Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты. Гендерные особенности дружбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Цель: исследовать проблему дружбы в юношеском возрасте.
Задачи: - изучить понятие дружбы;
- раскрыть психологический аспект дружбы в юношеском возрасте.
Метод: анализ научной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Сущность понятия дружба………………………………………………….. 4
1.1Дружба и возраст………………………………………………………...… 12
1.2Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба………………………………………………………………………..…15
1.3Гендерные модели дружеских отношений………………………....…… 21
Заключение………………………………………………………………….… 29
Список литературы……………………………………………………..….… 31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

Несмотря на процессы глобализации, дружба имеет свои этнокультурные особенности. Переход России к рыночной экономике  подорвал патриархальные представления  о дружбе, заставив рассматривать  человеческие взаимоотношения более  реалистично и прозаически. Тем  не менее, дружба остается одной из главных жизненных ценностей  современной молодежи. У московских старшеклассников среди всех видов  проведения свободного времени на первом месте стабильно находится «общение с друзьями», но в 2006 г. так ответили 79%, а в 2008 – 54% опрошенных. Неоднозначно и влияние новых информационных технологий. С появлением Интернета  у подростков заметно уменьшилась  роль друзей как источников информации, но одновременно появились новые возможности нахождения друзей.

Что же до соотношения экспрессивных  и инструментальных ценностей дружбы, то у сегодняшних подростков и  юношей оно выглядит примерно таким  же, как в 1970. Отвечая в 2008 на вопрос, «что для вас самое главное  в дружбе?», 16–19-летние российские юноши  и девушки поставили на первое место возможность получить помощь, а на второе – верность и постоянство. Однако дальше обнаруживаются гендерные  различия. Девушки придают больше значения чувству, что кто-то в тебе нуждается, возможности делиться сокровенными мыслями и сознанию того, что кто-то высоко ценит тебя. Для мальчиков  важнее совместное проведение досуга и интеллектуальная общность. [1]

Психология дружбы, была связана с социально-психологическими исследованиями межличностной атракции. Слово "атракция" обозначает буквально  притяжение, влечение. В социальной психологии понятие "межличностной  атракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный  компонент межличностного восприятия.

Психология атракции охватывает:

1.потребности субъекта, побуждающие  его выбирать того или иного  партнера;

2.свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию  к нему;

3.особенности процесса  взаимодействия, благоприятствую-щие  возникновению и развитию диадических  (парных) отно-шений;

4.объективные условия  такого взаимодействия (например, принадлежность  к общему кругу общения).

 

1.2. Дружба и возраст

В каждом возрасте дружба понимается по-разному. Возьмем три возрастных категории, где очевиднее всего  проявляется эта разница: дружба детей младшего школьного возраста, дружба в ранней юности и дружба взрослых. Мы постараемся с помощью  теории и практики увидеть эту  разницу. Применительно к названной  первой возрастной категории необходимо отметить следующее: проблема отношений  детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях  различного направления, однако наиболее близкие – дружеские – отношения  практически не исследованы. В особенности  это относится к младшему школьному  возрасту, где в центре внимания находится ведущая в данном возрасте учебная деятельность, а в области  отношений со сверстниками – отношения  сотрудничества и партнерства в  учении.

Юность вносит свои коррективы в межличностные отношения. Это  период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой  жизни и т.д. Для детей старшего подросткового возраста, как и  для других поколений, наличие близких  отношений с другими людьми, с  которыми они разделяют свои проблемы, заботы, мысли, чувства и тревоги  служит важным источником жизненной  энергии. Детские представления  о дружбе, носящей характер приятельства и творчества, в юношестве постепенно изменяются в более сложные, истинные и доверительные отношения. Отношения  подростка к другу становится все более и более взрослыми: его уже не удовлетворяет просто «быть вместе», играть вместе, учиться  вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет  высокие человеческие требования к  другу. В представлении подростка  друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частицей его «Я». Вот мнение о хорошем друге: «Во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросает в беде, заступается  за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, никогда  не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайны, откровенен, умеет дружить по-настоящему». Друг должен быть идеальным человеком, воплощать в себе все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом.

В основе юношеской тяги к дружбе – лежит потребность  в понимании другого и себя другим и самораскрытии. «Счастье –  это когда тебя понимают» –  говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника» Генка Шестопалов.

Юношеская дружба не только склонна к чрезвычайной эмоциональности, и выражена она не столько в  словах и предложениях, сколько в  характерных интонациях, акцентах, недоговоренности, недомолвках, которые  подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но которые  доносят до его друга.

Что касается третьей возрастной категории, то она в свою очередь  имеет множество особенностей, которые  резко отличают ее от двух предыдущих.

Если юность – это сплошной порыв, стремление, натиск, то взрослость – это спокойствие, уверенность  в себе и одновременно эмоциональная  бедность. Даже в одной и той  же социальной среде люди дружат по-разному. Ярче и исключительнее дружеские  отношения проявляются в юности и ранней молодости. С возрастом  интенсивность дружбы снижается, это  объясняется эмоциональной бедностью  личности, однако такое явление может  происходить и в юности. Так, например, пушкинский Ленский не единственный, кто «пел поблеклой жизни цвет без малого восемнадцать лет». В жизни каждого человека время от времени могут наступать такие моменты. Большую сдержанность и сухость дружбы взрослых людей нередко объясняют изменением соотношения разума и чувства, которые рисуются как противоречия. Взрослый точнее, чем юноша или ребенок воспринимает и понимает чужие переживания. Однако, несмотря на это, он контролирует свои чувства разумом, в этом ему помогает и накопившийся за годы жизни опыт.

Существует три момента, которые особенно важны для понимания  психологических отличий дружбы взрослых от дружбы в ранней юности: во-первых, то, что у взрослого  практически сформулировано самосознание, во-вторых, шире сфера общения и  деятельности и, в-третьих, появление  новых привязанностей.

Дружба в понимании  взрослых значительно отличается от детской дружбы и дружбы в ранней юности. У взрослых, так как у  них есть некий жизненный опыт, другие взгляды на дружбу и друга, взрослые терпимее и осознаннее относятся  к этим понятиям. Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон  писал так: «Вообще о дружбе можно  судить лишь по отношению к людям  зрелого возраста и зрелой души». Так, например, детская дружба может  распасться из-за пустяка. Юноши же мирятся с некоторыми недостатками своих друзей, друг является идеалом, что характерно для раннего юношеского возраста. Жизненный мир взрослого  человека гораздо сложнее. Его деятельность, круг его общения и сфера интересов  неизбежно расчленяются, специализируются. Взрослым людям гораздо сложнее, чем юношам или детям найти  себе друга, так как у каждого  из них сформировался характер, у  каждого свои жизненные принципы, поэтому взрослому найти человека, который был бы созвучен с ним  в отношениях очень и очень  сложно. Отсюда и происходит выделяемое психологами разделение дружеских  отношений, когда с одним из друзей человека связывают общие интеллектуальные интересы, с другим – воспоминания молодости, а с третьим – личные переживания. Каждое из таких отношений  имеет свои границы, которые люди предпочитают не переходить, однако, это  не мешает дружбе быть глубокой, искренней  и устойчивой.

Таким образом, дружеские  отношения во всех возрастах имеют  высокую нравственно – психологическую  ценность, наличие друзей считается  одной из важнейших предпосылок психологического комфорта и удовлетворенности жизнью. [12]

 

1.3. Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба

Дружба — это одна из форм любви. [2] Вопрос о различиях общения у юношей и девушек пока недостаточно изучен. Психологические исследования не подтверждают идущих из древности представлений, будто женщины вообще не способны к дружбе. Однако не исключено, что повышенная общая чувствительность девушек, их склонность придавать значение мельчайшим психологическим нюансам, «выяснять отношения» и т.д. делают поддержание устойчивых отношений труднее, чем в более сдержанной и «грубой» мужской дружбе, где довольствуются взаимопониманием в основном и главном.

Традиционная теория дружбы, уходящая корнями в античность, считала, как уже говорилось, ее преимущественно  мужской добродетелью. М. Монтень  писал, что «обычный уровень женщин отнюдь не таков, чтобы они были способны поддерживать ту духовную близость и  единение, которым питается этот возвышенный  союз; да и душа их, по-видимому, не обладает достаточной стойкостью, чтобы не тяготиться стеснительностью столь  прочной и длительной связи». Возможность  дружбы между женщинами начали понемногу  признавать только в XVIII в., но и сегодня  многие убеждены, что женская дружба существенно уступает мужской в  глубине, силе и устойчивости. Многие девушки, объясняя свое желание дружить  с мальчиками, говорят, что они  не только интереснее и умнее, но и  более искренни и верны в дружбе.

Как проверить это мнение? Прежде всего, нужны достоверные  факты о различиях мужской  и женской дружбы, касающиеся количества и состава друзей, устойчивости дружеских связей, их структуры, ценностных ориентаций, психологических функций, степени интимности и т.д. Кроме того, возникает вопрос, считать ли эти факты проявлением врожденных, универсальных половых различий, или результатом различной социализации мальчиков и девочек, или следствием иллюзии, побуждающей нас воспринимать и категоризировать факты в свете привычного абстрактного противопоставления мужского и женского начал.

Поскольку дружба – явление  чрезвычайно сложное, эмпирически  могут быть сравнимы только ее отдельные  предпосылки и компоненты: стиль  общения, характер групповых отношений  мальчиков и девочек, уровни их общительности, эмпатии, самораскрытия и т.п. Однако частные сопоставления имеют  смысл только в пределах некоего  целого.

Что касается уровня общительности, способности вступать в контакт  с другими лицами, то психологи  до недавнего времени отдавали предпочтение мужчинам. Мальчики с самого раннего  возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение  с ними для мужчин всех возрастов  значительно важнее, чем для женщин.

Однако различия между  полами в уровне общительности не столько количественные, сколько  качественные. Хотя возня и силовые  игры приносят мальчикам громадное  эмоциональное удовлетворение, в  них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и  собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие  индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего  интересную игру, в которой он может  проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему  не особенно нравятся. Мужское общение, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем  экспрессивны.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным  и избирательным. Судя по данным психологических  исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового иди делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более широкому, а девочки  – к более узкому кругу общения. Мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.

Стиль и характер межличностных  отношений зависят не только от особенностей воспитания мальчиков и девочек, половой принадлежности индивида, но и от конкретной ситуации общения, особенностей партнера, содержания коммуникаций и  т.д. Мужчины легче и охотнее  женщин раскрываются перед малознакомыми, посторонними людьми, а вот в общении  с друзьями степень самораскрытия  зависит не столько от пола, сколько  от содержания, предмета разговора. Пока речь идет о более или менее  «нейтральных» темах, обсуждение которых  считается одинаково допустимым для обоих полов, мужчины и  женщины одинаково откровенны. Но стиль общения тесно связан с  необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный образ  маскулинности или фемининности. Мужской стиль общения, направленный в первую очередь на поддержание  социального статуса, «сохранение  лица», обязывает человека скрывать свои слабости подчеркивать достижения и притязания. Женский стиль, напротив, традиционно нацелен на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Эта нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты  и проблемы, которые выглядят «фемининными», что резко снижает степень  их возможного самораскрытия.

Все это обуславливает  противоречивость как житейских, так  и научных представлений о  степени интимности и устойчивости мужской и женской дружбы. В  целом женщины во всех возрастах  описывают дружбу в более психологических терминах, подчеркивая ценности доверия, эмоциональной поддержки и интимности, тогда как мужчины делают акцент на солидарности и взаимопомощи. Эти различия появляются довольно рано и тесно связаны с развитием самосознания.

У девочек раньше, чем  у мальчиков, появляются сложные  формы самосознания. Описывая сверстников, девочки употребляют более широкий  набор понятий, их описания дифференцированнее и сложнее, чем у мальчиков  того же возраста. Большая рефлексивность девочек порождает и более  раннюю потребность делиться своими переживаниями, что составляет одну из главных функций дружбы. Да и  сама девичья дружба более эмоциональна, чем дружба мальчиков. По данным ряда экспериментальных исследований, женщины  вообще придают большее значение межличностным отношениям и сообщают подругам о себе более интимную информацию, чем мужчины своим друзьям.

Информация о работе Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты. Гендерные особенности дружбы