Игровая деятельность глухих младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава I. Задержка психического развития как социально-психологическая проблема……………………………………………….
1.1. Виды ЗПР, их характеристика…………………………………….
1.2. Типология и особенности развития детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста……….
1.3. Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………
1.4. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование игровой деятельности глухих младших школьников с ЗПР…………………………………………..
2.1. Организация исследования…………………………………………
2.2. Особенности игровой деятельности глухих младших школьников с ЗПР…………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………..
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анны.docx

— 159.44 Кб (Скачать файл)

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка. Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра  выступает самостоятельным видом  развивающей деятельности детей  младшего школьного возраста.

2. Игра  детей есть самая свободная  форма их деятельности, в которой  осознается, изучается окружающий  мир, открывается широкий простор  для личного творчества, активности  самопознания, самовыражения.

3. Игра  есть практика развития. Дети  играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

4. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития  с опорой на подсознание, разум  и творчество.

5. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных  отношений, приобретается опыт взаимоотношений  людей.

1.4. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Изучение детей с задержкой психического развития приобрело в последнее время особую актуальность. Наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Требования, предъявляемые к ребенку современной общеобразовательной школой, таковы, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в их разрешении. Для данной категории детей характерны низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелости эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Важно понимать тип ЗПР каждого отдельно взятого ребенка, индивидуальные отличия протекания психических процессов. Коррекционная деятельность позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на работу с группой «психологически неблагополучных» школьников. К этой категории можно отнести и детей с ЗПР, Выбор именно коррекционной формы деятельности психолога с детьми с ЗПР определяется результатами психодиагностики. Коррекционная работа понимается нами как деятельность психолога, логопеда, дефектолога, ориентированная на решение в процессе целостного психологического развития школьников конкретных проблем обучения, поведения, психического самочувствия. Коррекционная работа рассматривается, как основное направление работы специалистов с детьми с ЗПР. Диагностика является основой для ее правильной организации, другие формы могут ее дополнять. Основными принципами, лежащими в основе содержательного наполнения и организации коррекционной работы с детьми с ЗПР, на наш взгляд, являются: Целостность - процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии ее социально-психологических проявлений.

Комплексность - процесс взаимодействия различных специалистов, работающих с детьми, с целью оказания всесторонней помощи проблемным детям. Системность - процесс проведения коррекционных процедур с учетом определенной логики, последовательности, методической преемственности.

Используя целостный подход к ребенку, но и учитывая специфику развития детей с ЗПР в младшем школьном возрасте, считаем конструктивным выделение приоритетного направления в коррекции. А именно, ведение коррекционной деятельности в познавательной сфере. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями младшего школьного возраста детей, с другой стороны, нарушениями именно познавательной сферы младших школьников с ЗПР. Это не исключает ведения коррекционной работы в отношении социальной, эмоционально-личностной сфер. Следует отметить, что за решение проблем в познавательной сфере у детей с ЗПР (т.е. вне рамок психической нормы) педагог может браться в случае наличия достаточных профессиональных навыков.

Известно, что интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР определяется особенностями их мышления (преобладание конкретно - действенного и наглядно - образного мышления над абстрактно - логическим). Словесно - логическое мышление дает возможность решения более широкого круга задач на основе использования языковых средств. Сущность словесно - логического мышления заключается в том, что ребенок может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Повысить уровень обобщения - это значит радикально упростить дальнейшее усвоение материала, поскольку именно обобщение дает возможность широкого переноса усвоенных знаний и способов оперирования ими на новый материал - на решение новых задач.

Оказание коррекционной помощи ребенку по преодолению интеллектуального отставания посредством проведения системных занятий значительно улучшило выполнение заданий аналогичного характера (логические действия «классификация», обобщения) при повторной диагностике.

Результаты коррекции заметнее в том случае, если есть сотрудничество психолога, педагога, логопеда, дефектолога и родителей.

Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекциионно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной агностики и новых научно обоснованных организационных методических формах деятельности. Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения. Последние позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности. Таким образом, правильно организованная коррекционная работа с детьми с ЗПР позволяет достаточно успешно решать проблемы повышения уровня познавательной деятельности, успеваемости, помогает ребенку избежать трудности и проблемы в дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование игровых занятий с младшими школьниками с ЗПР и с нарушением слуха

2.1. Организация исследования

    Цель исследования: рассмотреть особенности игровой деятельности глухих младших школьников с ЗПР.

Объект исследования - игровая деятельность глухих детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Предмет исследования - особенности игровой деятельности младших школьников нарушением слуха и задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1) рассмотреть  литературу по проблеме исследования;

2) провести  эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей детей, имеющих глухоту и первичную ЗПР; сделать выводы.

Гипотеза исследования - особенности игровой деятельности глухих младших школьников с ЗПР проявляются в низкой игровой активности, в сравнительно более низком уровне уверенности в себе и в ограниченности игровых ролей.

База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I-II вида № 101 г. Москвы. Экспериментальную группу составили трое глухих учащихся I коррекционного класса для детей со сложным нарушением (а именно имеющих глухоту и первичную ЗПР), из них два мальчика и одна девочка.

Методы и методики исследования: С детьми была проведена серия занятий в игровой форме из трех этапов,

Первое занятие. Цель первого этапа: завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, двигательно раскрепостить, дать ему возможность поверить в свои силы, т. е. настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность.

Второе занятие. Цель второго этапа: развить когнитивные процессы.

Третье занятие. Цель третьего этапа: помочь осознать ценность других людей и собственной личности; развить доброе и внимательное отношение к другим.

Каждое занятие по необходимости может повторяться. В процессе работы необходимо менять виды деятельности, чтобы заинтересовать детей. Некоторые занятия, например, посвященные знакомству с растительным миром, лучше проводить на улице.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ: (Урок по ознакомлению с окружающим миром).

Материалы: лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками диких и домашних животных и птиц; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы.

Подготовительный этап: Игровое упражнение «Кто как ходит».

Дети изображают различных животных, например: ходят, как медведь, жираф; бегают, как лошадь, страус; прыгают, как зайчик, воробей; летают, как орел, ласточка и т.д.

Основной этап: Детям предлагается рассмотреть таблицу с теневыми или черно-белыми рисунками животных и птиц.

Первое задание: Педагог загадывает загадки о животных, дети отгадывают, отыскивая на плакате.

Второе задание: Каждый ребенок должен найти, назвать и показать на плакате сначала всех домашних, потом всех диких животных и птиц, а также их детенышей.

Третье задание: Каждый ребенок получает комплект карточек с теневыми или черно-белыми изображениями. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ:

Материалы: Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.

Подготовительный этап: Игровое упражнение «Зоопарк»:

Дети изображают по желанию любых зверей и птиц. Сначала все сидят за стульями «в клетках». Каждый ребенок выходит из-за стула и представляет свое животное. Другие угадывают, кого он изобразил. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери и птицы» выходят на свободу. Они под музыку прыгают, бегают, кричат, рычат, летают.

Основной этап: Дети рассматривают таблицу с теневыми или черно-белыми рисунками деревьев, овощей, фруктов, грибов, ягод.

Первое задание. Педагог загадывает загадки о растениях, дети отгадывают и отыскивают их на плакате.

Второе задание. Детям по очереди предлагается найти, назвать и показать на плакате фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья, цветы.

Третье задание. Дети считают про себя количество рисунков на плакате, потом по очереди отвечают.

Завершающий этап: Игровое упражнение «Ласковое слово».

Дети садятся на ковре в круг и каждый говорит другому ласковое слово, используя названия растений (огурчик, вишенка, грибочек, морковочка, репка и т.д.).

ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ:(Урок экологии)

 Материалы: Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта, измерительных приборов; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы (см. рисунок 3).

Подготовительный этап:

Игровое упражнение «Растительный мир вокруг нас».

Педагог, (который на время игры становится лесником), предлагает детям превратиться в какое-нибудь маленькое растение и назвать его. Лесник очень бережно относится к растениям, поливает их (гладит детей по голове и телу), ухаживает за ними. Пригрело солнце, все хорошо. Но вот подул ветер: растения начинают качаться в разные стороны, борются с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер усиливается (опускаются руки, голова), растения клонятся к земле и ложатся на нее. Им грустно и страшно. Но вот ветер стих и пошел долгожданный дождик (все встают), выглянуло солнышко (улыбки соседям). Растения стали краше прежнего. После упражнения дети рассказывают о том, в какие растения они превращались, и как менялось их настроение.

Основной этап: Дети подходят к таблице с изображением различных предметов.

Первое задание: Психолог загадывает загадки о предметах, сделанных руками человека, дети отгадывают их, отыскивая на плакате.

Второе задание: Детям по очереди предлагается найти предметы мебели, посуду, транспорт, инструменты, измерительные приборы, игрушки и назвать их общим словом.

Третье задание: Каждый ребенок получает комплект карточек. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.

Завершающий этап: Игровое упражнение «Ералаш». Мелкие игрушки (мебель, посуда, машинки и т.д.) разбросаны по полу. По очереди каждый ребенок наводит порядок в квартире, то есть собирает все игрушки в отведенное место. Другие дети считают вслух секунды, потраченные на выполнение данного задания. После того как каждый ребенок выполнил это задание, педагог просит детей вместе навести порядок. При этом он сам считает секунды.

В ходе этой игры дети понимают, что вместе можно сделать быстрей и лучше: один в поле не воин.

 

Выводы

В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется   множеством усилий других играющих. Во всякую игровую задачу входит как непременное её условие –  умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности  всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных, интеллектуальных, личностных, поведенческих и прочих навыков и умений. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе. Знание особенностей игры детей с отклонениями в развитии является важнейшим критерием эффективной работы.

 

 

Заключение

Обучение игровым действиям глухих школьников с ЗПР рекомендуется проводить на ограниченном количестве игр. Обучение должно проходить поэтапно и начинаться как можно раньше, а сама методика должна обязательно включать задания с неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.

На наш взгляд эти трудности обусловлены бедностью социального и житейского опыта детей, неспособностью к обобщению.

Эти трудности делают практически невозможным переход игры на самый высокий этап ее развития.

Информация о работе Игровая деятельность глухих младших школьников