Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:26, дипломная работа
Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Цели, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе;
рассмотреть проблему тревожности и агрессии в исторической ретроспективе;
описать психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте;
организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста;
Введение………………………………………………………….…………....
1 Теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
1.1 Определение понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе…..………………………………………………………
1.2 Рассмотрение проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе…………………………………………..................
1.3 Психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.…………………………………………………………….
2 Эмпирическое исследование тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
2.1 Описание процедуры исследования……...……………….………..
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..
2.3 Анализ проведённого цикла занятий..………………………….....
Заключение …………………………….……………………………………...
Список использованных источников ………………................
На втором этапе нами был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона, равный (r=0,748; p≤0.01), что свидетельствует о положительной, высокой корреляции между изучаемыми переменными. То есть, на уровне статистической значимости p≤0.01 мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте тревожность тесным образом взаимосвязана и может стать причиной возникновения агрессии.
По итогам проведенного нами эмпирического исследования, были отобраны 15 испытуемых подростков с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии и враждебности. Для них нами был составлен цикл развивающих занятий, направленный на снижение тревожности, как причину возникновения агрессии в подростковом возрасте.
После цикла развивающих занятий нами было проведено повторное диагностическое исследование, направленное на анализ эффективности проведённых мероприятий.
Анализируя данные повторной диагностики, мы можем сделать следующие выводы: из 7 подростков, имеющих высокий уровень тревожности по результатам первичного диагностического обследования, показатели тревожности после проведения цикла развивающих занятий снизились до среднего уровня (с тенденцией к высокой) у 5 испытуемых; у 1 подростка данный показатель остался прежним; и у 1 подростка, показатель снизился до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой).
Из числа 8 испытуемых подростков, которые по результатам первичного диагностического обследования имели средний уровень тревожности (с тенденцией к высокой), после проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых показали снизились до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой), у 3 подростков изменений по уровню тревожности выявлено не было.
Повторное диагностическое исследование по опроснику «Басса – Дарки», показало, что из 15 испытуемых подростков, участвующих в цикле развивающих занятий, высокий уровень агрессии в ходе первичного диагностического исследования был выявлен у 7 подростков. После проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых от данной группы агрессия снизилась до нормы, у 2 подростков показатели агрессии остались высокими. Враждебность из 15 испытуемых подростков экспериментальной группы снизилась до нормы у 9 подростков. У остальных 6 испытуемых уровень враждебности остался выше нормы.
Таким образом, исходя из результатов нашего эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что цикл проведённых нами развивающих занятий, направленных на снижение уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста оказался эффективным и повлиял на снижение тревожности и агрессии примерно у 50% испытуемых подростков. Так же подтвердилось существование взаимосвязи между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте.
Заключение
Проблема тревожности и агрессии заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения этих явлений, позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития человека, провести необходимую работу по психологической коррекции негативных проявлений агрессии и тревожности.
Проанализировав и изучив теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте, мы можем сделать выводы: психологи используют термин «тревожность» в различных значениях. Трудность определения этого понятия заключается в неопределенности терминологии. Современные исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому следует разграничивать понятия «тревожность», «тревога» и «страх», которые часто используются как синонимы.
Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».
Проанализировав и изучив теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте, мы можем сделать выводы: психологи используют термин «тревожность» в различных значениях. Трудность определения этого понятия заключается в неопределенности терминологии. Современные исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому следует разграничивать понятия «тревожность», «тревога» и «страх», которые часто используются как синонимы.
Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».
Подводя итог, рассмотрению проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе, мы можем сделать следующие выводы: понятие тревожности было внесено в психологию психоаналитиками. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку состояние. Анализ работ современных представителей психологии показывает, что в понимании природы тревожности можно проследить два подхода – тревожность как изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. Существуют различные формы тревожности в подростковом возрасте, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления.
Говоря об агрессии; наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.
Для подтверждения или опровержения теоретических выводов, нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на изучение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей подростковой агрессии и тревожности и определение путей их коррекции.
Задачи нашего эмпирического исследования: изучить особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте; выявить взаимосвязь между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте; разработать и апробировать комплекс развивающих мероприятий, направленных на снижение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.
Анализируя данные первичной диагностики испытуемых экспериментальной группы, мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности не был выявлен нами у испытуемых экспериментальной группы; у 30 подростков, принявших участие в исследовании, нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому); у 8 испытуемых нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому); 7 подросткам, присущ высокий уровень тревожности.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования по «Опроснику Басса - Дарки», мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень враждебности не был выявлен нами ни у одного испытуемого; у 30 испытуемых нами был выявлен средний уровень враждебности, и наконец, высокий уровень враждебности был выявлен нами у 15 испытуемых.
Если говорить об уровне агрессии: у 8 испытуемых, нами был выявлен низкий уровень агрессии; средний уровень агрессии выявлен нами у 30 подростков из выборки, высокий уровень агрессии выявлен у 7 подростков.
Для подтверждения достоверности полученных данных, нами была проведена статистическая обработка эмпирических результатов. На первом этапе для определения нормальности распределения полученных данных мы провели вычисление описательной статистики и критерия Колмогорова – Смирнова. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные эмпирического исследования соответствуют закону нормального распределения.
На втором этапе нами был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона, равный (r=0,748; p≤0.01), что свидетельствует о положительной, высокой корреляции между изучаемыми переменными. То есть, на уровне статистической значимости p≤0.01 мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте тревожность тесным образом взаимосвязана и может стать причиной возникновения агрессии.
По итогам проведенного нами эмпирического исследования, были отобраны 15 испытуемых подростков с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии и враждебности. Для них нами был составлен цикл развивающих занятий, направленный на снижение тревожности, как причину возникновения агрессии в подростковом возрасте.
После цикла развивающих занятий нами было проведено повторное диагностическое исследование, направленное на анализ эффективности проведённых мероприятий.
Анализируя данные повторной диагностики, мы можем сделать следующие выводы: из 7 подростков, имеющих высокий уровень тревожности по результатам первичного диагностического обследования, показатели тревожности после проведения цикла развивающих занятий снизились до среднего уровня (с тенденцией к высокой) у 5 испытуемых; у 1 подростка данный показатель остался прежним; и у 1 подростка, показатель снизился до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой).
Из числа 8 испытуемых подростков, которые по результатам первичного диагностического обследования имели средний уровень тревожности (с тенденцией к высокой), после проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых показали снизились до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой), у 3 подростков изменений по уровню тревожности выявлено не было.
Повторное диагностическое исследование по опроснику «Басса – Дарки», показало, что из 15 испытуемых подростков, участвующих в цикле развивающих занятий, высокий уровень агрессии в ходе первичного диагностического исследования был выявлен у 7 подростков. После проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых от данной группы агрессия снизилась до нормы, у 2 подростков показатели агрессии остались высокими. Враждебность из 15 испытуемых подростков экспериментальной группы снизилась до нормы у 9 подростков. У остальных 6 испытуемых уровень враждебности остался выше нормы.
Таким образом, исходя из результатов нашего эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что цикл проведённых нами развивающих занятий, направленных на снижение уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста оказался эффективным и повлиял на снижение тревожности и агрессии примерно у 50% испытуемых подростков. Так же подтвердилось существование взаимосвязи между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте.
Итак, цель нашего исследования, заключающаяся в выявлении особенностей подростковой тревожности и агрессии и определении путей их коррекции, достигнута, поставленные задачи реализованы. Составленный нами проект программы занятий, направленных на снижение тревожности и агрессии, может быть применен психологами образовательных учреждений в рамках коррекционно-развивающей работы с подростками. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций, спецкурсов, проведении семинаров и практических занятий на факультетах психологии педагогических вузов, курсах повышения квалификации практических психологов.
Список использованных источников
Информация о работе Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте