Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:23, курсовая работа
Ранний школьный возраст можно охарактеризовать как вершину детства. Ребенок еще по-детски наивен и легкомыслен, но в тоже время его встречают новые обстоятельства, фундаментально меняющие жизнь. Учение становится значимой деятельностью для него, расширяются интересы, появляется определенный статус в окружающем обществе, возрастает ответственность, появляюсь новые трудности. Современному ребенку приходится сталкивать со страхами, которых не встречал его сверстник прошлых лет.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воздействия игротерапии на младшего школьника.
1.1. Игра как метод работы психолога.
1.2. Младший школьный возраст как объект психотерапевтического воздействия.
Выводы к главе 1.
Глава 2. Организация психологического исследования влияния игротерапии на психологическое здоровье младшего школьника.
2.1. Описание проведения исследования.
2.2. Анализ проведенного исследования.
Выводы к главе 2.
Заключение.
Список литературы.
Следующим компонентом встречи стало предложение правил поведения в группе. Детям было озвучено исследователем:
В завершении занятия детям предлагается сделать каждому подарок - подарить свою улыбку.
Занятие 2.
Цель: сплоченность в группе, эффективное взаимодействие.
Игра: «И снова здравствуйте!». В данной игре каждый ребенок должен был произнести: «Добрый день, я очень рад (рада) всех вас видеть!»
Игра: «Снегопад». Каждому ребенку говорится по фразе из припева песенки «В лесу родилась елочка», а они тем временем должны в правильной последовательности слов, но рассказывая никому свои слов. После дети начинают напевать свой текст.
Игра: «Подари мне …». Детям предлагается сделать каждому подарок - подарить свою улыбку и аплодисменты.
Занятие 3
Цель: развитие доверия к другу, снятие напряжения.
Игра: «И снова здравствуйте!». В данной игре каждый ребенок должен был произнести: «Добрый день, я очень рад (рада) всех вас видеть!»
«Игра: «Слепой танец».
Инструкция: "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1–2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
Примечание. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. "Зрячий" двигает руками под музыку, а «слепой» пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1–2 минуты)»
Игра: «Подари мне …». Детям предлагается сделать каждому подарок - подарить свою улыбку и мнимый подарок.
На контрольном этапе были проведены те же методики что и ранее для получения результатов воздействия игротерапии, а именно:
Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина.
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
В заключении исследовательской
деятельности был проведен анализ полученных
данных и сопоставление с результатами
первоначальной диагностики, по средствам
которых были сформулированы соответствующие
выводы.
Первоначально с детьми был проведен проективный рисуночный тест Дж. Бука «Дом, дерево, человек», который символизировал диагностический срез для постановки направления работы. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком, что позволило вести протоколы исследования. Данная процедура включала в себя 3 этапа: рисунок ребенка, его цветовое оформление и последующая беседа, по аспектам работы. [Приложение 1]
По результатам рисунка «ДДЧ» со школьницей Алисой в возрасте 8 (8,5) лет, было выявлено следующее [Приложение 4]:
Рисунок находится в верхнем углу листа, как дерево, так и дом находятся с самого края, что символизирует симптомы незащищенности.
Выделение отдельных деталей (труба), линии с сильным нажимом, многократное стирание, усиленная линия фундамента дома - характеризуют тревожность личности.
В ходе беседы было выяснено, что девочка нарисовала свой деревянный дом, в котором хорошо, она живет одна и единственный человек, который может быть рядом это старшая сестра.
Дерево стоит возле
дома и на нем под действием
солнышка созревают яблоки. Возраст
у дерева относительно большой
примерно 20лет и в нем живут
белки. Девочка строит по
Рисуя человека, Алиса нарисовала себя, но в возрасте 9 лет. При том указала, что на этой картине она рисует.
Обобщая цветовое ранжирование можно заметить, что все цвета на рисунке яркие. Наиболее понравившийся цвет был использован на крыше дома и одежде человека. Также стоит отметить интенсивное нажатие на цветные карандаши.
По результатам рисунка «ДДЧ» со школьником Артемом в возрасте 8 лет, было выявлено следующее [Приложение 5]:
Дерево находится на горе,
что символизирует
Яркая линия фундамента у
дома, с дерева опадают листья, выделение
отдельных деталей, многократное стирание
- характеризует тревожность
В ходе беседы было выяснено, что мальчик нарисовал свой кирпичный дом, в котором живет он с мамой, но очень ждет, что туда приедет папа с сестренкой.
Дерево стоит в лесу,
на маленькой горочке и ему
одиноко, у дерева опадают
Рисуя человека, Артем нарисовала папу. На этой картинке идет на совещание. Он в радостном состоянии. Ребенок скучает по отцу.
Обобщая цветовое ранжирование можно заметить, что не все цвета на рисунке яркие. Наиболее понравившийся цвет был использован на улетающих птицах и одежде человека. Также стоит отметить практическое отсутствие нажатия на цветные карандаши.
По результатам рисунка «ДДЧ» со школьницей Кариной в возрасте 8 лет, было выявлено следующее [Приложение 6]:
На рисунке присутствует выделение отдельных деталей (крыша дома), штриховка, подчеркнутая линия основания, сильный нажим на карандаши свидетельствуют о тревожности ребенка
Также очень маленькая дверь символизирует недоверие к себе.
В ходе беседы было выяснено, что девочка нарисовала свой кирпичный дом, в котором она живет она со своими родителями. Дома уютно и дружелюбно, они все вместе хорошо проводят время.
Дерево стоит возле дома, ему много- много лет. Если бы рядом с деревом стоял человек, то он бы смотрел на него.
Рисуя человека, Карина нарисовала себя. При том указала, что на этой картине она собирается в школу, в которой ей нравится.
Обобщая цветовое ранжирование можно заметить. Что все цвета на рисунке яркие. Наиболее понравившийся цвет был использован на доме и одежде человека. На крыше дома изначально был использован не совсем приглянувшийся ребенку цвет, а после она перерисовала на следующий цвет. Также стоит отметить интенсивное нажатие на цветные карандаши.
Путем обобщения мы пришли
к выводу, что у всех трех испытуемых
отмечается повышенная тревожность, что
задает нам примерный план работы.
Первоначально, следует подтвердить
предположения путем
После с детьми было проведено тестирование «Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина». [Приложение 2]
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
Исследуемый |
Результат диагностики |
Результаты в баллах |
Приложение |
Алиса, 8 (8,6м.) лет |
Высокий уровень тревоги |
30 |
7 |
Артем, 8 лет |
Высокий уровень тревоги |
30 |
8 |
Карина, 8 лет |
Высокий уровень тревоги |
29 |
9 |
Таблица 1
Завершающей на констатирующем этапе стала «Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан» [Приложение 3]
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
Таблица 2
Исследуемый |
Результат диагностики |
Результаты в баллах |
Приложение |
Алиса, 8 (8,6м.) лет |
Несколько повышенный уровень тревоги |
28 (8) |
10 |
Артем, 8 лет |
Явно повышенный уровень тревоги |
26(9) |
11 |
Карина, 8 лет |
Несколько повышенный уровень тревоги |
26(8) |
12 |
По завершению первичной диагностики младших школьников мы приступили с занятиям игротерапией. Игротерапия проводилась на отдельной территории, без участия родителей. Занятии присутствовало четыре человека: три испытуемых(Алиса, Артем, Карина) и ведущий( исследователь).
Первое занятие проходило в ознакомительной форме, так как школьники не были знакомы ранее, оно было направленно знакомство и формирование коллектива.
В первой игре «Добрый день!» каждый ребенок должен был представиться и назвать одно из своих положительных качеств.
Таблица 3
Испытуемый |
Положительное качество |
Алиса, 8 (8,6м.) лет |
ласковая |
Артем, 8 лет |
умный |
Карина, 8 лет |
спокойная |
В конце первого занятия дети подарили друг другу улыбки и условились признать это ритуалом прощания, после каждой встречи.
Второе занятие было направлено на сплоченность и эффективность взаимодействия в группе.
В завершении второго занятия к подарку улыбки подкрепились аплодисменты всем участникам за угаданную и хорошо спетую песенку.
Целью третьего занятия было развитие доверия и снятие напряжения в данной группе.
Игра «Слепой танец» вызвала по началу немного затруднений у испытуемых, сами «незрячие» старались сенсорно помочь самим себе, но в течении некоторого времени ситуация нормализовалась.
В завершении третьего занятия к подарку улыбки подкрепились аплодисменты за энергичные и красивые танцы.
На контрольном этапе исследования была проведена диагностика уровня тревожности детей.
С детьми было проведено тестирование «Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина». [Приложение 2]
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
Таблица 1.1.
Исследуемый |
Результат диагностики |
Результаты в баллах |
Приложение |
Алиса, 8 (8,6м.) лет |
Средний с тенденцией к высокому уровню тревожности |
17 |
13 |
Артем, 8 лет |
Средний с тенденцией к высокому уровню тревожности |
18 |
14 |
Карина, 8 лет |
Средний с тенденцией к высокому уровню тревожности |
17 |
15 |
Завершающей на констатирующем этапе стала «Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан»
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
Таблица 2.1.
Исследуемый |
Результат диагностики |
Результаты в баллах |
Приложение |
Алиса, 8 (8,6м.) лет |
Нормальный уровень тревоги |
15 (5) |
16 |
Артем, 8 лет |
Несколько повышенный уровень тревоги |
18 (7) |
17 |
Карина, 8 лет |
Нормальный уровень тревоги |
12 (4) |
18 |
Обобщая все этапы данного исследования следует отметить, что несмотря на непродолжительность внедрения игротерапии в работу со школьниками она имела эффект. Данные испытуемые были объединены в одну группу по признаку уровня тревожности. Игротерапия помогла поднять самооценку детям, снижение которой являлось одним из факторов повышения уровня тревожности.
Выводы к главе 2
Было проведено исследование, в котором трое испытуемых были продиагносцированны по средствам рисуночного теста, по завершению которого, был выделен один фактор психологического нездоровья- повышенный уровень тревожности.
Последующая работа с детьми
строилась на основе данного теста.
Проводились еще две методики
для подтверждения данного
Информация о работе Игра как метод психотерапии в работе с младшими школьниками