Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты. Гендерные особенности дружбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Цель: исследовать проблему дружбы в юношеском возрасте.
Задачи: - изучить понятие дружбы;
- раскрыть психологический аспект дружбы в юношеском возрасте.
Метод: анализ научной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Сущность понятия дружба………………………………………………….. 4
1.1Дружба и возраст………………………………………………………...… 12
1.2Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба………………………………………………………………………..…15
1.3Гендерные модели дружеских отношений………………………....…… 21
Заключение………………………………………………………………….… 29
Список литературы……………………………………………………..….… 31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых»

(ВлГУ)

Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

Дружба как  форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты. Гендерные особенности дружбы.

 

 

 

Выполнил студент 2 курса

факультета психологии

очной формы обучения

Осокин Богдан Олегович

Научный руководитель – 

к. психол.н., доцент

                                                                            Писненко Александр Георгиевич 

 

 

 

Владимир

2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 3

1.Сущность понятия дружба………………………………………………….. 4

1.1Дружба и возраст………………………………………………………...… 12

1.2Гендерные различия  юношеской дружбы. Разнополая и  смешанная дружба………………………………………………………………………..…15

1.3Гендерные модели дружеских  отношений………………………....…… 21

Заключение………………………………………………………………….… 29

Список литературы……………………………………………………..….… 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Каждому человеку в жизни  приходится общаться с людьми. Общение  занимает одно из важнейших мест среди  потребностей человека.

Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются  межличностные взаимоотношения.

При взаимодействии людей  друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают межличностные отношения. Важнейшая черта межличностных отношений- их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.

Если углублятся в межличностные отношения, то столкнемся с более личностным общением, например, с интимно-личностным. Это своего рода психологический амортизатор деловых, бытовых и личных проблем и потрясений. Это соучастие партнеров в проблемах друг друга, возможность разделить с другими свое духовное и практическое бытие, оно обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактулизация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения - дружба и любовь.

Цель: исследовать проблему дружбы в юношеском возрасте.

Задачи:  - изучить понятие дружбы;

                - раскрыть психологический аспект дружбы в юношеском возрасте.

Метод: анализ научной литературы.

 

 

 

 

1.Сущность понятия дружба

По Л.Я. Гозману и  А.В. Петровскому , дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность — вражду. Противопоставление дружбе — при всей ее интимности — деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений  дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской дружбы к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер дружбы — дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Дружба активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. [18]

Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». [16]

Дружба – это «бескорыстные  личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и  увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой  дружбой, называю друзьями».[15]

 В отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии. В отличие от поверхностного приятельства, дружба – отношение глубокое и интимное, предполагающее не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego. По характеру своей мотивации дружба отличается и от любовно-эротических, сексуальных чувств и отношений.

Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать философа, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают  разные явления. Во-первых, дружба –  определенный социальный институт, выполняющий  какие-то социальные функции, изучением  которых занимаются такие науки  как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика.

Хотя все народы во все  времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью, они неизменно считали «подлинную дружбу» крайне редкой, а расцвет  ее, как правило, относили к прошлому, представляя ее как идеал, опрокинутый  в прошлое. Как заметил немецкий философ Артур Шопенгауэр, «истинная  дружба – одна из тех вещей, о  которых, как о гигантских морских  змеях, неизвестно, являются ли они  вымышленными или где-то существуют»[10].

Проблему историчности дружбы поставили немецкие социологи конца 19 в. Фердинанд Тённис и Георг  Зиммель. Тённис, которого часто называют «первым социологом дружбы», теоретически разграничил два типа социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости людей «общину» и основанное на холодном рациональном расчете и разделении труда «общество». Классический пример «общественных» отношений  – капиталистическое товарное хозяйство, пренебрегающее всеми индивидуальными  различиями, а воплощение «общинности» – родство, соседство и особенно дружба. По мнению Тённиса, «община» и  «общество» присутствуют на всех этапах исторического развития, но в разной пропорции. На ранних стадиях развития, пока люди живут сравнительно небольшими группами и в патриархальных условиях, преобладает «общинность». По мере того как социальные связи становятся все более универсальными, значение «общинных» отношений, в том числе  и дружбы, снижается. Они становятся всего лишь островками «человеческого»  в мире безличной расчетливости [17].

В отличие от Тённиса, который  связывал развитие дружбы с дифференциацией  общественной деятельности и социальной структуры, Зиммель выдвигал на первый план дифференциацию самих личностей. Человеческая индивидуальность, по Зиммелю, создается, прежде всего, наличием некоей тайны, составляющей исключительное достояние  личности. По его мнению, на ранних стадиях  социального развития индивид имел очень мало своего и поэтому не испытывал потребности в самораскрытии. Потребность в интимной дружбе возникает  у человека лишь в античности. Но «по мере растущей дифференциации людей  такое полное самораскрытие должно было становиться все труднее. Современный  человек, возможно, должен слишком многое скрывать, и это не позволяет ему  поддерживать дружбу в античном смысле». Индивид с более сложным внутренним миром не может полностью раскрыться кому-либо одному. Поэтому тотальная  дружба разделяется на ряд отношений, в каждом из которых раскрывается какая-то отдельная сторона Я. С  одним человеком нас связывает  симпатия, с другим – общие интеллектуальные интересы, с третьим – религиозные  чувства, с четвертым – общий  жизненный опыт [2].

Социальная история дружбы – история не столько чувств, сколько социального института  дружбы и того языка, «дискурса», которым  она описывается. В древнейших обществах, где личные отношения еще не отделены от общественных, дружба выступает, прежде всего, как социальный институт, а  права и обязанности друзей строго регламентированы. Особое значение имела  мужская воинская дружба. Лучше всего  это видно на примере древней  Греции, которая издавна считается  царством дружбы, а имена Кастора  и Полидевка, Ореста и Пилада, Ахилла и Патрокла стали нарицательными. Однако античный канон дружбы исторически  развивался. Первоначально греческое  слово «филия» было синонимом  кровного родства. Затем дружба превращается в самостоятельный институт, который  ставится выше всех прочих общественных отношений. Дальнейшая дифференциация социальной структуры приводит к тому, что личные отношения отделяются от социально-институционализированных, из социального союза дружба превращается в эмоциональную привязанность. Это повышает ее индивидуальную избирательность, но одновременно делает взаимные обязанности друзей менее определенными. В связи с этим возникают споры о соотношении инструментальных и экспрессивных ценностей и мотивов дружбы, о критериях разграничения дружбы и любви и т.п.

В разные периоды истории  понятие дружбы наполняется разным содержанием. В раннем средневековье  восхваляется и поэтизируется героическая  рыцарская дружба, воинское братство и побратимство. Христианские богословы  спорят о соотношении дружбы между  конкретными людьми и любовью  к Богу. В начале Нового времени  дружеские чувства противопоставляются  отношениям, основанным на сословной  принадлежности или общности коммерческих интересов. Романтики конца 18 – начала 19 вв. создали культ нежной лирической дружбы, главной ценностью которой  является психологическая интимность и самораскрытие собственного Я. В 20 в. заговорили об оскудении дружбы под влиянием урбанизации, ускорения  темпов социального обновления и  возникновения массового общества. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «узнать можно только те вещи, которые  приручишь. У людей уже не хватает  времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали  бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» .

Однако историко-социологические  исследования демонстрируют не столько  «оскудение» дружеских чувств и  отношений, сколько усложнение и  психологизацию их критериев, в свете  которых реальные личные связи сплошь и рядом выглядят неудовлетворительными. Новая, более динамичная форма общественных отношений не уничтожила элементарной потребности отдельного человека в  теплоте и спонтанности в отношениях с другими людьми и не привела  к исчезновению желания надежного  и постоянного подтверждения собственных чувств со стороны других людей и желания быть рядом с теми, кто вызывает симпатию.

Многозначность понятия  дружбы отражает реальную многогранность и переливчатость межличностных  взаимоотношений. С точки зрения психологии, все житейские определения  дружбы суть метафоры, каждая из которых  высвечивает какой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие  совместной деятельности и общих  интересов. «Друг-зеркало» подчеркивает функцию самопознания, партнеру в  этом случае отводится пассивная  роль отражения. «Друг-собеседник»  высвечивает коммуникативную сторону  дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. «Друг-альтер эго» подразумевает, с  одной стороны, ассимиляцию, уподобление  другого себе, а с другой –  идентификацию, уподобление себя другому, саморастворение в другом.

Каждая из этих метафор  по-своему правомерна, но они могут  обозначать и разные типы дружбы, и  разные ее компоненты, и разные стадии развития одного и того же взаимоотношения. Соотношение экспрессивных и  инструментальных ценностей дружбы имеет свой половозрастной аспект. Детские дружбы покоятся на непосредственной эмоциональной симпатии, общих интересах  и совместной деятельности. В подростковом возрасте эти ценности дополняются  и постепенно перевешиваются потребностью в эмоциональной поддержке и  взаимопонимании. Потребность в alter ego достигает кульминации в ранней юности. Именно в юношеской дружбе формируются такие важные личностные черты, как альтруизм и способность  поставить себя на место другого. В дальнейшем, по мере взросления, дружба утрачивает эту тотальность, частично уступая место любовным, семейным и иным привязанностям.

Эти процессы не совсем одинаково  протекают у мужчин и у женщин. Традиционный канон дружбы, уходящий корнями в античность, считал ее исключительно мужской добродетелью. Возможность дружбы между женщинами  философы начали признавать только в 18 в., но и сегодня многие люди убеждены, что женская дружба существенно уступает мужской в глубине, силе и устойчивости. Отчасти это мнение сложилось потому, что о женской дружбе высказывались главным образом мужчины, которые были склонны недооценивать значение женского субъективного опыта. Исключительно мужские сообщества и дружбы имели священное, сакральное значение, передаваясь из поколения в поколение, легенды превращали идеальные представления в свойства, якобы присущие каждому мужчине. Принадлежность и верность своей мужской группе – важнейшая нравственная ценность мальчиков и юношей. Мужская дружба часто мыслится как синоним мужественности. Женская дружба никогда и нигде не возводилась в ранг социального института, оставаясь чисто бытовым феноменом. Женщины описывают дружбу в более тонких психологических терминах, подчеркивая ценности доверия, эмоциональной поддержки и интимности, тогда как мужчины акцентируют солидарность и взаимопомощь. Девичья дружба больше ориентирована на эмоционально-экспрессивные ценности. Эти различия появляются довольно рано и тесно связаны с развитием самосознания. Повышенная рефлексивность девочек порождает и более раннюю потребность делиться своими переживаниями, что составляет одну из главных функций дружбы.

Информация о работе Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты. Гендерные особенности дружбы