Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:44, курсовая работа
Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - “ Я ”. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое “ Я ”. На основе представлений ребенка о своем “Я” начинает формироваться самооценка
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 9
РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Самооценки и ее структура 9
1.2 Этапы развития самооценки 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ 34
САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация исследования 34
2.2 Результаты исследования развития самооценки на разных 36
возрастных этапах детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым [30; 31].
В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.
К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности. Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом. К семи годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной.
Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший»? мы услышим «Я самый хороший», так характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: «хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т. п.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки имеет значение в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.
В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей. У дошкольника складывается способность осознать и ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, расти, чтобы приобрести определенные преимущества. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение личного сознания. Оно появляется к концу школьного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с взрослым (т. е. теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).
На протяжении всего дошкольного возраста интенсивны процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов поведения. Теперь дошкольник обращает внимание на различия мужчин и женщин не только во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.
Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В. А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е В. Кучерова и др.), позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей:
1. Самооценка дошкольника - явление неустойчивое, ситуативное.
2. Динамика формирования
а) возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
б) переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;
в) возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.
З. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается следующим образом:
а) через конкретные виды оценок к обобщенным;
б) через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.
4. Наиболее адекватной частной
самооценкой в дошкольном
5. Самооценка дошкольника
- целостностью (ребенок не различает
себя как субъект деятельности
и себя как личность); недостаточной
объективностью и
- наличием завышенного уровня притязаний.
Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,- сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с взрослыми.
Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий.
Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:
- выражает свое отношение к
окружающему и оценочный
- организует деятельность
- представляет образцы
- организует совместную со
Таким образом, проведенный анализ проблемы развития самооценки позволяет выделить ее особенности в дошкольном возрасте.
Из всего вышесказанного выделим особенности развития самооценки в дошкольном возрасте:
- сохранение общей
- возникновение критического
сверстником;
- складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов; - к концу дошкольного возраста развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методы и организация
Целью эмпирического исследования стало изучение динамики самооценки от младшего к старшему дошкольному возрасту.
Методы исследования:
На первом этапе целью исследования стояло: изучение уровня развития самооценки в средней группе ДОУ.
На втором этапе целью исследования являлось: изучение уровня развития самооценки в подготовительной к школе группе.
На 1-ом и 2-ом этапах исследования использовались следующие методики:
Методика №1. «Какой я» (Р.С. Немова).
Цель: выявление способности к самооцениванию.
Ребенку в индивидуальном порядке задается 10 вопросов, на которые он может ответить: - да (присваивается 1 балл), - нет (присваивается 0 баллов), - не знаю и иногда (присваивается 0,5 баллов). Определяется общее количество баллов, которое соотносится со следующими показателями.
10 баллов - очень высокий уровень,
8-9 баллов - высокий уровень,
4-7 баллов - средний,
2-3 балла - низкий уровень,
0-1 балл - очень низкий уровень.
Также для обработки данных теста нами использовались следующие критерии:
1. Утверждения, основанные на мнении значимых для ребенка взрослых (родителей, воспитателей).
2. Утверждения, основанные на собственном опыте ребенка, полученном в разных видах деятельности.
3. Утверждения, основанные на осознании своих физических возможностей и нравственных качеств.
4. Неустойчивость мнения: не всегда такой; иногда такой, иногда нет.
Методика № 2«Какой ты?» (О.А. Белобрыкиной)
Цель: выявление эмоциональной направленность общей самооценки.
Ребенку предъявляется 7 слов, из которых он должен выбрать одно, наиболее подходящее ему. Выбранное ребенком слово соотносится с одним из показателей эмоциональной направленности общей самооценки.
Показатель Выбранное слово
Позитивная – самый лучший, хороший.
Негативная – плохой, хуже всех
Амбивалентная – когда как (иногда хороший, иногда плохой)
(противоречивая)
Индифферентная – не знаю
(безразличная)
Нейтральная – такой же, как все дети
(неопределенная)
Методика № 3«Изучение особенностей развития частной самооценки» (О.А. Белобрыкиной).
Цель: выявление уровня и характера дифференциации самооценки.
Ребенку в индивидуальном порядке предъявляется шкала Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн, состоящая из 12 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и конце каждой из них, по которой он будет оценивать себя (укажет свое место на конкретной линии). Для выявления профиля самооценки отмеченные ребенком точки на полосках соединяют между собой прямыми линиями. Полученным отрезкам присваивают баллы от 1 до 6. Каждую отметку на каждой полоске оценивают в зависимости от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. Полученная сумма баллов соотносится с возрастными показателями:
5-6 лет 6-7 лет уровень самооценки
12-25,5 балла 12-23,5 балла заниженный
26-65,5 24-59,5 адекватный
26-37,5 24-35,5 - низкий
38-53,5 36-47,5 - средний
54-65,5 48-59,5 - высокий
66-72 60-72 завышенный
В исследовании приняли участие 39 детей, из них 20 детей среднего дошкольного возраста и 19 – старшего дошкольного возраста.