Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Цели, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе;
рассмотреть проблему тревожности и агрессии в исторической ретроспективе;
описать психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте;
организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………….…………....
1 Теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
1.1 Определение понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе…..………………………………………………………
1.2 Рассмотрение проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе…………………………………………..................
1.3 Психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.…………………………………………………………….
2 Эмпирическое исследование тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
2.1 Описание процедуры исследования……...……………….………..
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..
2.3 Анализ проведённого цикла занятий..………………………….....
Заключение …………………………….……………………………………...
Список использованных источников ………………................

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

«да» = 1, «нет» - 0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0:9,7

  • Косвенная агрессия:

«да» - 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» - 0: 26,49

  • Раздражение:

«да»=1, «нет»=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0: 35,69

  • Негативизм:

«да» =1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» - 1, «да» = 0: 36

  • Обида:

«да»= 1, «нет» - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

  • Подозрительность:

«да»=1, «нет»=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74,75

  • Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» - 1, «да»= 0: 33,66,74,75

  • Чувство вины: «да»-1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67.

Интерпретация:

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс - минус 4, а враждебности – 6-7 плюс-минус 3.

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
  • вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос (Приложение Б) [29, с. 107].
    1. Анализ полученных результатов

 

Результаты, полученные нами по методике «Шкала проявления тревожности» Дж. Тейлора (в адаптации В.Г. Норакидзе) и по опроснику «Басса – Дарки», представлены в таблице 2.1 «Результаты эмпирического исследования в баллах»

Таблица 2.1 «Результаты эмпирического исследования в баллах»

Ф.И. испытуемого

пол

Тревожность (в баллах)

Враждебность (в баллах)

Агрессия (в баллах)

1

Л.П.

Ж

33

11

26

2

Т.К.

Ж

27

16

26

3

К.Ю.

Ж

30

16

26

4

И.Д.

Ж

31

11

26

5

Л.Д.

Ж

26

13

26

6

Ф.Е.

Ж

34

17

32

7

Т.П.

Ж

27

13

26

8

Б.К.

Ж

19

12

21

9

Х.С.

М

25

11

20

10

С.И.

М

22

13

18

11

Л.С.

М

22

11

23

12

Б.П.

Ж

25

12

25

13

К.К.

Ж

23

12

24

14

Н.М.

М

23

14

15

15

Л.И.

М

20

12

24

16

Н.Л.

Ж

15

10

21

17

Р.А.

М

12

8

9

18

Г.М.

М

9

10

19

19

С.Д.

М

6

7

8

20

М.А.

М

15

9

13

21

Л.А.

Ж

15

7

11

22

Г.Д.

М

10

10

11

23

Ж.А.

Ж

10

10

19

24

С.В.

Ж

14

5

14

25

М.В.

Ж

14

10

22

26

А.И.

Ж

13

9

21

27

И.Д.

М

8

6

17

28

Ш.А.

М

14

7

8

29

С.А.

Ж

10

7

15

30

Ч.Н.

М

10

8

19

31

А.А.

М

8

10

14

32

М.А.

Ж

13

9

12

33

К.А.

М

14

10

23

34

С.Д.

М

11

9

17

35

Ж.В.

М

13

10

17

36

Т.Е.

Ж

15

6

21

37

Б.К.

М

15

10

24

38

Д.Н.

М

9

10

24

39

С.А.

М

13

10

21

40

Б.Ф.

М

9

10

16

41

Я.А.

Ж

14

10

17

42

М.М.

М

8

9

24

43

Б.Н.

Ж

15

9

21

44

А.А.

М

12

9

23

45

Ж.В.

М

9

7

19


Анализируя данные таблицы, мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности не был выявлен нами у испытуемых экспериментальной группы; у 30 (66% от числа испытуемых) подростков, принявших участие в исследовании, нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому); у 8 (18%) испытуемых нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому); 7 подросткам, что составляет 16% из выборки, присущ высокий уровень тревожности. Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.1 «Шкала проявления тревожности».

Рис. 2.1 Шкала проявления тревожности

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования по «Опроснику Басса - Дарки», мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень враждебности не был выявлен нами ни у одного испытуемого; у 30 испытуемых, что составляет 66% от числа всей выборки, нами был выявлен средний уровень враждебности, и наконец, высокий уровень враждебности был выявлен нами у 15 испытуемых (что составляет 34% от числа всех подростков экспериментальной группы).

Если говорить об уровне агрессии: у 8 испытуемых, (что составляет 18% от числа всех подростков экспериментальной группы), нами был выявлен низкий уровень агрессии; средний уровень агрессии выявлен нами у 30 подростков из выборки, (что составляет 66% от числа всех испытуемых); высокий уровень агрессии выявлен у 7 подростков (то есть у 16% испытуемых, принявших участие в исследовании).

Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.2 «Уровень агрессии и враждебности у испытуемых экспериментальной группы».

Рис. 2.2 – Уровень агрессии и враждебности у испытуемых экспериментальной группы.

Для подтверждения достоверности полученных данных, нами была проведена статистическая обработка эмпирических результатов. На первом этапе для определения нормальности распределения полученных данных мы провели вычисление описательной статистики и критерия Колмогорова – Смирнова. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные эмпирического исследования соответствуют закону нормального распределения (Приложение В).

На втором этапе нами был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона, равный (r=0,748; p≤0.01), что свидетельствует о положительной, высокой корреляции между изучаемыми переменными. То есть, на уровне статистической значимости p≤0.01 мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте тревожность тесным образом взаимосвязана и может стать причиной возникновения агрессии.

Наглядно результаты вычисления коэффициента корреляции тревожности и агрессии представлены на рисунке 2.3 «Взаимосвязь тревожности и агрессии»

Рис. 2.3 Взаимосвязь тревожности и агрессии

По итогам проведенного нами эмпирического исследования, были отобраны 15 испытуемых подростков с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии и враждебности. Для них нами был составлен цикл развивающих занятий, направленный на снижение тревожности, как причину возникновения агрессии в подростковом возрасте.

Направленность цикла

Предварительные диагностические обследования, наблюдения и анализ этих данных показали, что коррекционную работу с тревожными и агрессивными подростками целесообразно проводить:

  • по обучению подростка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • по отработке навыков владения собой в ситуациях, эмоционально травмирующих подростка;

Следовательно, развивающую направленность данного цикла обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения с взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей. Предложенные игры и упражнения рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития детей данной категории.

Данный цикл целесообразно использовать в работе с подростками, общеобразовательной школы, у которых выявлен уровень тревожности и агрессии высокий и с тенденцией к высокому.

Занятия могут проходить в классных кабинетах, актовом зале, некоторые занятия (для повышения их качества) должны проводиться в комнате психологической разгрузки. 

При структурировании занятий мы учитывали возраст участников цикла, поэтому особое внимание уделялось упражнениям, которые требуют общения, самовыражения или участие в коллективном деле. В рамках цикла у каждого подростка есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому показать свои сильные стороны. В нашем цикле занятий используются игровая деятельность, тренинговые упражнения, рисуночная терапия, сказкотерапия. Подобранные упражнения направлены на снижение уровня тревожности через снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, общение.

Количество занятий – 10. Рекомендованная периодичность развивающих занятий 1-2 раза в неделю. Группа может состоять от 7 до 15 человек.

Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий 45 минут.

Цель:

  • Создать условия для снижения тревожности.

Задачи:

  • развитие у подростков умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;
  • формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов (Приложение Г).

 

2.3 Анализ эффективности  проведённого цикла занятий

 

После цикла развивающих занятий нами было проведено повторное диагностическое исследование, направленное на анализ эффективности проведённых мероприятий. Наглядно результаты данного исследования представлены на рисунках 2.4 - 2.6.

 

Рис. 2.4 – Сравнительный анализ показателей тревожности

 

 

 

Рисунок 2.5 – Сравнительный анализ показателей агрессии

 

Рисунок 2.6 – Сравнительный анализ показателей враждебности

 

Анализируя полученные данные, мы можем сделать следующие выводы: из 7 подростков (что составляет 47% от числа всех испытуемых), имеющих высокий уровень тревожности по результатам первичного диагностического обследования, показатели тревожности после проведения цикла развивающих занятий снизились до среднего уровня (с тенденцией к высокой) у 5 испытуемых, что составляет 33% от экспериментальной выборки; у 1 подростка (7%) данный показатель остался прежним; и у 1 подростка, (7%) показатель снизился до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой).

Из числа 8 испытуемых подростков, которые по результатам первичного диагностического обследования имели средний уровень тревожности (с тенденцией к высокой), после проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых (33%) показали снизились до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкому), у 3 подростков (20%) изменений по уровню тревожности выявлено не было.

Повторное диагностическое исследование по опроснику «Басса – Дарки», показало, что из 15 испытуемых подростков, участвующих в цикле развивающих занятий, высокий уровень агрессии в ходе первичного диагностического исследования был выявлен у 7 подростков, (что составляет 47% от выборки). После проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых от данной группы агрессия снизилась до нормы, у 2 подростков показатели агрессии остались высокими.

Враждебность из 15 испытуемых подростков экспериментальной группы снизилась до нормы у 9 подростков. У остальных 6 испытуемых уровень враждебности остался выше нормы.

Таким образом, исходя из результатов нашего эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что цикл проведённых нами развивающих занятий, направленных на снижение уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста оказался эффективным и повлиял на снижение тревожности и агрессии примерно у 50% испытуемых подростков. Так же подтвердилось существование взаимосвязи между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте.

 

 

Выводы по 2- й главе:

 

Для подтверждения или опровержения теоретических выводов, нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на изучение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей подростковой агрессии и тревожности и определение путей их коррекции.

Задачи нашего эмпирического исследования: изучить особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте; выявить взаимосвязь между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте; разработать и апробировать комплекс развивающих мероприятий, направленных на снижение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.

Анализируя данные первичной диагностики испытуемых экспериментальной группы, мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности не был выявлен нами у испытуемых экспериментальной группы; у 30 подростков, принявших участие в исследовании, нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому); у 8 испытуемых нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому); 7 подросткам, присущ высокий уровень тревожности.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования по «Опроснику Басса - Дарки», мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень враждебности не был выявлен нами ни у одного испытуемого; у 30 испытуемых нами был выявлен средний уровень враждебности, и наконец, высокий уровень враждебности был выявлен нами у 15 испытуемых.

Если говорить об уровне агрессии: у 8 испытуемых, нами был выявлен низкий уровень агрессии; средний уровень агрессии выявлен нами у 30 подростков из выборки, высокий уровень агрессии выявлен у 7 подростков.

Для подтверждения достоверности полученных данных, нами была проведена статистическая обработка эмпирических результатов. На первом этапе для определения нормальности распределения полученных данных мы провели вычисление описательной статистики и критерия Колмогорова – Смирнова. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные эмпирического исследования соответствуют закону нормального распределения.

Информация о работе Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте