Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 14:43, реферат
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики.
Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.
Введение
Психологическая характеристика ценностных ориентаций.
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций.
Заключение.
Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как "основная жизненная направленность" (Б.Г. Ананьев), "динамическая тенденция" (С.Л. Рубинштейн), "смыслообразующий мотив" (А.Н. Леонтьев), "доминирующие отношения" (В.Н. Мясищев). По мнению Б.Ф.
Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [24]. "В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие" [25,311].
Из вышесказанного
следует, что понятие личность
не может рассматриваться в
отрыве от социальной среды, общества.
Исходным моментом
основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека [3]. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в
комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.
С.Л. Рубинштейн также
писал, что "ценности - ...производны
от соотношения мира и
По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [14].
Анализируя функционирование
ценностей в процессе
общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П. Тугаринов, "отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни" [цит. по 3,146].
Он условно делит их на три категории:
1. Материальные ценности
- техника и материальные блага,
они могут выполнять функцию
стимулятора индивидуально-
2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.
3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.
Направленность личности на те или иные ценности - по В.П. Тугаринову - составляет ее ценностные ориентации [39].
О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [13]. Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются
"знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию.
В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой [21].
По мнению Г.Н. Выжлецова, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения не раскрывают всей сущности ценностей. Он считает, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями и в них же, в свою очередь, реализуются [8]. Однако, по нашему мнению, в данной трактовке ценности приобретают надындивидуальный характер, где теряется понятие личность.
Основываясь на концепции
А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает
вывод, что всякая ценность
Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф.
Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные.
Материальные ценности
- орудия и средства труда, вещи
непосредственного потребления, компоненты
значений которых могут быть
представлены следующими
1. Физический статус;
2. Техническое устройство;
3. Праксеологические функции;
4. Социально-экономическая форма.
Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:
1. Информационное содержание и истинностная характеристика;
2. Материальное воплощение;
3. Аксиологическая функция;
4. Социально-экономическая форма.
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от
возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
В зависимости от
задач и целей, которым служит
та или иная ценность, они делятся
на две основные группы: ценности-цели
(терминальные ценности) и ценности-средства
(инструментальные ценности). Терминальные
ценности являются важнейшими, это
основные цели человека, они отражают
долговременную жизненную
он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.
Экспериментальное исследование.
На основании теоретического анализа психологического содержания категории ценностных ориентаций личности мы выяснили, что это характеристика детерминирующая направленность личности и ее диагностика позволит решать множество задач. В рамках профессионального психологического отбора диагностика ценностных ориентаций позволит более эффективно отбирать кандидатов для прохождения военной службы, а также наблюдать динамику ценностных ориентаций военнослужащих в ходе прохождения ими службы в рамках психологического сопровождения боевой деяетельности.
Из всего многообразия диагностических методов мы остановили свой выбор на методике «Морфологический тест жизненных ориентаций» Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя. т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Введение сферы физической активности обосновывается наличием у каждого человека базовой потребности в движении [11, с. 108]. А.Ц. Пуни [6, с. 285] выделил разновидности данной потребности: потребность в движении, потребность в выполнении обязанностей, потребность в спортивной деятельности. У разных индивидов важность, значимость жизненной сферы физической активности неодинакова.
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных
На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу: опросник «МТЖЦ» является эффективным методом диагностики ценностных ориентаций личности и отвечает психометрическим требованиям, предъявляемым к методикам.
Для подтверждения данной гипотезы нам необходимо провести исследование по следующему плану:
Исследование проводилось на курсантах 4 курса военно-психологического факультета Военного университета министерства обороны Российской Федерации. Объем выборки составил 30 человек.
После исследования результаты были сведены в общую таблицу:
№ |
методика лири |
мтжц |
||||||||||
лидерство |
уверенность в себе |
консерватизм |
эгоцентризм |
саморазвитие |
духовное удовл |
креативность |
соц.конт |
престиж |
достижения |
матер. Полож. |
сохр. Инд. | |
1 |
12 |
14 |
12 |
13 |
46 |
37 |
28 |
29 |
27 |
34 |
26 |
36 |
2 |
15 |
3 |
11 |
8 |
49 |
33 |
26 |
38 |
29 |
38 |
28 |
47 |
3 |
13 |
12 |
8 |
12 |
57 |
45 |
48 |
49 |
34 |
46 |
48 |
45 |
4 |
8 |
7 |
5 |
7 |
5 |
51 |
51 |
42 |
36 |
52 |
39 |
38 |
5 |
10 |
9 |
7 |
3 |
64 |
39 |
26 |
27 |
32 |
51 |
27 |
45 |
6 |
6 |
2 |
3 |
5 |
68 |
37 |
32 |
34 |
46 |
37 |
43 |
41 |
7 |
9 |
12 |
9 |
7 |
74 |
41 |
28 |
37 |
48 |
32 |
46 |
39 |
8 |
12 |
6 |
6 |
9 |
62 |
47 |
34 |
42 |
44 |
38 |
32 |
33 |
9 |
14 |
8 |
6 |
9 |
49 |
46 |
46 |
32 |
39 |
53 |
49 |
45 |
10 |
7 |
14 |
3 |
2 |
51 |
53 |
48 |
49 |
28 |
47 |
36 |
51 |
11 |
5 |
9 |
9 |
6 |
66 |
49 |
31 |
36 |
37 |
37 |
31 |
39 |
12 |
8 |
2 |
11 |
6 |
49 |
35 |
26 |
31 |
42 |
39 |
44 |
37 |
13 |
3 |
6 |
7 |
8 |
54 |
54 |
28 |
44 |
49 |
45 |
52 |
41 |
14 |
3 |
3 |
13 |
12 |
71 |
39 |
48 |
52 |
37 |
48 |
34 |
47 |
15 |
5 |
8 |
9 |
4 |
57 |
42 |
39 |
34 |
42 |
51 |
38 |
38 |
16 |
2 |
8 |
4 |
2 |
48 |
54 |
27 |
38 |
47 |
36 |
42 |
41 |
17 |
6 |
11 |
4 |
5 |
54 |
38 |
43 |
42 |
36 |
38 |
49 |
34 |
18 |
8 |
6 |
6 |
7 |
58 |
43 |
46 |
49 |
32 |
45 |
37 |
38 |
19 |
10 |
3 |
2 |
9 |
63 |
33 |
37 |
29 |
35 |
38 |
42 |
46 |
20 |
12 |
4 |
13 |
11 |
51 |
41 |
39 |
45 |
49 |
49 |
47 |
52 |
21 |
14 |
2 |
8 |
7 |
67 |
39 |
32 |
49 |
45 |
54 |
36 |
51 |
22 |
6 |
9 |
10 |
5 |
69 |
35 |
42 |
38 |
37 |
33 |
32 |
37 |
23 |
8 |
9 |
9 |
2 |
73 |
37 |
27 |
33 |
32 |
46 |
35 |
32 |
24 |
11 |
5 |
5 |
9 |
68 |
42 |
31 |
36 |
41 |
38 |
49 |
38 |
25 |
4 |
7 |
11 |
11 |
52 |
38 |
47 |
47 |
37 |
41 |
45 |
47 |
26 |
2 |
11 |
8 |
6 |
56 |
53 |
39 |
45 |
43 |
38 |
37 |
37 |
27 |
5 |
6 |
5 |
8 |
48 |
36 |
27 |
38 |
29 |
37 |
32 |
39 |
28 |
8 |
9 |
9 |
4 |
67 |
45 |
29 |
45 |
46 |
34 |
56 |
45 |
29 |
7 |
7 |
13 |
2 |
71 |
53 |
36 |
41 |
44 |
45 |
58 |
48 |
30 |
12 |
4 |
6 |
5 |
58 |
48 |
38 |
39 |
37 |
37 |
54 |
51 |
31 |
9 |
5 |
3 |
7 |
49 |
44 |
27 |
47 |
38 |
41 |
49 |
36 |