Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:36, реферат
Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем — различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми
Введение ….………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками…………………………………………6
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками.………………………………………………………………..6
Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.…………………………………….……………………………….11
Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию навыков общения детей дошкольного возраста……………………17
2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………….…..17
2.2. Определение комплекса игр для формирования навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………..22
2.3. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………38
Наиболее распространенным методом формирования навыков общения дошкольников со сверстниками являются осознание эмоциональных состояний, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции [11,c.12]. Всё это концентрирует внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Предполагается что ребенок, уверенный в себе и хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его чувства, но эти предположения не оправдываются. Здесь и возникает необходимость в новых подходах к формированию навыков общения дошкольников со сверстниками. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике [21,c.42].
В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот способ опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и навыков общения со сверстниками и направлен на подкрепление положительной самооценки ребенка [18, c.5]. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений. Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого [19,c.7]. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками [21,c.52].
Также необходимо отказываться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако они направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность в коллективе. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности [19,c.23].
Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера [29,c.22]. В связи с этим следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.
Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.д.), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т.д.). Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие нравственных чувств, должна свести к минимуму речевое взаимодействие детей [18,c.13]. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и прочие.
Кроме того, работа, направленная на формирование навыков общения дошкольников со сверстниками, должна исключать какое-либо принуждение, которое может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.
Таким образом, мы определили, что формирование навыков общения дошкольников со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:
1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отказ
от реальных предметов и
3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
Итак, игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка, и именно поэтому мы решили использовать её как средство для решения поставленной перед нами проблемы по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста
В психологии существуют определенные методы позволяющие выявить особенности уровня общения детей со сверстниками. В своей работе по выбранной теме мы использовали следующие методы:
- социометрия;
- метод наблюдения;
- метод проблемных ситуаций.
Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей [17,c.25]. Для выявления этих сведений мы использовали метод наблюдения.
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Сюда можно отнести такую методику, как «Капитан корабля» [11,c.33]. Также для получения сведений о социологическом статусе ребёнка мы использовали метод проблемных ситуаций.
При использовании методики «Капитан корабля», во время индивидуальной беседы ребенку показывали рисунок корабля и задавали следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в плавание?
2. Кого
пригласили на корабль в
3. Кого ни за что бы не взяли с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы) попадают в группу отверженных (или игнорируемых), ответы детей заносили в таблицу (таблица №1) , из которой видно, что сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его социометрический статус. Анализ и сопоставление данных полученных нами в результате проведения данных исследований дали возможность изучить особенности коммуникативных взаимодействий в группе, статусное место каждого члена группы. В результате полученных данных мы выделили 3 группы детей.
Таблица №1
Социометрический статус детей
№
п/п
Ф.И.О.Маша Д.Денис П.Эдик З.Катя Л.Богда Ф.Лиза Т.Матвей ФЛеша Ф.Лера Ц.Настя П.Саша Е.Паша Е.Соня Ш.Вика С.Вывод1Маша -+++++-В2Денис +++++-В3Эдик З.-+-++-+С4Катя Л.++—+-+С5Богдан ++—+-С6Лиза Т.-+-+-+С7Матвей -++-+—С8Леша ++—Н9Лера Ц.+++-С10Настя +++—С11Саша Е+++++В12Паша Е+-++С13Соня Т.+++-С14Вика С.—+-+Н
5 и более
положительных выборов —
3-4 положительных выбора — средний уровень социометрического статуса ребёнка сверстниками (С).
0-3 положительных выбора — низкий уровень социометрического статуса ребёнка сверстниками (Н).
Также в детской психологии широко используется метод наблюдения, который тоже даёт объективные результаты. Для определения уровня коммуникативных умений детей мы определили некоторые критерии коммуникации. Наличие или отсутствие этих качеств, выявленное также в результате наблюдений, мы поместили в таблицу №2.
Таблица №2
Коммуникативные умения детей
Критерии
коммуникативных уменийМаша Д.Денис П.Эдик
З.Катя Л.Богдан Ф.Лиза Т.Матвей ФЛеша Ф.Лера
Ц.Настя П.Саша Е.Паша Е.Соня Ш.Вика С.Конфликтность—+—+-++—+-+
Так, у детей с высоким уровнем развития коммуникативных способностей наблюдается ряд сходных личностных качеств: эти дети с большим желанием вступают в контакт со сверстниками, в общении чувствуют себя уверенно и непринужденно, всегда готовы помочь.
Во второй группе детям характерен небольшой круг общения. Такие дети хорошо знают нормы и правила общения, но в силу некоторых индивидуальных особенностей (стеснительность, тревожность) они не всегда могут организовать коммуникативные взаимодействия.
В третью группу вошли «непредпочитаемые» дети. Для детей данной группы характерны личностные качества, не способствующие привлечению сверстников к коммуникативным воздействиям с ними. Такие дети не могут привлечь в свою деятельность большое количество сверстников. Не владеют средствами общения и их низкая эмпатийная способность приводит к повышенной конфликтности в группе сверстников.
В результате мы сделали вывод, что первый и второй метод диагностики детей выделил одни и те же группы детей. Согласно этому мы выделили три группы дошкольников, из которых 64,3%- с высоким показателем; 21,4% — со средним показателем; 14,8%- с низким показателем социометрического статуса и коммуникативных умений. Выявление этих групп детей дало возможность подбора комплекса игр, применение которых способствовало организации деятельности воспитателя с учётом их исходного уровня, о чём речь пойдёт во второй главе.
2.2. Определение
комплекса игр для
Главной целью развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого является тем фундаментом, на котором строится общение между сверстниками. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие [25, c.7].
Исходя из этих положений, мы составили комплекс игр для детей 4-6 летнего возраста. Главная задача данного комплекса – привлечение внимания ребенка к сверстнику, к его внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.
Таблица №3
Комплекс игр по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками
Этапы комплекса и цель
Игры
1. Общение без слов
Цель: сформировать навыки непосредственно вербального общения, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Жизнь в лесу.
Добрые эльфы.
Птенцы.
Волны.
Муравьи.
2. Согласованность действий и внимание к другому.
Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей, формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподоблять ему.
Общий круг.
Тень.
Сороконожка.
Путанка.
Магазин зеркал.
Этапы комплекса и цель
Игры
3. Взаимопомощь в игре и общие переживания.
Цель: объединить дошкольников и добиться от них взаимопомощи, проявления сопереживания друг к другу.
Шторм.
Шляпа волшебника.
День помощника.
Обнималки.
Две страны.
4. Добрые слова и пожелания.
Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Обзывалка.
Спящая красавица.
Комплементы.
Добрые волшебники.
Царевна несмеяна.
5. Помощь в совместной деятельности.
Цель: научить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности.
Рукавички.
Угадай-ка.
Общая картина.
Мастер и подмастерья.
Закончи рисунок.
Предлагаемые нами игры помогают детям в общении друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. Комплекс состоит из 5 этапов, каждый из которых имеет определенную цель.
Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.
Таким образом, мы исключили возможность возникновение ссор и споров. В каждой игре вводился особый язык условных сигналов, которыми участники обменивались при общении. В основном эти сигналы выражались в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая, что все хорошо и т.д. Кроме того, в игры не вводилось ни каких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т.д.).
Информация о работе Игра как средство развития общения дошкольника