Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:44, курсовая работа
Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - “ Я ”. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое “ Я ”. На основе представлений ребенка о своем “Я” начинает формироваться самооценка
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 9
РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Самооценки и ее структура 9
1.2 Этапы развития самооценки 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ 34
САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и организация исследования 34
2.2 Результаты исследования развития самооценки на разных 36
возрастных этапах детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.2. Результаты исследования
Проведенное исследование позволило получить результаты о динамике самооценки детей дошкольного возраста, анализ которых позволил прийти к следующему заключению.
Анализ результатов исследования детей средней группы ДОУ.
10% детей характерен неадекватно
низкий или заниженный уровень
самооценки. Такие дети способны
поставить себя только на
Анализ результатов исследования детей подготовительной группы ДОУ.
5% детей характерен неадекватно низкий или заниженный уровень самооценки. Такие дети способны поставить себя только на низкую ступеньку. Они обладают наиболее высоким уровнем тревожности. 60% детей характеризуется средний уровнем самооценки (ставят себя на нижнюю ступеньку только 1 раз). Адекватно высокий уровень самооценки характерен для 60% детей: такие дети ставят себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже. Неадекватно высокий или завышенный уровень самооценки характерен для 10% детей: дети ставят себя только на высокую ступеньку, не обосновывая свой выбор реальными поступками и оценкой со стороны других.
Таким образом, было выявлено, позитивная направленность общей самооценки у детей подготовительной к школе группы выражена ярче, чем в средней. В возрасте 6-7 лет дети оценивают себя конкретнее, подробнее и адекватнее. Критерием при оценке себя служит опора на собственный опыт, полученный в разных видах деятельности и осознание своих возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. Вышесказанное подтверждает гипотезу исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы исследования и эмпирическое исследование позволили прийти к следующему заключению.
Сверх многозначность понятия «самооценка» порождает различные негативные последствия и противоречия. Под самооценкой понимается:
- «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание (А.Г. Спиркин);
- результат самопознания (К.К. Платонов);
- критическая позиция индивида
по отношению к тому, чем он
обладает, «это не констатация
имеющегося потенциала, а именно
его оценка с точки зрения
определенной системы
- специальная функция
- как источник пополнения
Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В. А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е В. Кучерова и др.), позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей. Самооценка дошкольника - явление неустойчивое, ситуативное, она формируется через конкретные виды оценок к обобщенным, через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач и характеризуется целостностью, недостаточной объективностью и обоснованностью, малой рефлексивностью, слабо выраженной дифференциацией, наличием завышенного уровня притязаний.
В процессе решения задач эмпирического исследования, было выявлено, позитивная направленность общей самооценки у детей старшего дошкольного возраста выражена ярче, чем у детей среднего дошкольного возраста. В возрасте 6-7 лет дети оценивают себя конкретнее, подробнее и адекватнее. Критерием при оценке себя служит опора на собственный опыт, полученный в разных видах деятельности и осознание своих возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. Вышесказанное подтверждает гипотезу исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: »Академия», 2000. - 207 с.
2. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации // Психолог в детском саду. – 2008. - № 2. - С. 5 - 12.
3. Белобрыкина О.А. Психологическая
диагностика самооценки детей
старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие по курсу
«Основы психодиагностики» для
студентов психологических
4. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. – 2006. - № 2. -с. 116 - 125
5. Волков Б. С. Дошкольная психология:
Психическое развитие от
6. Гармаева Т. В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. – 2004. - № 2. - С 103-111.
7. Деркач А.А. Самооценка как
структурообразующая процесса
8. Зинько Е.В.Соотношение
9. Коломинский Я.Л. Детская психология/ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М, 1988.
10. Маралов В.Г. основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 256с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 19998.-632 с.
12. Психология самосознания. Хрестоматия. под. ред Райгородского. - Самара: Издательский ДОМ «БАХРАХ – М., 2000. 672 с.
13. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 368с.
14. Урунтаева ГА. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1998. -336 с.
15. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
16. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском
17. Детская психология: Учеб. пособие / Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
18. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
19. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.
20. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
21. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.
22. Нифонтова О.В. Психологические
особенности формирования
23. Пазухина И. А.. Давай познакомимся!
Тренинговое развитие и
24. Папир О. О. Особенности общения
и взаимодействия детей-
25. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
26. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.
Межличностные отношения
27. Степанова Г. Социальное развитие
дошкольника и его
28. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. - 240 с.
29. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.
30. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.;
31. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Упражнения на развитие осознания самого себя у ребенка
Цель упражнений:
- научить ребенка быть
- осознать положительный
- осознать отрицательные эмоции;
- осознать свои достижения;
- научиться контролировать
1. «Какой я?» [32]
Дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос «Какой Я». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы, чувства, каждое предложение начинается с местоимения «Я».
Рефлексия
Каких ответов в тебя больше: положительных или отрицательных?
Ты доволен или недоволен собой?
2. «Что означает интонация» [32]
Читается сказка. Затем детям предлагается самим рассказать сказку «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», сердито», «безразлично», «жалобно», и т.д. Если работает один ребенок, то пусть он сам несколько раз читает сказку, меняя интонацию.
3. «Волшебники» [15]
Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача - дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», другого - в «злого» волшебника. Для девочек «волшебников» можно заменить на «волшебниц».
4. «Комплименты» [15]
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
5. «Рисуем настроение» [15]
Взрослый.
Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой - хорошее.
Рефлексия.
Какое настроение тебе нравится больше?
Какая из двух частей рисунка - твое настроение сейчас?
Какое настроение тебя бывает чаще?
Что для этого ты можешь сделать?
Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть «Плохое настроение», изменить его на позитив.
6. «Я радуюсь, когда…» [15]
Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.
«Я радуюсь, когда…»
Высказывания детей взрослый записывает
Рефлексия. Как ты себя чувствуешь.
Что доставляет тебе радость?
7. «Пожелание» [15]
Взрослый. Я принесла коробочку, в которую мы с вами постараемся собрать много разных пожеланий, они помогут нам и другим людям стать радостными. Для этого Вы будете проговаривать свое пожелание, я помогу его записать. Мы положим его в эту волшебную коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы может открыть коробочку. Когда вам станет грустно или у вас будет плохое настроение, вы можете открыть коробочку, она поможет вам снова стать радостными.