Диагностика ценностных ориентаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики.
Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.

Содержание

Введение
Психологическая характеристика ценностных ориентаций.
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

диагностика ценностных ориентаций.docx

— 72.52 Кб (Скачать файл)




Расчет конструктной валидности с другими шкалами:

В табл. приведены данные коррелирования результатов отношения различных свойств личности и жизненных ценностей и жизненных сфер. Из таблиц видно, что испытуемые, уверенные в себе, независимые, эгоистичные реалисты, честолюбивые личности не ценят сферу семьи, не желают отдавать силы и время решению проблем своей семьи (коэффициент корреляции -0,54 при уровне значимости 0,05)

 

Стандартизация методики.

 

Хi

Xi-Xср

/ст. откл

*2

5,5

стены

51

13,03226

1,472793

2,945586

8,445586

9

49

11,03226

1,24677

2,493541

7,993541

8

49

11,03226

1,24677

2,493541

7,993541

8

49

11,03226

1,24677

2,493541

7,993541

8

48

10,03226

1,133759

2,267518

7,767518

8

47

9,032258

1,020748

2,041496

7,541496

7

46

8,032258

0,907736

1,815473

7,315473

7

46

8,032258

0,907736

1,815473

7,315473

7

45

7,032258

0,794725

1,58945

7,08945

7

45

7,032258

0,794725

1,58945

7,08945

7

45

7,032258

0,794725

1,58945

7,08945

7

42

4,032258

0,455691

0,911382

6,411382

6

41

3,032258

0,34268

0,685359

6,185359

6

39

1,032258

0,116657

0,233314

5,733314

6

39

1,032258

0,116657

0,233314

5,733314

6

39

1,032258

0,116657

0,233314

5,733314

6

39

1,032258

0,116657

0,233314

5,733314

6

38

0,032258

0,003646

0,007291

5,507291

5

37

-0,96774

-0,10937

-0,21873

5,281268

5

37

-0,96774

-0,10937

-0,21873

5,281268

5

35

-2,96774

-0,33539

-0,67078

4,829223

5

35

-2,96774

-0,33539

-0,67078

4,829223

5

32

-5,96774

-0,67442

-1,34885

4,151155

4

29

-8,96774

-1,01346

-2,02691

3,473087

3

27

-10,9677

-1,23948

-2,47896

3,021041

3

26

-11,9677

-1,35249

-2,70498

2,795018

3

26

-11,9677

-1,35249

-2,70498

2,795018

3

25

-12,9677

-1,4655

-2,931

2,568996

2

24

-13,9677

-1,57851

-3,15703

2,342973

2

24

-13,9677

-1,57851

-3,15703

2,342973

2

23

-14,9677

-1,69152

-3,38305

2,11695

2


 

Расчет высоких, средних и низких значений.

Область высоких значений от 46 до 57 баллов ( 7-10 стенов)

Область средних значений от  29 до 46 баллов ( 3-7 стенов)

Область низких значений  от 20 до 29 баллов  (0-3 стена)

 

Ориентировочные нормы для шкал жизненных ценностей.

 

Нормы в стенах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Саморазвитие

28 и менее

29-31

32-34

35-38

39-41

42-44

45-47

48-50

51-53

54 и более

Духовное удовлетворение

30 и менее

31-33

34-36

37-39

40-42

43-45

46-48

49-51

52-54

55 и более

Креативность

24 и менее

25-27

28-30

31-33

34-37

38-40

41-43

44-46

47-50

51 и более

Активные социальные контакты

29 и менее

30-32

33-35

36-38

39-40

41-43

44-46

47-49

50-51

52 и более

Собственный престиж

25 и менее

26-28

29-32

33-35

36-38

39-41

42-45

46-48

49-51

52 и более

Достижения

30 и менее

31-33

34-36

37-39

40-42

43-45

46-48

49-51

52-54

55 и более

Высокое материальное положение

31 и более

32-35

36-38

39-41

42-45

46-48

49-52

53-55

56-59

60 и более

Сохранение собственной индивидуальности

29 и менее

30-32

33-35

36-38

39-41

42-45

46-48

49-51

52-54

55 и более


 

 

 

Таким образом в результате проведенного экспериментального исследования мы выяснили, что методика «Морфологический Тест Жизненных ориентаций» является эффективным методом диагностики ценностных ориентаций личности, в частности терминальных ценностей и выполняет психометрические требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Диагностика ценностных ориентаций позволяет решать множество проблем.

В рамках профессионального психологического отбора  эффективная диагностика позволяет исследовать ценностно-ориентационную сферу личности, выявить структуру терминальных ценностей, что в конечном итоге позволит проанализировать детерминанты мотивации личности на выполнение деятельности.  Решение этой проблемы очень важно, потому что только человек, с устойчивой системой ценностных ориентаций может эффективно выполнять свою служебную деятельность и быть достаточно устойчивым к стрессовым факторам.

Целью нашего исследования являлся выбор и психометрическая проверка  эффективной методики диагностики ценностных ориентаций личности.

В рамках исследования мы достигли поставленных задач и  выявили, что методика «Морфологический тест жизненных ценностей» является эффективной методикой для диагностики ценностных ориентаций личности и обладает высокой степенью надежности, внешней и конструктной валидности, а также является стандартизированной методикой. Это доказывает гипотезу исследования.

Проблема эффективной диагностики ценностных ориентаций нуждается в дальнейшей разработке. В рамках нашего исследования мы сделали попытку частичного решения данной проблемы.  Основной трудностью диагностики ценностных ориентаций личности является то, что современные методики представляют собой  стандартный набор ценностей, а методика направлена на изучение иерархии ценностей.  Это существенно ограничивает диагностический потенциал методики,  и работа в данном направлении представляется нам весьма актуальной. Так как в ходе экспериментального исследования мы столкнулись с результатами, в которых иерархия ценностей не выражена ярко. Решение проблемы диагностики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Алексеева В.Г. Ценностные  ориентации как фактор жизнедеятельности  и развития 

личности // Психол. журн. - 1984. - т.5. - № 5. - С. 63-70.

2. Ананьев Б.Г. Избранные  труды: В 2-х т., Т. I. - М., 1980. - 232 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. - Л., 1968. - 338 с.

4. Андреева В.Г. Социальная  психология., 2е изд., - М., 1988. - 432 с.

5. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей //

Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. -

Сборник науч. трудов. - Горький, 1982. - С. 116-129.

6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978. - 312 с.

7. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки

субъекта // Вопр. психол. - 1993.- т.14. - № 5. - С. 99-105.

8. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-

политический журнал. - 1996 - №1. - С. 86-99.

9. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в

социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - С. 102-109.

10. Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1995. - 160 с.

11. Додонов Б.И. Эмоция  как ценность. - М., 1978. - 272 с.

12. Донцов А.И. Проблемы  групповой сплоченности. - М., 1979. - 128 с.

13. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская

философия. - М., 1967. - С. 44-45.

14. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 c.

15. Зейгарник Б.В. Теории  личности в зарубежной психологии. - М., 1982. - 128 с.

16. Истомин И.Н. Ценностные  ориентации в системе регуляции  поведения //

Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 1979 с.252.

17. Климов Е.А. Общечеловеческие  ценности глазами психолога профессиоведа // Психол.

журн. - 1993. - т.14. - №4. - С. 130-136.

18. Кон И.С. В поисках  себя. - М., -1984. - 148 с.

 


Информация о работе Диагностика ценностных ориентаций