Диагностика готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования: каковы условия и механизмы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Цель работы – изучить особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования – старшие дошкольники.
Предмет исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Гипотеза исследования: комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе позволит выявить основные трудности в этой сфере и разработать рекомендации по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме психологической
готовности детей к обучению в школе. 7
1.1. Проблема психологической готовности детей к обучению
в школе 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
1.3. Особенности психологической готовности 6-7 летних
детей к обучению в школе 20
Вывод по I главе 26
Глава II. Диагностика готовности детей к обучению в школе. 28
2.1. Характеристика объектов и методов исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 32
2.3. Рекомендации по формированию психологической готовности
детей к обучению в школе 36
Вывод по II главе 42
Заключение 44
Литература 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Методика "Домик"

Цель: выявить умение ориентироваться на образец, точно  скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Содержание: как можно  точнее срисовать изображение домика (см. Приложение А1). После окончания работы проверить, все ли верно. Неточности можно исправить.

Точное воспроизведение  оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим или отсутствие элемента;

в) разрывы между линиями  в тех местах, где они должны быть соединены;

г) сильный перекос  рисунка.

Оценка методики:

отличный уровень - 0 ошибок;

хороший уровень - 1 ошибка;

средний уровень - 2-3 ошибки;

низкий уровень - 4-5 ошибок.

Методика "Узор"

Цель: проверить умение действовать по правилу.

Содержание: слушая задание, соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор (см. Приложение 2).

Три правила:

два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

линия нашего узора должна идти только вперед;

каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой  остановилась линия, тогда линия  будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Далее предлагается стимульный материал для выполнения методики «Узор» и начинается диктант.

Содержание диктанта:

"Соедините треугольник  с квадратом, квадрат с треугольником,  два треугольника, треугольник с  квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом".

Оценка результатов.

Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными  являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:

за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме  находящихся в конце и в  начале узора, то есть предваряющих диктант  и следующих за ним);

за "разрывы" - пропуски "зон" соединения - между правильными соединениями.

Все остальные возможные  виды ошибок не учитываются вовсе, так  как их наличие автоматически  снижает количество начисляемых  очков. Окончательное количество набранных  баллов вычисляется за счет разницы  между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное  количество очков в каждой серии - 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное  количество очков за выполнение всего  задания - 72.

Интерпретация полученных результатов.

отличный уровень - 60-72 очка - достаточно высокий уровень  умения действовать по правилу. Может  одновременно учитывать несколько  правил в работе;

хороший уровень - 48-59 очков - умение действовать по правилу  сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило;

средний уровень - 36-47 очков - низкий уровень умения действовать  по правилу. Постоянно сбивается  и нарушает правило, хотя и старается  на него ориентироваться;

низкий уровень - менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.

Методика "Графический  диктант"

Цель: определить уровень  развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в  области перцептивной и моторной организации пространства.

Содержание: проводить  линию карандашом согласно инструкции: «поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

На самостоятельное  выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время  проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение  узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно  воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;

6-9 баллов - хороший;

Таким образом, исследования проводились на базе МДОУ №39 «Василёк» города Арзамаса, в подготовительной группе «Паровозик», состоящей из 20 человек, 10 мальчиков и 10 девочек.

Проводились методики: методика «Домик», целью которой является  выявление  умения ориентироваться  на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия; методика «Узор», целью является проверка умения действовать по правилу; методика «Графический диктант» - цель которой: определение  уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

 

 

2.2 Анализ результатов исследования

Проанализируем результаты, полученные по каждой из описанных  выше методик.

Исследования проводились  в группе 3 «паровозик» ДОУ №39.

В  группе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек.

Выбранная диагностика  позволила оценить сформированность предпосылок учебной деятельности.

Получены следующие  результаты.

Методика «Домик»

В проведении данной методики участвовало двадцать человек: десять мальчиков и десять девочек.

Целью методики является выявление  умения ориентироваться  на образец, точно скопировать его; определение степени развития произвольного  внимания, сформированности  пространственного  восприятия.

Полученные результаты проведения данной методики отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты выявления  уровня развития внимания и восприятия группы

Группа

Уровень развития внимания, восприятия.

низкий

средний

высокий

мальчики

чел.

1

5

4

%

10

50

40

девочки

чел.

2

2

6

%

20

20

60

Всего

чел.

3

7

10

%

15

35

50


 

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что уровень развития внимания и восприятия у десяти человек, из которых четыре мальчика и шесть девочек, (50%) показали высокий уровень развития внимания и восприятия; семь человек (пять мальчиков и две девочки) (35%) – средний уровень, а три человека (один мальчик и две девочки) (15%) – низкий.

Дети, показавшие низкий уровень развития (15%) внимания и восприятия делали ошибки:  Игунов Влад – сделал сильный перекос рисунка, и домик был нарисован им разрывными линиями, а также на его рисунке отсутствовал забор и окошко; Сальникова Надя на своём рисунке изобразила посторонние предметы (лужайку и солнышко), отсутствие дыма из трубы домика, а также сильный перекос в изображении. Галеева Виолетта, также изобразила сильно перекошенный домик, нарисовала посторонние предметы (лужу перед домом, и собачку), не нарисовала окно в домике.

Дети, показавшие средние  результаты, сделали по две ошибки( перекошенность домика, и изображение посторонних предметов), а одна девочка сделала три ошибки: отсутствие элемента, перекошенность рисунка и разрыв линий в тех местах, где они должны быть соединены.дети, показавшие высокий результат, не совершили ни одной ошибки.

Методика «Узор»

Результаты проведения методики «Узор»

Целью данной методики является проверка выполнения детьми действия по правилу.    

Полученные результаты проведения данной методики отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты проверки выполнения детьми действия по правилу

Группа

Уровень умения выполнить действие по

правилу

низкий

средний

высокий

мальчики

чел.

1

5

4

%

10

50

40

девочки

чел.

3

5

2

%

30

50

20

Всего

чел.

4

10

6

%

20

50

30


 

Таким образом, проверка показала, что шесть  человек, из которых четыре мальчика и две девочки (30%) показали достаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. У десяти человек (пять девочек и пять мальчиков) (50%) умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило. У четырёх человек (у одного мальчика и трёх девочек) (20%) умение действовать по правилу не сформировано.

Методика «Графический диктант»

Результаты проведения методики «Графический диктант»

Цель методики:  определить уровень развития произвольной сферы  ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Полученные результаты проведения данной методики отражены в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3

Результаты определения уровня произвольной сферы ребёнка

Группа

Уровень развития произвольной сферы

низкий

средний

высокий

мальчики

чел.

2

5

3

%

20

50

30

девочки

чел.

1

5

4

%

10

50

40

Всего

чел.

3

10

7

%

15

50

35


 

Таким образом, определяя уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что семь человек( три мальчика и четыре девочки) (35%) обладают высоким уровнем развития, десять человек( пять мальчиков и пять девочек) (50%) - хорошим, три человека (один мальчик и две девочки)  (15%) - низким.

Таким образом, по результатам  проведения данных методик, выявлено, что в целом у большинства  детей средний уровень развития: уровень развития внимания и восприятия, выполнения действия по правилу и уровень развития произвольной сферы. Результаты хорошие, а для детей с низким уровнем данных сфер и процессов будет разработан ряд рекомендаций, содержащий выполнение различных упражнений по совершенствованию психических процессов.

 

 

2.3 Рекомендации по формированию  психолого-педагогической готовности  ребёнка к школе

По результатам диагностики, видно, что есть дети, уровень успеваемости, которых не достаточен к обучению их к школе.

Можно использовать такие  виды занятий с дошкольниками, которые лучше всего обеспечивают их познавательную подготовку к обучению и к учению в школе, по тем основным параметрам учебной деятельности, которые были описаны выше. Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная познавательная готовность к учению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами нам удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к нему, то учение и развитие идут нормально. Преодолеть трудности познавательного плана можно лишь сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть проводя его в форме специальных учебно-познавательных игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. [40]

Информация о работе Диагностика готовности детей к обучению в школе