по сигналу руководителя; водящий может выбегать из «берлоги», только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходят к «медвежьей берлоге» и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь сидит, (а медведь не спит)

На меня рычит. (все на нас глядит)

Когда дети произносят последнее слово – «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и ловит кого-нибудь. Пойманного он отводит в берлогу. Победителями становятся не пойманные дети.

Игра воспитывает выдержку, решительность, дисциплинированность.

 

 

 

    1. Сборник игр направленных на развитие самообладания, самостоятельности, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности

Игра «Тише едешь - дальше будешь»

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

Игра направлена на развитие самоконтроля, самообладания, ребенок старается сдерживаться, чтобы не засмеяться или не пошевелиться тем самым развивает в себе такие волевые качества.

Игра «Зайцы в огороде».

 На площадке начертить два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. выбрать 1-2 водящих-«сторожей» (в зависимости от количества играющих). «Сторожа» находятся во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы пойманы, выбирался новый сторож, и игра начинается снова.

В этой игре у детей вырабатываются решительность, дисциплинированность, ответственность.

 

 

 

Игра «Узнай по голосу»

Ребята становятся в круг, в его середине находился водящий, которому завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

Учитель молча указывает на одного из играющих, который восклицал: «Узнай, кто я!» Водящий называет его имя. Если он угадывает, узнанный становился водящим, если ошибается, игра повторяется. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Информация о работе Деятельность учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста в образовательном проц