Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:58, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие воли в наше время имеет важное значение, но начало этому процессу закладывается еще в дошкольном возрасте, а учитель начальных классов продолжает формировать волевые качества. В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивает, что волевые качества не являются врожденными, а формируются на протяжении всей жизни человека, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания.
Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы развития характера и волевых качеств детей младшего школьного возраста……………………………………………………7
История учений о характере………………………………………………..7
Личность и характер человека…………………………..…………………13
Черты характера……………………………………………………………15
Физиологическая основа характера………………………………………17
Формирование характера………………………………………………….18
Структура характера……………………………………………………….22
Классификация характеров…………………………..……………………23
Типология характера по Э. Кречмеру ……………………………………23
Классификация характеров Э. Фромма ………………………………….24
Классификация характеров Юнга ………………………………………..26
Типология характеров К. Леонгарда……………………………………..27
1.3.5. Акцентуация характера А. Е. Личко. …………………………………….30
1.4. Пути воспитания характера у ребенка…………………………………...34
1.4.1. Влияние физических упражнений и игр на характер и поведение детей и подростков………………………………………………………………………...36
1.5. Эмоционально-волевая сфера…………………………………………….42
1.5.1. Возрастные особенности волевой сферы младших школьников………43
1.5.2. Волевые качества личности……………………………………………….46
Условия развития воли…………………………………………………….48
1.6. Деятельность учителя начальных классов по развитию воли у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..50
1.6.1. Роль игровой деятельности в формировании волевых качеств личности младшего школьника………………………………………………………………56
Выводы по главе 1…………………………………………………………………60
Глава 2. Сборник занятий и упражнений, направленных на развитие волевых качеств детей младшего школьного возраста.……………..…………………...64
Выводы по главе 2…………………………………………………………………84
Заключение…………………………………………………………………………85
Список литературы………………………………………
Путь к этой Черепахе лежал через три очень опасные королевства. Первым было королевство Хочукалок. У человека, попавшего в это королевство, сразу появлялось множество желаний. Ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоит ему сказать «хочу», как он тут же превращался в «хочукалку» и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю силу воли, сказал им «нет» и миновал первое опасное королевство.
Далее попал брат в королевство Тыкалок. Его жители все время друг друга дергали и отвлекали от дела, поэтому там никто не мог ничего делать: ни работать, ни учиться, ни отдыхать. Нашему герою тоже захотелось подергать других за руки, поприставать к прохожим, но он снова использовал свою силу воли, в «тыкалку» не превратился и пошел дальше в самое опасное, третье королевство.
Называлось оно королевством Якалок. В нем жили люди, которые постоянно выкрикивали «Я! Я! Вызовите меня! Спросите меня» и никого не хотели слушать кроме самих себя. Трудно пришлось нашему герою в этом королевстве. Понадобилась ему вся сила его воли, которую он тренировал много лет. Да и то приходилось ему свой рот рукой закрывать, чтобы «Я! Я! Я!» из него не выскочило. Но сумел он все-таки благополучно миновать и это королевство и добраться до мудрой Черепахи. Здравствуй, Черепаха! — поздоровался он. — Научи меня, как победить Черного Дракона.
Победить Дракона может только человек с очень сильной волей — отвечала Черепаха. — Но ты прошел все три опасных королевства — значит, воля твоя очень крепка. А чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.
И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.
Он подошел к воротам замка, где жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища. Но он собрал всю свою силу воли и поборол страх. Он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг... страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше. Пока совсем не исчез. Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее Дракон.
Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, и среди них был и его брат. С тех пор все они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.
Упражнение «Тыкалки». Дети садятся на стулья, упираются ногами в пол и «замирают». Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться. При повторном выполнении водящим становится один из детей.
Упражнение «Хочукалки». Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
Внеклассное мероприятие «Огонь – друг и враг человека» в 4 классе
Цели:
Заранее порекомендовать школьникам прочитать книги С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л.Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житкова «Пожар в море».
Организовать выставку рисунков на тему «Осторожно, огонь!», объявить конкурс на лучшее сочинение «Огонь — друг и враг человека».
Пригласить на классный час инспектора пожарной части.
Хох занятия:
Ведущий. Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И, тем не менее, количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если пожар все же произошел.
Для начала произведем игровую разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать: «Это – я, это – я, это – все мои друзья», если не согласны, молчите.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(Молчат.)
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел.
(Молчат.)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это – я, это – я, это – все мои друзья.)
Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.
Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова. Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально все на своем пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар.
А сейчас прервем наш рассказ о пользе и вреде огня. Предлагаю провести веселую игру-эстафету «Юный пожарный». Пригласим две команды по три человека. Каждый участник команды проходит определенный этап, передавая друг другу эстафетную палочку.
1-й этап. Ученик быстро
подбегает к стулу, на котором
сложена боевая одежда
2-й этап. После передачи
эстафеты второй участник
3-й этап. Ученик с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из «задымленного помещения».
Подведение итогов.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются также другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины их возникновения.
Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».
Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет... (злой пожар!)
Раз, два, три, четыре —
У кого пожар... (в квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил... (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над... (газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички... (зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег... (костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег... (траву?)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые... (предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер... (01).
Дым увидел – не зевай
И пожарных... (вызывай)!
Ведущий. Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.
Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие «озорники» не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.
А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России.
Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Темного. Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью.
В 1493 году после пожара в Кремле началась каменная застройка Москвы. Иван III приказал в радиусе ста десяти саженей от кремлевских стен снести все деревянные строения.
В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой. В 1803 году царь Александр I издал указ о формировании в Петербурге пожарной команды. На вооружении команды находились ручные пожарные насосы. Единственным видом пожарной связи между пожарными частями служили каланчи, с которых можно было обнаружить пожар по зареву.
Попробуем выявить самых быстрых, сильных, умелых через игру - «Рекорды Гиннесса».
Самый быстрый. Участнику дается пожарный рукав, его необходимо раскатать и скатать. Кто правильно раскатает и скатает пожарный рукав, тот становится победителем. Время засекается секундомером.
Самый меткий. От линии на расстоянии десяти шагов ставится ведро. Участнику выдается 10-15 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Победитель тот, кто забросит наибольшее количество шишек в ведро.
Самый зоркий. Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на квадратики и в конверте выдаются участникам. Нужно собрать их на скорость.
Самый смышленый. Участнику выдается конверт, в котором содержатся карточки со словами песок, одеяло, вода, огнетушитель. Судья дает задание участнику: «Вы увидели тлеющие угли. У вас в конверте есть набор средств тушения. Ваши действия?» Участник должен на слова тлеющие угли положить карточки со словами, обозначающими средства тушения. (Например: угли — вода, песок, огнетушитель.)
Ведущий. Следующее творческое задание называется «Конкурс сказочников». Вы должны придумать конец сказки «Спичка-невеличка и большой пожар».
Жила-была Спичка, Спичка-Невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком домике — спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям.
Однажды мама пятилетнего Димы ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать...
Ведущий. Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар — явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожаются ценности, исчисляемые миллиардами рублей.
Игра «Самый эрудированный».
По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (01)
Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стекла в помещение будет поступать свежий воздух, что способствует ускорению горения.)
Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может произойти взрыв газа, если при включении будет высечена искра.)
В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в сторону улицы, чтобы не создавать в дверях давку при большом скоплении людей.)
Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки? (Аэрозольные упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)
Как потушить горящую на человеке одежду? (Остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя.)
Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода — проводник электрического тока. Это опасно для жизни.)
Где можно спрятаться от дыма? (Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в доме есть дым — держитесь ближе к полу, там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть помещение.)