Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:26, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Цели, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе;
рассмотреть проблему тревожности и агрессии в исторической ретроспективе;
описать психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте;
организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста;
Введение………………………………………………………….…………....
1 Теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
1.1 Определение понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе…..………………………………………………………
1.2 Рассмотрение проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе…………………………………………..................
1.3 Психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.…………………………………………………………….
2 Эмпирическое исследование тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
2.1 Описание процедуры исследования……...……………….………..
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..
2.3 Анализ проведённого цикла занятий..………………………….....
Заключение …………………………….……………………………………...
Список использованных источников ………………................
«да» = 1, «нет» - 0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0:9,7
«да» - 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» - 0: 26,49
«да»=1, «нет»=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0: 35,69
«да» =1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» - 1, «да» = 0: 36
«да»= 1, «нет» - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
«да»=1, «нет»=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74,75
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» - 1, «да»= 0: 33,66,74,75
Интерпретация:
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс - минус 4, а враждебности – 6-7 плюс-минус 3.
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
Результаты, полученные нами по методике «Шкала проявления тревожности» Дж. Тейлора (в адаптации В.Г. Норакидзе) и по опроснику «Басса – Дарки», представлены в таблице 2.1 «Результаты эмпирического исследования в баллах»
Таблица 2.1 «Результаты эмпирического исследования в баллах»
№ |
Ф.И. испытуемого |
пол |
Тревожность (в баллах) |
Враждебность (в баллах) |
Агрессия (в баллах) |
1 |
Л.П. |
Ж |
33 |
11 |
26 |
2 |
Т.К. |
Ж |
27 |
16 |
26 |
3 |
К.Ю. |
Ж |
30 |
16 |
26 |
4 |
И.Д. |
Ж |
31 |
11 |
26 |
5 |
Л.Д. |
Ж |
26 |
13 |
26 |
6 |
Ф.Е. |
Ж |
34 |
17 |
32 |
7 |
Т.П. |
Ж |
27 |
13 |
26 |
8 |
Б.К. |
Ж |
19 |
12 |
21 |
9 |
Х.С. |
М |
25 |
11 |
20 |
10 |
С.И. |
М |
22 |
13 |
18 |
11 |
Л.С. |
М |
22 |
11 |
23 |
12 |
Б.П. |
Ж |
25 |
12 |
25 |
13 |
К.К. |
Ж |
23 |
12 |
24 |
14 |
Н.М. |
М |
23 |
14 |
15 |
15 |
Л.И. |
М |
20 |
12 |
24 |
16 |
Н.Л. |
Ж |
15 |
10 |
21 |
17 |
Р.А. |
М |
12 |
8 |
9 |
18 |
Г.М. |
М |
9 |
10 |
19 |
19 |
С.Д. |
М |
6 |
7 |
8 |
20 |
М.А. |
М |
15 |
9 |
13 |
21 |
Л.А. |
Ж |
15 |
7 |
11 |
22 |
Г.Д. |
М |
10 |
10 |
11 |
23 |
Ж.А. |
Ж |
10 |
10 |
19 |
24 |
С.В. |
Ж |
14 |
5 |
14 |
25 |
М.В. |
Ж |
14 |
10 |
22 |
26 |
А.И. |
Ж |
13 |
9 |
21 |
27 |
И.Д. |
М |
8 |
6 |
17 |
28 |
Ш.А. |
М |
14 |
7 |
8 |
29 |
С.А. |
Ж |
10 |
7 |
15 |
30 |
Ч.Н. |
М |
10 |
8 |
19 |
31 |
А.А. |
М |
8 |
10 |
14 |
32 |
М.А. |
Ж |
13 |
9 |
12 |
33 |
К.А. |
М |
14 |
10 |
23 |
34 |
С.Д. |
М |
11 |
9 |
17 |
35 |
Ж.В. |
М |
13 |
10 |
17 |
36 |
Т.Е. |
Ж |
15 |
6 |
21 |
37 |
Б.К. |
М |
15 |
10 |
24 |
38 |
Д.Н. |
М |
9 |
10 |
24 |
39 |
С.А. |
М |
13 |
10 |
21 |
40 |
Б.Ф. |
М |
9 |
10 |
16 |
41 |
Я.А. |
Ж |
14 |
10 |
17 |
42 |
М.М. |
М |
8 |
9 |
24 |
43 |
Б.Н. |
Ж |
15 |
9 |
21 |
44 |
А.А. |
М |
12 |
9 |
23 |
45 |
Ж.В. |
М |
9 |
7 |
19 |
Анализируя данные таблицы, мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности не был выявлен нами у испытуемых экспериментальной группы; у 30 (66% от числа испытуемых) подростков, принявших участие в исследовании, нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому); у 8 (18%) испытуемых нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому); 7 подросткам, что составляет 16% из выборки, присущ высокий уровень тревожности. Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.1 «Шкала проявления тревожности».
Рис. 2.1 Шкала проявления тревожности
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования по «Опроснику Басса - Дарки», мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень враждебности не был выявлен нами ни у одного испытуемого; у 30 испытуемых, что составляет 66% от числа всей выборки, нами был выявлен средний уровень враждебности, и наконец, высокий уровень враждебности был выявлен нами у 15 испытуемых (что составляет 34% от числа всех подростков экспериментальной группы).
Если говорить об уровне агрессии: у 8 испытуемых, (что составляет 18% от числа всех подростков экспериментальной группы), нами был выявлен низкий уровень агрессии; средний уровень агрессии выявлен нами у 30 подростков из выборки, (что составляет 66% от числа всех испытуемых); высокий уровень агрессии выявлен у 7 подростков (то есть у 16% испытуемых, принявших участие в исследовании).
Наглядно полученные данные представлены на рисунке 2.2 «Уровень агрессии и враждебности у испытуемых экспериментальной группы».
Рис. 2.2 – Уровень агрессии и враждебности у испытуемых экспериментальной группы.
Для подтверждения достоверности полученных данных, нами была проведена статистическая обработка эмпирических результатов. На первом этапе для определения нормальности распределения полученных данных мы провели вычисление описательной статистики и критерия Колмогорова – Смирнова. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные эмпирического исследования соответствуют закону нормального распределения (Приложение В).
На втором этапе нами был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона, равный (r=0,748; p≤0.01), что свидетельствует о положительной, высокой корреляции между изучаемыми переменными. То есть, на уровне статистической значимости p≤0.01 мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте тревожность тесным образом взаимосвязана и может стать причиной возникновения агрессии.
Наглядно результаты вычисления коэффициента корреляции тревожности и агрессии представлены на рисунке 2.3 «Взаимосвязь тревожности и агрессии»
Рис. 2.3 Взаимосвязь тревожности и агрессии
По итогам проведенного нами эмпирического исследования, были отобраны 15 испытуемых подростков с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии и враждебности. Для них нами был составлен цикл развивающих занятий, направленный на снижение тревожности, как причину возникновения агрессии в подростковом возрасте.
Направленность цикла
Предварительные диагностические обследования, наблюдения и анализ этих данных показали, что коррекционную работу с тревожными и агрессивными подростками целесообразно проводить:
Следовательно, развивающую направленность данного цикла обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения с взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей. Предложенные игры и упражнения рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития детей данной категории.
Данный цикл целесообразно использовать в работе с подростками, общеобразовательной школы, у которых выявлен уровень тревожности и агрессии высокий и с тенденцией к высокому.
Занятия могут проходить в классных кабинетах, актовом зале, некоторые занятия (для повышения их качества) должны проводиться в комнате психологической разгрузки.
При структурировании занятий мы учитывали возраст участников цикла, поэтому особое внимание уделялось упражнениям, которые требуют общения, самовыражения или участие в коллективном деле. В рамках цикла у каждого подростка есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому показать свои сильные стороны. В нашем цикле занятий используются игровая деятельность, тренинговые упражнения, рисуночная терапия, сказкотерапия. Подобранные упражнения направлены на снижение уровня тревожности через снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, общение.
Количество занятий – 10. Рекомендованная периодичность развивающих занятий 1-2 раза в неделю. Группа может состоять от 7 до 15 человек.
Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий 45 минут.
Цель:
Задачи:
2.3 Анализ эффективности проведённого цикла занятий
После цикла развивающих занятий нами было проведено повторное диагностическое исследование, направленное на анализ эффективности проведённых мероприятий. Наглядно результаты данного исследования представлены на рисунках 2.4 - 2.6.
Рис. 2.4 – Сравнительный анализ показателей тревожности
Рисунок 2.5 – Сравнительный анализ показателей агрессии
Рисунок 2.6 – Сравнительный анализ показателей враждебности
Анализируя полученные данные, мы можем сделать следующие выводы: из 7 подростков (что составляет 47% от числа всех испытуемых), имеющих высокий уровень тревожности по результатам первичного диагностического обследования, показатели тревожности после проведения цикла развивающих занятий снизились до среднего уровня (с тенденцией к высокой) у 5 испытуемых, что составляет 33% от экспериментальной выборки; у 1 подростка (7%) данный показатель остался прежним; и у 1 подростка, (7%) показатель снизился до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой).
Из числа 8 испытуемых подростков, которые по результатам первичного диагностического обследования имели средний уровень тревожности (с тенденцией к высокой), после проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых (33%) показали снизились до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкому), у 3 подростков (20%) изменений по уровню тревожности выявлено не было.
Повторное диагностическое исследование по опроснику «Басса – Дарки», показало, что из 15 испытуемых подростков, участвующих в цикле развивающих занятий, высокий уровень агрессии в ходе первичного диагностического исследования был выявлен у 7 подростков, (что составляет 47% от выборки). После проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых от данной группы агрессия снизилась до нормы, у 2 подростков показатели агрессии остались высокими.
Враждебность из 15 испытуемых подростков экспериментальной группы снизилась до нормы у 9 подростков. У остальных 6 испытуемых уровень враждебности остался выше нормы.
Таким образом, исходя из результатов нашего эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что цикл проведённых нами развивающих занятий, направленных на снижение уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста оказался эффективным и повлиял на снижение тревожности и агрессии примерно у 50% испытуемых подростков. Так же подтвердилось существование взаимосвязи между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте.
Выводы по 2- й главе:
Для подтверждения или опровержения теоретических выводов, нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на изучение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей подростковой агрессии и тревожности и определение путей их коррекции.
Задачи нашего эмпирического исследования: изучить особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте; выявить взаимосвязь между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте; разработать и апробировать комплекс развивающих мероприятий, направленных на снижение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.
Анализируя данные первичной диагностики испытуемых экспериментальной группы, мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности не был выявлен нами у испытуемых экспериментальной группы; у 30 подростков, принявших участие в исследовании, нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому); у 8 испытуемых нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому); 7 подросткам, присущ высокий уровень тревожности.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования по «Опроснику Басса - Дарки», мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень враждебности не был выявлен нами ни у одного испытуемого; у 30 испытуемых нами был выявлен средний уровень враждебности, и наконец, высокий уровень враждебности был выявлен нами у 15 испытуемых.
Если говорить об уровне агрессии: у 8 испытуемых, нами был выявлен низкий уровень агрессии; средний уровень агрессии выявлен нами у 30 подростков из выборки, высокий уровень агрессии выявлен у 7 подростков.
Для подтверждения достоверности полученных данных, нами была проведена статистическая обработка эмпирических результатов. На первом этапе для определения нормальности распределения полученных данных мы провели вычисление описательной статистики и критерия Колмогорова – Смирнова. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные эмпирического исследования соответствуют закону нормального распределения.
Информация о работе Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте