Игра как средство развития общения дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем — различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми

Содержание

Введение ….………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками…………………………………………6
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками.………………………………………………………………..6
Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.…………………………………….……………………………….11
Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию навыков общения детей дошкольного возраста……………………17
2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………….…..17
2.2. Определение комплекса игр для формирования навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………..22
2.3. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

На втором этапе нашего комплекса внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учились замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников. Также здесь отрабатывалась способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.

Целью этого этапа мы обозначили формирование способности видеть сверстника. Многие дети сосредоточены только на себе и своем «Я», а другие становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задачей данного этапа было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Все игры этого этапа направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

На этом этапе решается еще одна задача – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Согласованность действий способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновения чувства общности.

Третий этап предполагал погружение детей в общие для всех переживания как радостные, так и тревожные. Создаваемые в играх мнимое чувство общей опасности объединяло и связывало дошкольников. Также вводились ролевые игры, в которых дети оказывали друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.

Игры этого этапа направлены на переживание общих эмоций. Во многих играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой обзор. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость, и даже родственность.

На четвертом этапе нашего комплекса становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры может иметь исключительно положительный характер (комплементы, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т.д.).

Мы уже говорили о том, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, злобы и пр.). Именно поэтому общим правилом игр предыдущих этапов было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры предыдущих этапов и атмосфера сохраняется спокойная, мы перешли к пятому этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому.

Задачей данного этапа было научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, дети не только доставляли ему удовольствие, но и радовались все вместе с ним. На заключительном, пятом этапе, проводились игры, в которых дети оказывали друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Нередко в педагогической практике программы по нравственному развитию предлагается начинать с организации совместной деятельности: когда дети объединяются друг с другом для выполнения определенного задания. Общение в таком случае строится по поводу какого-нибудь предмета, что исключает возможность непосредственного взаимодействия, не может провоцировать повышения демонстративности и конкурентности.

В предложенном комплексе игры на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения.

Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Как мы говорили в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта, именно поэтому комплекс подобранных игр основан не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой в детском воображении.

Предложенные нами игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты общения детей друг с другом. Поэтому желательно придерживаться последовательностей этапов. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в две — три игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одни и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать её содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры, и нередко просят повторить какую-либо.

Игры последних этапов лучше делить на две части. В первой половине дня лучше проводить игры предыдущих разделов, направленные на непосредственное выражение позитивного отношения друг к другу, и лишь вторую половину посвящать вербальному выражению отношений или совместной предметной деятельности.

Игры на непосредственное взаимодействие способствуют формированию навыков общения дошкольников со сверстниками, чувство общности, что предотвращает возникновению конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

Можно вносить в игры свои варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от вашей фантазии. Например, если день проведения игр совпадает с днём рождения кого-нибудь из детей, лучше изменить ход программы и посвятить игру этому ребёнку (ведь именно в этот день группа может уделять ему много внимания, дарить подарки, восхищаться им, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним получая от этого удовольствие). Всё это потребует определённой гибкости и тонкости, умение не следовать за программой, а импровизировать и творить, исходя из особенности группы и ситуации.

Опыт проведения данной системы игр, показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе и всё больше общались друг с другом. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось колличество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, т.е. у них начали формироваться навыки общения со сверстниками.

Для выявления результативности составленного и применённого к группе детей комплекса игр, нами было повторно проведено обследование социометрического статуса детей в группе сверстников. Мы снова выделили 3 группы, но уже с более лучшими результатами: 90% — из них – с высоким показателем, 7% — со средним, 3% — с низким показателем социометрического статуса в группе (таблица №4).

Таблица №4

Социометрический статус детей

№И.Ф.

ребенкаМаша Д.Денис ПЭдик З.Катя Л.Богдан ФЛиза Т.Матвей Леша Ф.Настя Г.Настя Г.Саша Е.Паша Е.Соня .ТВика С.Вывод1Маша -++++++-В2Денис +—+++-В3Эдик З.+++-++В4Катя Л.++—+++В5Богдан +++-+++В6Лиза Т.++—+С7Матвей +-++++В8Леша Ф.++++++В9Лера Ц.+++-++В10Настя Г.+-++-+С11Саша Е.+—+++-С12Паша Е.++++++В13Соня Т.++-++++В14Вика С.-+-+-Н5 и более положительных выборов — высокий уровень социометрического статуса ребёнка сверстниками (В).

3-4 положительных выбора — средний уровень социометрического статуса ребёнка сверстниками (С).

0-3 положительных выбора — низкий уровень социометрического статуса ребёнка сверстниками (Н).

Также мы повторно обследовали коммуникативные способности детей и снова вывели очень хорошие результаты.

Таблица №5

Коммуникативные умения детей

Критерии коммуникативных уменийМаша Д.Денис П.Эдик З.Катя Л.Богдан Ф.Лиза Т.Матвей ФЛеша Ф.Лера Ц.Настя П.Саша Е.Паша Е.Соня Ш.Вика С.Конфликтность——+——-+Желание вступать в контакт+++++++++++++-Уверенность в общении+++++-+++-++—Готовность прийти на помощь+++++++++++++-Широкий круг общения+++++++++-+++-Знание норм и правил общения+++++++++++++-Стеснительность—+++—+—++Тревожнось———+—+Результатывввввсвввссввн

Мы снова выделили 3 группы, но уже с более лучшими результатами: 90% — из них – с высоким показателем, 7% — со средним, 3% — с низким показателем уровня коммуникативных навыков.

Для наглядности сравнения показателей уровня коммуникативных навыков и социологического статуса детей на начало и после применения данного комплекса игр была составлена диаграмма, из которой видна положительная тенденция.

Диаграмма №1

Сравнение показателей уровня коммуникативных навыков дошкольников

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

Опыт проведения данной системы игр, показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе и всё больше общались друг с другом. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, т.е. у них начали формироваться навыки общения со сверстниками. Всё это позволяет сделать вывод о том, что проведённая нами работа проведена с пользой.

2.3. Роль воспитателя  в организации игровой деятельности  детей дошкольного возраста

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях.

Развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель должен говорить тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Ребенка надо называть по имени, давать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, то общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель всегда внимательно наблюдает за играющими детьми. Он должен ходить, стоять, сидеть, но всегда занимать такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры педагог должен подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать как правильно сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение должен придать формированию доброжелательных отношений между ними: показать, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми воспитатель должен обращаться ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило — во время игр и занятий не отвлекать воспитателя и детей.

При проведении всех игр следует избегать инструкций, нравоучений и приведение положительных сторон детей, следует также исключить замечания и разделения детей на хороших и плохих игроков. Будет лучше, если поддерживать каждого, показывая ему, что другие дети – не противники и не конкуренты, а близкие, с которыми нужно общаться на равных.

При проведении всех игр воспитателю следует избегать инструкций, нравоучений и приведение положительных сторон детей, следует также исключить замечания и разделения детей на хороших и плохих игроков. Будет лучше, если поддерживать каждого, показывая ему, что другие дети – не противники и не конкуренты, а близкие, с которыми нужно общаться на равных. Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты, снимают напряженность, страх, сближают и дают большую возможность в дальнейшем общении.

Если в группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его и т.д.), воспитателю нужно вводить таких детей в игру через собственное общение с ним: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре; и только после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми.

В наиболее трудных случаях, проблемного ребенка можно легко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики, мозаику и пр.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз не напугаются её.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждением можно только отбить интерес к игре.

Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети от неё устали, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Для этого необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончилась, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будут заканчиваться игры (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети дотрагиваются до плеча своего соседа и т. д.).

Информация о работе Игра как средство развития общения дошкольника