Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Цели, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе;
рассмотреть проблему тревожности и агрессии в исторической ретроспективе;
описать психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте;
организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………….…………....
1 Теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
1.1 Определение понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе…..………………………………………………………
1.2 Рассмотрение проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе…………………………………………..................
1.3 Психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.…………………………………………………………….
2 Эмпирическое исследование тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
2.1 Описание процедуры исследования……...……………….………..
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..
2.3 Анализ проведённого цикла занятий..………………………….....
Заключение …………………………….……………………………………...
Список использованных источников ………………................

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

На втором этапе нами был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона, равный (r=0,748; p≤0.01), что свидетельствует о положительной, высокой корреляции между изучаемыми переменными. То есть, на уровне статистической значимости p≤0.01 мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте тревожность тесным образом взаимосвязана и может стать причиной возникновения агрессии.

По итогам проведенного нами эмпирического исследования, были отобраны 15 испытуемых подростков с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии и враждебности. Для них нами был составлен цикл развивающих занятий, направленный на снижение тревожности, как причину возникновения агрессии в подростковом возрасте.

После цикла развивающих занятий нами было проведено повторное диагностическое исследование, направленное на анализ эффективности проведённых мероприятий.

Анализируя данные повторной диагностики, мы можем сделать следующие выводы: из 7 подростков, имеющих высокий уровень тревожности по результатам первичного диагностического обследования, показатели тревожности после проведения цикла развивающих занятий снизились до среднего уровня (с тенденцией к высокой) у 5 испытуемых; у 1 подростка данный показатель остался прежним; и у 1 подростка, показатель снизился до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой).

Из числа 8 испытуемых подростков, которые по результатам первичного диагностического обследования имели средний уровень тревожности (с тенденцией к высокой), после проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых показали снизились до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой), у 3 подростков изменений по уровню тревожности выявлено не было.

Повторное диагностическое исследование по опроснику «Басса – Дарки», показало, что из 15 испытуемых подростков, участвующих в цикле развивающих занятий, высокий уровень агрессии в ходе первичного диагностического исследования был выявлен у 7 подростков. После проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых от данной группы агрессия снизилась до нормы, у 2 подростков показатели агрессии остались высокими. Враждебность из 15 испытуемых подростков экспериментальной группы снизилась до нормы у 9 подростков. У остальных 6 испытуемых уровень враждебности остался выше нормы.

Таким образом, исходя из результатов нашего эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что цикл проведённых нами развивающих занятий, направленных на снижение уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста оказался эффективным и повлиял на снижение тревожности и агрессии примерно у 50% испытуемых подростков. Так же подтвердилось существование взаимосвязи между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема тревожности и агрессии заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения этих явлений, позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития человека, провести необходимую работу по психологической коррекции негативных проявлений агрессии и тревожности.

Проанализировав и изучив теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте, мы можем сделать выводы: психологи используют термин «тревожность» в различных значениях. Трудность определения этого понятия заключается в неопределенности терминологии. Современные исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому следует разграничивать понятия «тревожность», «тревога» и «страх», которые часто используются как синонимы.

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Проанализировав и изучив теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте, мы можем сделать выводы: психологи используют термин «тревожность» в различных значениях. Трудность определения этого понятия заключается в неопределенности терминологии. Современные исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому следует разграничивать понятия «тревожность», «тревога» и «страх», которые часто используются как синонимы.

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Подводя итог, рассмотрению проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе, мы можем сделать следующие выводы: понятие тревожности было внесено в психологию психоаналитиками. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку состояние. Анализ работ современных представителей психологии показывает, что в понимании природы тревожности можно проследить два подхода – тревожность как изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. Существуют различные формы тревожности в подростковом возрасте, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления.

Говоря об агрессии; наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.

Для подтверждения или опровержения теоретических выводов, нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на изучение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей подростковой агрессии и тревожности и определение путей их коррекции.

Задачи нашего эмпирического исследования: изучить особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте; выявить взаимосвязь между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте; разработать и апробировать комплекс развивающих мероприятий, направленных на снижение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.

Анализируя данные первичной диагностики испытуемых экспериментальной группы, мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень тревожности не был выявлен нами у испытуемых экспериментальной группы; у 30 подростков, принявших участие в исследовании, нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому); у 8 испытуемых нами был выявлен средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому); 7 подросткам, присущ высокий уровень тревожности.

Анализируя результаты, полученные в ходе исследования по «Опроснику Басса - Дарки», мы можем сделать следующие выводы: низкий уровень враждебности не был выявлен нами ни у одного испытуемого; у 30 испытуемых нами был выявлен средний уровень враждебности, и наконец, высокий уровень враждебности был выявлен нами у 15 испытуемых.

Если говорить об уровне агрессии: у 8 испытуемых, нами был выявлен низкий уровень агрессии; средний уровень агрессии выявлен нами у 30 подростков из выборки, высокий уровень агрессии выявлен у 7 подростков.

Для подтверждения достоверности полученных данных, нами была проведена статистическая обработка эмпирических результатов. На первом этапе для определения нормальности распределения полученных данных мы провели вычисление описательной статистики и критерия Колмогорова – Смирнова. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные эмпирического исследования соответствуют закону нормального распределения.

На втором этапе нами был рассчитан коэффициент корреляции Пирсона, равный (r=0,748; p≤0.01), что свидетельствует о положительной, высокой корреляции между изучаемыми переменными. То есть, на уровне статистической значимости p≤0.01 мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте тревожность тесным образом взаимосвязана и может стать причиной возникновения агрессии.

По итогам проведенного нами эмпирического исследования, были отобраны 15 испытуемых подростков с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии и враждебности. Для них нами был составлен цикл развивающих занятий, направленный на снижение тревожности, как причину возникновения агрессии в подростковом возрасте.

После цикла развивающих занятий нами было проведено повторное диагностическое исследование, направленное на анализ эффективности проведённых мероприятий.

Анализируя данные повторной диагностики, мы можем сделать следующие выводы: из 7 подростков, имеющих высокий уровень тревожности по результатам первичного диагностического обследования, показатели тревожности после проведения цикла развивающих занятий снизились до среднего уровня (с тенденцией к высокой) у 5 испытуемых; у 1 подростка данный показатель остался прежним; и у 1 подростка, показатель снизился до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой).

Из числа 8 испытуемых подростков, которые по результатам первичного диагностического обследования имели средний уровень тревожности (с тенденцией к высокой), после проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых показали снизились до среднего уровня тревожности (с тенденцией к низкой), у 3 подростков  изменений по уровню тревожности выявлено не было.

Повторное диагностическое исследование по опроснику «Басса – Дарки», показало, что из 15 испытуемых подростков, участвующих в цикле развивающих занятий, высокий уровень агрессии в ходе первичного диагностического исследования был выявлен у 7 подростков. После проведения цикла развивающих занятий у 5 испытуемых от данной группы агрессия снизилась до нормы, у 2 подростков показатели агрессии остались высокими. Враждебность из 15 испытуемых подростков экспериментальной группы снизилась до нормы у 9 подростков. У остальных 6 испытуемых уровень враждебности остался выше нормы.

Таким образом, исходя из результатов нашего эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что цикл проведённых нами развивающих занятий, направленных на снижение уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста оказался эффективным и повлиял на снижение тревожности и агрессии примерно у 50% испытуемых подростков. Так же подтвердилось существование взаимосвязи между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте.

Итак, цель нашего исследования, заключающаяся в выявлении особенностей подростковой тревожности и агрессии и определении путей их коррекции, достигнута, поставленные задачи реализованы. Составленный нами проект программы занятий, направленных на снижение тревожности и агрессии, может быть применен психологами образовательных учреждений в рамках коррекционно-развивающей работы с подростками. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций, спецкурсов, проведении семинаров и практических занятий на факультетах психологии педагогических вузов, курсах повышения квалификации практических психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей / Т.П. Авдулова – М.: Академия, 2008. – 128 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: МГУ, 2008 – 109 с.
  3. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: 2004 – 384 с.
  4. Басс, А. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 60 – 67., С. 27 – 28.
  5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович// Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 24 – 28.
  6. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.
  7. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер, – М.: Генензи. - 2001. – Ч.1.  – 160 с.
  8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин, – Минск: Харвест. - 2008. – 800 с.
  9. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ред. и сост. И.Б. Дерманова, - СПб.: Питер. - 2002. –  148 с.
  10. Драгунова, Т.В. Подростковый возраст / Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского, - М.: Академия. - 2003. – 296 с.
  11. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы  психологии. – 2007. – №2. - С. 23 – 27.
  12. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Психология подростка: Хрестоматия // под ред. Ю.И. Фролова – М.: Академический проект, - 2007. – 211 с.
  13. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – №1. – С. 18 – 21.
  14. Исправительно-трудовая психология: учебное пособие / под ред. К.К. Платонова, – Рязань: РВШ. - 2008. – 360 с.
  15. Ковалёв, П.А. Агрессивность и агрессивное поведение // Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. – СПб.: Речь. - 2005. – С. 28 – 29.
  16. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко, – Мн.: ЭКСМО – Пресс, - 2000. – 207 с.
  17. Кудрявцев, В.Н. Генезис преступления. Учебное пособие / В.Н. Кудрявцев, – М.: Издательская группа «Форум-ИНФА-М». - 2008. – 216 с.
  18. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, – М.: ТЦ Сфера. - 2004. – 464 с.
  19. Кулаков, С.А. На приеме у психолога — подросток: пособие для практических психологов / С.А. Кулаков, — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2001. — 350 с.
  20. Левитов, Н.Д. Психическое состояние агрессии / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии, 2007. - №6 –  С. 169-172.
  21. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2004.– 272 с.
  22. Мартенс, Р. Социальная психология и спорт / С. Мартенс. – М.: ФиС, - 2009. – 113 с.
  23. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция./ А.В. Микляева, П.В. Румянцева, – СПб.: Речь. - 2007. – 248 с.
  24. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн. – Книга 1./ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, - 2007 – 688 с.
  25. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 374 с.
  26. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова, – М.: ТЦ Сфера: Юрайт-М. - 2001. – 442 с.
  27. Петров, В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции / В.Г. Петров, – Иркутск: - 20099. – 195 c.
  28. Петрова, А.Б. Психологические аспекты агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в условиях изоляции / А.Б. Петрова – Рязань: 2003. - 165 c.
  29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И. Барчук, - СПб.: Питер. - 2007. – 304 с.
  30. Практикум по психологии состояний / под ред. А.О.Прохорова. – С. - Пб: Речь, 2004. – 480 с.
  31. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – С. 27 – 32.
  32. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан, – М.: Питер. - 2007. – 78 с.
  33. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе/ А.О. Прохоров, – Казань: Издательство КГПИ. – 2001. – 164 с.
  34. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1997. – 672 с.
  35. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан, – СПб.: Питер. - 2001. – 397 с.
  36. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности /Х. Ремшмидт, – М.: Мир. - 2004. – 319 с.
  37. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.: изд-во Владо-Пресс. - 2003. – кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  38. Самосознание и защитные механизмы личности / под ред. Л.В. Бороздина, – Самара: Изд. Дом «Бахрах». - 2003. – 656 с.
  39. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие / Л.М. Семенюк, – М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта. - 2001. – 96 с.
  40. Свечение, М.В. Возрастная психология / М.В. Свечение, Л.П. Василенко, – М.: Академвидав. - 2005. – 360 с.
  41. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко, – СПб.: ООО Речь. - 2000. – 350 с.
  42. Скрипченко, А.В. Общая психология / А.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук, – М.: Просвещение. - 2005. – 464 с.
  43. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда / Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, – М.: Педагогика-Пресс. - 2001. – 386 с.
  44. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель, – М.: Генезис. - 1998. – 160 с.
  45. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э. Фромм, – М.: Республика. - 2004. – 635 с.
  46. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов, – Мн.: НИО. - 2001.– 198 с.
  47. Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения /И.А. Фурманов, – Мн.: БГУ. – 91с.
  48. Цзен, Н.В. Психотренинг. Игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов, – М.: Физ-ра и спорт. - 2001. – 268 с.
  49. Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка / Л.М. Чепелева, – Краснодар. - 2001. - 157 c.
  50. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми // под ред. К.Е. Лютова, Г.Б. Монина, – М.: Академия. - 2000. – 190 с.

Информация о работе Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте