Деятельность учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста в образовательном проц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие воли в наше время имеет важное значение, но начало этому процессу закладывается еще в дошкольном возрасте, а учитель начальных классов продолжает формировать волевые качества. В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивает, что волевые качества не являются врожденными, а формируются на протяжении всей жизни человека, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы развития характера и волевых качеств детей младшего школьного возраста……………………………………………………7
История учений о характере………………………………………………..7
Личность и характер человека…………………………..…………………13
Черты характера……………………………………………………………15
Физиологическая основа характера………………………………………17
Формирование характера………………………………………………….18
Структура характера……………………………………………………….22
Классификация характеров…………………………..……………………23
Типология характера по Э. Кречмеру ……………………………………23
Классификация характеров Э. Фромма ………………………………….24
Классификация характеров Юнга ………………………………………..26
Типология характеров К. Леонгарда……………………………………..27
1.3.5. Акцентуация характера А. Е. Личко. …………………………………….30
1.4. Пути воспитания характера у ребенка…………………………………...34
1.4.1. Влияние физических упражнений и игр на характер и поведение детей и подростков………………………………………………………………………...36
1.5. Эмоционально-волевая сфера…………………………………………….42
1.5.1. Возрастные особенности волевой сферы младших школьников………43
1.5.2. Волевые качества личности……………………………………………….46
Условия развития воли…………………………………………………….48
1.6. Деятельность учителя начальных классов по развитию воли у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..50
1.6.1. Роль игровой деятельности в формировании волевых качеств личности младшего школьника………………………………………………………………56
Выводы по главе 1…………………………………………………………………60
Глава 2. Сборник занятий и упражнений, направленных на развитие волевых качеств детей младшего школьного возраста.……………..…………………...64
Выводы по главе 2…………………………………………………………………84
Заключение…………………………………………………………………………85
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

психология(характер) курсовая.docx

— 221.48 Кб (Скачать файл)

Правила: 1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей. 2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?»

Игра направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.

Игра «Найди и промолчи»

Учитель описывает предмет, который детям нужно найти. И ставится условие что кто этот предмет нашел, тот молча садится на стул и не подсказывает никому.

Эта игра направлена на развитие дисциплинированности.

 

 

    1. Сборник игр направленных на развитие волевых качеств, таких как  энергичность, инициативность

Игра «Наборщик».

Задается слово (обычно длинное), например остановка. За определенное время играющие должны сложить из букв этого слова другие слова (станок, скат, танк и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово.

Игра направлена на развитие энергичности, инициативности, то есть стараться придумать длинное слово, которое еще не было названо.

Лабиринт «Хижина»

Найдите выход из этого коварного леса. Начинай поиски от хижины. Удачи вам! (12, с. 143)

 

У ребенка лабиринт развивает настойчивость, даже если не получается пройти, ребенок все равно старается чтобы у него все получилось.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой сферы: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Практикум по общей психологии: учеб. Пособие для студентов пед. институтов под ред. А. И. Щербакова. – 2-е издание. М.: Просвещение, 1990.
  3. Ковалев А. Г. Воспитание характера. – Минск: Народна асвета, 1976.
  4. Ильина М.Н. Воля в возрастной психологии - М.; 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

Л. С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников.

Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В период младшего школьного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство, настойчивость и решительность, то есть, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь. Выдержка, а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания.

Главной возрастной особенностью младшего школьника, является общая недостаточность воли.

Для того чтобы воспитывать волевые качества школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, то есть всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.   Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в волевом поведении ребенка.

Важным фактором в развитии воли ученика является совместная работа в коллективе.

Большой интерес для формирования волевых качеств младших школьников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися.

В дальнейшем я планирую дополнять сборник внеклассных занятий и игр и реализовать его на преддипломной практике.

Надеюсь, данный сборник будет отличным помощником для учителей начальных классов в образовательном процессе.

Литература

  1. Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. Питер, 2008
  2. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов, 2007.
  3. Столяренко Л. Д. Основы психологии. М.: 2005.
  4. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой сферы: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  5. И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. Психология. – М.: Академия, 2004
  6. Р. С. Немов. Психология. – 1-е издание. М.: Гуманист. ВЛАДОС, 2003
  7. Немов Р. С. Общие основы психологии. Психология. 3-е издание. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003.
  8. Роляк В. Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студен. Высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.
  9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вуз. 2-е издание, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002.
  10. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психология. – М.: Академия, 2002
  11. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  12. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М.: 2000.
  13. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Общие основы психологии. 2-е издание. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999.   
  14. Психология. Словарь. Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е издание. М.: Политиздат, 1990
  15. Практикум по общей психологии: учеб. Пособие для студентов пед. институтов под ред. А. И. Щербакова. – 2-е издание. М.: Просвещение, 1990.
  16. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – 2-е издание. Л.: Медицина, 1983
  17. Психология индивидуальных различий тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейдера, В. Я. Романова – М.: МГУ, 1982
  18. Лазурский А. Ф.  Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. М.: 1982.
  19. Крутецкий В. А. Психология. Учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1980
  20. Ковалев А. Г. Воспитание характера. – Минск: Народна асвета, 1976
  21. Психология личности. Ковалев А. Г. 3-е издание. М.: Просвещение. 1969
  22. Левитов Н. Д.  Психология характера. – 3-е издание. М.: Просвещение, 1969
  23. Ильина М.Н. Воля в возрастной психологии - М.; 2003
  24. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник в 2 частях. – М.; 2002.
  25. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии (адрес: http://www.psychology.ru/Library).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Словарь понятий

 Характерология – отрасль психологии личности, иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер.

/ Карпенко Л. А. /

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющий отношение человека к людям, к выполняемой работе.

/Немов Р. С./

Характер – это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.

/Ковалев A. Г./

Характер – это индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека.

/Грецов А. Г./

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.

/Крутецкий В. А./

Характер гипертимный – отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству – неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность – с неразборчивостью в знакомствах.

/Личко А. Е./

Характер дистимный – один из типов акцентуации характера. Свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

/Личко А. Е./

Цельный характер – это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.

/Личко А. Е./

Поступком называется действие, подлежащее общественной, моральной или юридической оценке.

/Немов Р. С./

Акцентуация характера –  это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

/Личко А. Е./

Акцентуация характера – это резкие обострения его отдельных качеств, которые при неблагоприятных условиях могут приводить к возникновению жизненных проблем.

/Грецов А. Г./

Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.

/Павлов И. П./

Игра – ведущий вид деятельности в период далекого детства, средство развития ребенка.

/Мухина В. С./

Цель – предоставляющий или мыслимый результат деятельности

/ Слободчиков В. И., Исаев Е. И. /

Хиромантия – система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

/ Карпенко Л. А. /

Хиромантия – одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях и его грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней – капиллярным и особенно флексорным линиям.

/ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. /

Физиогномика – учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

/ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. /

Дерматоглифика – изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью.

/Гладкова Т. Д./

Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

/ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. /

Мужество – личностное качество, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизировать все силы на достижение цели.

/ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. /

Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

/Немов Р. С./

Целеустремленность – это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

/Немов Р. С./

Самостоятельность – это волевое качество; оно в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели.

Информация о работе Деятельность учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста в образовательном проц