Игра как метод психотерапии в работе с младшими школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Ранний школьный возраст можно охарактеризовать как вершину детства. Ребенок еще по-детски наивен и легкомыслен, но в тоже время его встречают новые обстоятельства, фундаментально меняющие жизнь. Учение становится значимой деятельностью для него, расширяются интересы, появляется определенный статус в окружающем обществе, возрастает ответственность, появляюсь новые трудности. Современному ребенку приходится сталкивать со страхами, которых не встречал его сверстник прошлых лет.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воздействия игротерапии на младшего школьника.
1.1. Игра как метод работы психолога.
1.2. Младший школьный возраст как объект психотерапевтического воздействия.
Выводы к главе 1.
Глава 2. Организация психологического исследования влияния игротерапии на психологическое здоровье младшего школьника.
2.1. Описание проведения исследования.
2.2. Анализ проведенного исследования.
Выводы к главе 2.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Игра как метод психотерапии в работе с младшими школьниками. Ивановой А.Е. 5ПП 2013-2014 уч. год.docx

— 63.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. А. Шолохова

Педагогический  факультет

 

 

Курсовая работа

Тема: «Игра как  метод психотерапии в работе с  младшими школьниками»

 

 

 

                                                                               Выполнила:

        Студентка  5 курса

                  (специальность:

                                                           педагогика и психология)

                                                           Иванова Алена Евгеньевна

                                                         

                                                           Научный руководитель:

                                              доцент, кандидат

                                                           психологических наук

                                                           Болотова Наталья Петровна

 

 

                                  

                             Москва 2013

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические основы воздействия игротерапии на младшего школьника.

1.1.  Игра как метод  работы психолога.

1.2.  Младший школьный  возраст как объект психотерапевтического  воздействия.

Выводы к главе 1.

Глава 2. Организация психологического исследования влияния игротерапии на психологическое здоровье младшего школьника.

2.1. Описание проведения исследования.

2.2. Анализ проведенного исследования.

Выводы к главе 2.

Заключение.

Список литературы.

Приложение 1  Проективный рисуночный тест «Дом, дерево, человек (ДДЧ)» Дж. Бука

Приложение 2  Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина

Приложение 3 Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан

Приложение 4  Проективный рисуночный тест «Дом, дерево, человек (ДДЧ)» Дж. Бука школьницы Алисы

Приложение 5  Проективный рисуночный тест «Дом, дерево, человек (ДДЧ)» Дж. Бука  школьника Артема

Приложение 6  Проективный рисуночный тест «Дом, дерево, человек (ДДЧ)» Дж. Бука школьницы Карины

Приложение 7  Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина школьницы Алисы (констатирующий срез)

Приложение 8 Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина школьника Артема (констатирующий срез)

Приложение 9 Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина школьницы Карины (констатирующий срез)

Приложение 10 Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан школьницы Алисы (констатирующий срез)

Приложение 11 Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан школьника Артема (констатирующий срез)

Приложение 12  Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан школьницы Карины (констатирующий срез)

Приложение 13 Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина школьницы Алисы (контрольный срез)

Приложение 14 Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина школьника Артема (контрольный срез)

Приложение 15 Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина школьницы Карины (контрольный срез)

Приложение 16 Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан школьницы Алисы (контрольный срез)

Приложение 17  Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан школьника Артема (контрольный срез)

Приложение 18  Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан школьницы Карины (контрольный срез)

Приложение 19 Etxt Антиплагиат 

Введение.

Актуальность  темы.

Ранний школьный возраст  можно охарактеризовать как вершину  детства. Ребенок еще по-детски наивен и легкомыслен, но в тоже время  его встречают новые обстоятельства, фундаментально меняющие жизнь. Учение становится значимой деятельностью  для него, расширяются интересы, появляется определенный статус в окружающем обществе, возрастает ответственность, появляюсь новые трудности.

Современному ребенку  приходится сталкивать со страхами, которых  не встречал его сверстник прошлых  лет. Усложняется и расширяется  объем школьной программы, информация о бедствиях и разрушениях, просмотр фильмов ужасов и жестоких боевиков, проблемы семьи - все это закладывает  фундамент психологического напряжения, тревожности. Довольно часто дети скрывают свои переживания от взрослых, стыдятся. Если дети пытаются донести до родителей  свою проблему, то их действия являются зеркальным отражением действующей  на него тревоги.

Немного ранее у ребенка  была игровая деятельность ведущей, все, что  чувствует и думает, он отыгрывал по собственному сюжету. Весь внутренний мир выливается в  постановку, высказывания и затронутые переживания ребенка. Это является одним из средств, для установления эмоционального контакта с ребенком.

Одна из первых игротерапию с детьми стала применять А. Фрейд, работая с детьми, пережившими бомбежки  во время второй мировой войны в Лондоне, что позволяло, отразив свои переживания в игре, ребенку освободиться от страхов и пройденное не развивалось в психологическую травму. Впоследствии, игра как метод работы с детьми стала развиваться,  разрабатывались и разрабатываются новые формы игротерапии, которые активно применяются современными психологами.

Цель исследования. 

Игра как метод работы психолога с детьми раннего школьного  возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы метода игротерапии
  2. Изучить теоретические основы младшего школьного возраста
  3. Проанализировать особенности применения метода метода игротерапии в раннем школьном возрасте.
  4. Провести исследование влияния игротерапии на психологическое здоровье младшего школьника.
  5. Выявить влияние игры, как метода работы психолога на детей младшего школьного возраста.

Объект исследования.

Метод игры как способ работы психолога с детьми младшего школьного  возраста.

Предмет исследования.

 Воздействие игротерапии на психологическое здоровье младшего школьника.

Гипотеза  исследования.

Игротерапия как метод работы с детьми раннего школьного возраста имеет положительное влияние на психологическое здоровье ребенка.

Методы исследования:

    • Анализ научной и методической литературы по проблематике исследования;
    • метод обобщения;
    • наблюдение;
    • эксперимент;
    • количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

База исследования:

ГБОУ СОШ № 3  г. Лыткарино

ГБОУ СОШ № 6 г. Люберцы 

 

  1. Теоретические основы воздействия игротерапии на младшего школьника.

Игротерапия является методом лечебного воздействия как на детей так и на взрослых, страдающих различными видами эмоциональных расстройств, страхов и неврозов и так далее. В основе всех методик данного вида психотеррапии располагается игра как существенный фактор развития личности. Первоначально игру  привнес в практику детской терапии еще Зигмунд Фрейд.

На данный момент игротерапия используется множеством психологов особенно с дошкольниками и младшими школьниками, так как у дошкольников игра является ведущей деятельностью, а у младших школьником не так давно закончился этот период беззаботного детства в игре.

Влияние игротерапии на ребенка можно охарактеризовать новой формой межличностных отношений у ребенка, как со сверстниками, так и взрослыми, вместо агрессии, принуждения устанавливаются сотрудничество и свобода отношений.

 

1.1.   Игра как метод работы психолога.

Игротерапия является практическим методом для психологической коррекции поведенческих и эмоциональных нарушений с помощью использования игры. Психотерапевтическое воздействие игры на клиента не связанно с его возрастом, в игру включается как взрослый, так и ребенок, для которого игра была способом познания окружающего мира.

Сам термин « Игоротерапия» предложила М. Кляйн в 1923 году. Хотя, принято считать, что Г. Хаг-Хельмут стала одной из первых, кто утверждал, что игра является весомым фактором в психоанализе ребенка. Работы Г. Хаг-Хельмут предшествовали работам А. Фрейд и М. Кляйн, но в них отсутствовал определенный терапевтический подход, и рассчитывалась работа только с детьми старше шести лет.

 Изначально игровая  терапия разделялась на 2 направления,  таких как дерективная игротерапия и недерективная. В то время как дерективная игротерапия включает в себя создание условий и течения игровой ситуации, а недерективная игровая терапия означает только создание условий безопасности и спокойствия клиента.

М. Кляйн была приверженицей недерективной игротерапиии. Она с помощью интерпритации продвигала ребенка к осознанию своего поведения, конфликтов, причиняющих ему угнетающее состояние. В данном аспекте использовалась спонтанность в игре. В то время как, А. Фрейд придерживалась метода дерективной игротерапии, считая, что в игре отражаются настоящие жизненные ситуации происходящие с ребенком. В ее методе использовались куклы с изображениями членов семьи ребенка, и также, как психолог она настаивала на приобщении в работу родителей, с целью корректировки способов воспитания их детей.

Однако нельзя не учитывать  возражения Я. Морена, считающего психические  нарушения и неврозы следствием нарушений адаптации в социальном окружении с которым он активно  взаимодействует. Его корректировки  в метод, создали ответвление  игротерапии – метод «психодраммы», Что предполагает импровизированный спектакль перестроенных отношений в группе активного социального взаимодействия.

Развитие игровой терапии  в отечественной психологии имело  свою историю. Создание новой теории игры Л. С. Выготским повлекло появление  работ заслуженных отечественных  психологов, так как А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б  Эльконина.

Одним из фундаментальных  положений игротерапии в отечественной психологии является игра как ведущая деятельность ребенка. Что включает развитие изменений в психике, развитие психических процессов у ребенка для перехода в новый возрастной период его жизни.

Такими учеными как  Л. Абрамян, А. Варга, А. Захаров, И. Выгодская, А Спивяковская игра использовалась в качестве способа психокоррекции детей.

А. С. Спивяковская считала, что для воздействия на поведение детей нужно ребенкавывести из комфортной для него ситуацию, в каординально меняющие его роль условия.

А. И Захарова и Б. Д. Карвосарский считали, что ребенку необходимо перенести негативные эмоции на предлагаемый игровой образ. Таким образом, ребенок наделяет данный предмет неугодными в себе самом качествами, недостатками.

Игровая терапия это зачастую лучший способ помощи детям, которые  еще не умеют говорить, тех, кто  еще не знает правил и норм и  взрослых и еще смотрит на этот большой мир снизу вверх, но, тем  не менее, в своих детских мечтах он победитель. Д. Б. Эльконин отмечал, что игра является стимулятором для прогрессивных изменений в психике и личности  ребенка.

Данный метод активно  используется психологами, начиная  с 1940 годов по сегодняшний день. Уникальность разработок ученых прошлого века не только помогает многим детям и взрослым избавится от психологических затруднений, но стимулирует пополнение разнообразием  новых методов основанных на игротерапии.

«Сегодня предлагается новая  игровая технология «Мозартика», в рамках клиент – центрированного подхода К. Роджерса. Проблемы, которые переживает ребенок, не существуют отдельно от его личности. Игровая терапия позволяет перейти от внутренних динамических процессов ребенка к внешней динамике, к динамическому подходу. Психотерапевт, центрированный на ребенке, наблюдает, понимает и отражает эмоциональное состояние ребенка. «Мозартика» применяется для развития ребенка в целом, для профилактики отклоняющегося развития, для реабилитации семейных отношений, для психотерапии посттравматических состояний.

Информация о работе Игра как метод психотерапии в работе с младшими школьниками