Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:26, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Цели, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе;
рассмотреть проблему тревожности и агрессии в исторической ретроспективе;
описать психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте;
организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста;
Введение………………………………………………………….…………....
1 Теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
1.1 Определение понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе…..………………………………………………………
1.2 Рассмотрение проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе…………………………………………..................
1.3 Психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.…………………………………………………………….
2 Эмпирическое исследование тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
2.1 Описание процедуры исследования……...……………….………..
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..
2.3 Анализ проведённого цикла занятий..………………………….....
Заключение …………………………….……………………………………...
Список использованных источников ………………................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра прикладной психологии
Допущена к защите
«___»_________2014
Заведующий кафедрой
О.Е. Антипенко
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Специальность 1 – 23 01 04 «Психология»
Буракова Дарина Сергеевна
студентка 5 курса, 51 группы ОДО
кафедры прикладной психологии
Бурлакова Юлия Владимировна
Витебск, 2014
Реферат
Дипломная работа 52 с., 1 таблица, 7 рисунков, 50 источников,4 приложения.
ТРЕВОЖНОСТЬ, АГРЕССИЯ, ВРАЖДЕБНОСТЬ, ПОДРОСТОК, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ
Объект исследования – тревожность и агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности диагностики и коррекции тревожности и агрессии у подростков.
Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Эмпирической базой исследования являлось Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г. Витебска». В экспериментальную группу входили 45 учащихся 8-х классов, в возрасте 13-14 лет.
Для реализации цели и решения поставленных задач использовалась следующие методы: теоретические: анализ литературы по теме исследования; диагностические (тестирование, опрос); методы статистической обработки данных (вычисление описательной статистики и корреляционный анализ Пирсона).
В рамках проведения эмпирического исследования, нами были использованы следующие диагностические методики: «Личностная шкала проявления тревоги» опросник Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе); «Опросник Басса-Дарки»;
Теоретической основой исследования являлись труды таких известных отечественных и зарубежных ученых, как Д.И. Фельдштейн, А.М. Прихожан, З. Фрейд, А.В. Петровского, К. Хорни, Л.И. Божович, Ф.Б. Березин, Б.Г. Ананьев, А.А. Реан, А. Басс, К. Лоренц, В.В. Знаков, Э. Фромм и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что составленный нами проект программы занятий, направленных на снижение тревожности и агрессии, может быть применен психологами образовательных учреждений в рамках коррекционно-развивающей работы с подростками. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций, спецкурсов, проведении семинаров и практических занятий на факультетах психологии педагогических вузов, курсах повышения квалификации практических психологов.
Содержание
Введение………………………………………………………… 1 Теоретические аспекты проблемы тревожности
и агрессии в подростковом возрасте………………………………………………………… 1.1 Определение понятий «тревожность» и
«агрессия» в современной литературе…..…………………………………………… 1.2 Рассмотрение проблемы тревожности и
агрессии в исторической ретроспективе…………………………………………. 1.3 Психологические особенности тревожности
и агрессии в подростковом возрасте.……………………………………………………… 2 Эмпирическое исследование тревожности
и агрессии в подростковом возрасте………………………………………………………… 2.1 Описание процедуры исследования……...……………….……….. 2.2 Анализ полученных результатов………………………………….. 2.3 Анализ проведённого цикла занятий..…………………………..... Заключение …………………………….……………………………………... Список использованных источников
………………........................ Приложения………………………….……………………… |
4
7
7
13
17
27 27 32 38 44 49 53
|
Введение
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессия.
В настоящее время психологические исследования показывают, что агрессия, сложившаяся в детстве и подростковом возрасте, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление подростковой агрессии является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело родителям и специалистам.
Агрессия и тревожность - важные свойства, приобретенные в ходе эволюции и необходимые для адаптации к окружающей среде. Агрессия может быть причиной разных форм насилия, частота которых в современном мире не снижается, так что ее относят к числу наиболее серьезных проблем, стоящих сегодня перед человечеством.
Проблема тревожности и агрессии заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения этих явлений, позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития человека, провести необходимую работу по психологической коррекции негативных проявлений агрессии и тревожности.
Объект исследования – тревожность и агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности диагностики и коррекции тревожности и агрессии у подростков.
Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Цели, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Эмпирической базой исследования являлось Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г. Витебска». В экспериментальную группу входили 45 учащихся 8-х классов, в возрасте 13-14 лет.
Для реализации цели и решения поставленных задач использовалась следующие методы:
В рамках проведения эмпирического исследования, нами были использованы следующие диагностические методики: «Личностная шкала проявления тревоги» опросник Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе); «Опросник Басса-Дарки»;
Теоретической основой исследования являлись труды таких известных отечественных и зарубежных ученых, как Д.И. Фельдштейн, А.М. Прихожан, З. Фрейд, А.В. Петровского, К. Хорни, Л.И. Божович, Ф.Б. Березин, Б.Г. Ананьев, А.А. Реан, А. Басс, К. Лоренц, В.В. Знаков, Э. Фромм и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что составленный нами проект программы занятий, направленных на снижение тревожности и агрессии, может быть применен психологами образовательных учреждений в рамках коррекционно-развивающей работы с подростками. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций, спецкурсов, проведении семинаров и практических занятий на факультетах психологии педагогических вузов, курсах повышения квалификации практических психологов.
Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, 2 основных глав, 6 параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении даётся обоснование актуальности темы, определяются цель и задачи работы, описывается ее структура. В первой главе дается теоретическое описание тревожности и агрессии как психологических феноменов, также в ней описаны основные особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.
Во второй главе дается описание целей, задач, процедуры и результатов эмпирического исследования, направленного на выявления уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста. Также представлен проект коррекционно-развивающей программы по снижению тревожности в подростковом возрасте.
В выводах освещены важные моменты по исследуемой проблеме. В заключении сделаны обобщающие выводы по исследованию в рамках написания данной дипломной работы. Дипломная работа изложена на 52 печатных листах.
1 Теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессивности в подростковом возрасте
Трудность определения понятия «тревожность» заключается в неопределенности терминологии. Многие исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому следует разграничивать понятия «тревожность», «тревога» и «страх», которые часто используются как синонимы.
Согласно определению в психологическом словаре «Тревожность – свойство личности, характеризующее склонность к переживанию тревоги, а тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий»[8, с. 287].
Рассмотрим различные определения понятия «тревожность». Современный психологический словарь И.М. Петрова дает следующее определение: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Кроме того, тревожность рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [цит. 27, с. 38].
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени» [цит. 38, с. 327].
А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [32, с. 28].
По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [цит.24, с. 451].
По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психологической травмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [цит. 29, с. 112].
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывается как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и как устойчивое свойство любого человека.
Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [33, с. 96].
Сегодня наиболее распространена точка зрения, рассматривающая тревожность как переживание неопределенной, смутной, безобъективной угрозы преимущественно воображаемого характера. В некоторых исследованиях страх рассматривается как фундаментальная эмоция, а тревожность – как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование [31, с. 29].
Информация о работе Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте