Игра как средство развития общения дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем — различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми

Содержание

Введение ….………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками…………………………………………6
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками.………………………………………………………………..6
Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.…………………………………….……………………………….11
Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию навыков общения детей дошкольного возраста……………………17
2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………….…..17
2.2. Определение комплекса игр для формирования навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………..22
2.3. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

Реферат по психологии

Игра как средство развития общения дошкольника

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ….………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками…………………………………………6

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками.………………………………………………………………..6

Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.…………………………………….……………………………….11

Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию навыков общения детей дошкольного возраста……………………17

2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………….…..17

2.2. Определение комплекса игр  для формирования навыков общения  детей дошкольного возраста……………………………………………..22

2.3. Роль воспитателя в организации  игровой деятельности детей дошкольного  возраста……………………………………………………31

Заключение …………………………………………………………………35

Список литературы ………………………………………………………38

Приложения …………………………………………………………………41

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем — различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми [23,с.56].

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии детей. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия [19, с.76].

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу; сделать все необходимое, чтобы из детей, собранных в группу, в более короткий срок, создать коллектив, который обеспечит многообразные формы общения, даст возможности для развития индивида, как личности [26, с.18]. Однако в детском саду больше внимания уделяется формированию определенных знаний, умений, навыков детей, и не достаточно оценивается роль детского коллектива. Воспитатели не ведут целенаправленной работы по формированию навыков взаимодействия с окружающими, недостаточно создаются условия для установления взаимоотношений в коллективе. Пытаясь устранить конфликт между детьми, воспитатель прибегает к замечаниям, к проведению бесед по этике, порицанию конфликтных ситуаций, нежели формированию умения общаться в совместной деятельности [1,c.81]. На наш взгляд педагоги недостаточно владеют различными методами и средствами формирования навыков общения дошкольников со сверстниками.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении [3,с.25]. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего дошкольного возраста при помощи игры является актуальной.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование игры, как средства развития навыков общения является мало разработанной, не в полной мере описано формирование общения со сверстниками в условиях детского сада. Этот факт и определил тему нашей работы: «Игра, как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками».

Проблема была сформулирована так: определить значимость использования игры, как средства формирования навыков общения дошкольников со сверстниками.

Объект: формирование навыков общения детей дошкольного возраста.

Предмет: игра как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Цель работы: изучить теорию и практику формирования навыков общения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по формированию навыков  общения у дошкольников.

2. Определить роль игровой деятельности  в формировании навыков общения  детей дошкольного возраста.

3. Разработать методические рекомендации  по формированию навыков общения  у детей дошкольного возраста  через организацию игровой деятельности.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы:

- теоретические (анализ научной  литературы и педагогического  опыта);

- эмпирические (эксперимент, наблюдения);

- методы математической обработки.

Базой нашей работы явилось МАДОУ № 21 г. Кемерово, группа старшая в количестве 14 человек.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено изучению общения. Среди них можно выделить концепцию М.И. Лисиной. Исследования, выполненные под её руководством, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником включает в себя ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными [14,с.34].

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных действиях детей[14,с.37].

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличии от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная деятельность [14, с.38].

На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности – содержания общения отвлекает от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми [14, с.39].

Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Они не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей [13,c.9]. Общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, а отношение – это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предлагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, в том числе и в общении [18,с.67]. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.

Проблема формирования общения дошкольников со сверстниками всегда была в центре внимания отечественных и зарубежных психологов и педагогов, среди них Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Я. Рубенштейн, А.Г. Рузская,Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и других [14,с.65].

В отечественной психологии положение решающей роли общения в психическом развитии ребёнка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским и его последователями. Они неоднократно подчёркивали, что источник развития лежит вне ребёнка, а в продуктах материальной и духовной культуры, которые раскрываются ребёнку в процессе общения и специально организованной деятельности [3,с.16].

В исследованиях психологов Л.А. Вегнера, З.М. Богуславской, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и других, доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения ребёнок осваивает человеческий опыт, а само общение в дошкольном возрасте интенсивно развивается и приобретает различные формы [16,с.45].

Процесс развития личности дошкольника через механизмы идентификации – обособления, описанный В.С. Мухиной, позволяет определить роль взаимоотношений со сверстниками в этом развитии. Она говорит, что у детей в старшем дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и дети начинают прислушиваться к мнению сверстника и подчиняться мнению большинства [16,с.45] .

Важное значение имеет тот факт, что через общение со сверстником, у ребенка формируется адекватное представление о себе и своих возможностях, развивается самооценка, формируются личностные качества. Именно сверстник является равным партнером в процессе общения [2,c.15].

Анализ литературы показал, что группа детского сада представляет собой социально-психологическую структуру, отношения в которой обусловлены соответствующими причинами. Каждый ребенок в группе не занимает определенного положения, оно тесно связано с формированием качеств личности ребенка. Как отмечает Т.А. Репина, группа детского сада – это целостное образование, развивающийся социальный организм, который представляет собой единую функциональную систему со своей структурой и динамикой [20,с.28].

М.И. Лисина, разрабатывая проблему общения детей дошкольного возраста со сверстниками, считает, что деятельности общения соответствует особая коммуникативная потребность, главная психологическая природа которой, состоит в стремлении к познанию себя и другого [14,с.67]. Основными критериями становления данной потребности являются:

- интерес к ребенку;

- эмоциональный отклик на его  действия;

- стремление привлечь к себе  внимание;

- желание выяснить оценку своих  действий и поступков у других  детей [15,c.43].

Дети 5-6 лет, как отмечает М.И. Лисина, уже умеют согласовывать свои действия с участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. У детей формируются полезные привычки и такие важные человеческие качества, как радость открытия, гордость за достижение своего маленького коллектива, интерес к новому делу. Всему этому ребенок учится в процессе общения [13,с.55].

Г.А. Цукерман установила, что общение сверстников формирует у детей критичность к мнениям, словам, поступкам, их независимость от чужих суждений и желаний [26,с.34].

Исследования Е.О. Смирновой и В.Г. Утробиной показали, что на протяжении дошкольного возраста отношение ребенка к сверстнику имеет определенную динамику, которая связана с развитием самосознания ребенка и включает в себя три качественно своеобразных этапа [24,с.53]:

1. В младшем дошкольном возрасте  сверстник еще не является  значимым другим для ребенка, хотя посредством сверстника  выделяет и объективно оценивает  предметные качества и возможности.

2. В среднем дошкольном возрасте  «Я» ребенка определяется через  его конкретные качества и  возможности и утверждает себя  через противопоставление сверстнику.

3. К 6 годам ребенок начинает  воспринимать себя и другого  как целостную личность, не сводимую  к отдельным качествам, благодаря  чему становится возможным личностное  отношение к сверстнику [24,с.55].

Таким образом, группа детского сада представляет собой наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка формируются первые отношения со сверстником, развиваются коммуникативные способности, происходит активное формирование представление о себе и личности в целом.

1.2. Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения [28,c.53].

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные её виды:

1. Сюжетно-ролевая игра — основной  вид игр дошкольников. В процессе  этой игры ребенок примеряет  на себя различные социальные  роли, ставит себя в социальные  ситуации, которые он мог видеть  в реальной жизни взрослых. К  самым распространенным сюжетно-ролевым  играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие, большинство  из которых знакомят детей  с различными профессиями [20,c.5].

2. Подвижные игры — здесь  дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность  в движении, усовершенствовать свои  двигательные умения и навыки, развить такие физические качества  как быстрота, ловкость, сила [20,c.7].

Информация о работе Игра как средство развития общения дошкольника