Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования
1. Разработать программу игрового тренинга.
2. Доказать или опровергнуть перспективность развития межличност-ных отношений детей 5 – 6 лет методом игрового тренинга.
Задачи исследования
1. Выявить особенности взаимоотношений детей.
а) Определить социальный статус каждого ребенка в группе.
б) Выявить детей с трудностями в общении.
в) Определить уровень благополучия взаимоотношений детей в группе.
2. Определить возможную форму организации игрового тренинга в дошкольном учреждении.
3. Провести коррекцию способов межличностного взаимодействия в отношениях детей со сверстниками.
4. Сформулировать дальнейшую работу с детьми и разработать рекомендации педагогам.

Содержание

Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования
Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования
Гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования
Основные понятия
Проблемы межличностных отношений детей в психолого-педагогической литературе
Концепция психологии отношений партнерства у дошкольников
Теория психологии игры Д.Б. Эльконина
Проблемы понимания дошкольниками взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками
Проблема общения и его совершенствование по средствам тренинга
Общение как межличностное взаимодействие
Теоретическое обоснование психологического тренинга
Группа сверстников как система
Процедура исследования
Описание диагностических методик исследования – I этап
Программа игрового тренинга
- Пояснительная записка
- Цель программы
- Средства и методы
- Ожидаемые результаты
- Структура игрового тренинга
- Тематический план тренинга
Описание диагностических методик исследования –II этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

и взаимоотношения между  сверстниками

(кандидат психологических наук  А.Кошелева)

 

Раскрывая особенности исходной ситуации развития ребенка, А.Н.Леонтьев подчеркивая, что главная ее особенность состоит в опосредованном характере связей с окружающим миром: деятельность ребенка реализует его связи с человеком через вещи, а связи с вещами – через человека.

Леонтьев: "Первоначально, отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты вне ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные линии развития, переходящие друг в друга". Детям дошкольного возраста доступно понимание довольно сложных сюжетных ситуаций, в которых действуют сверстники. На трудности, испытываемые ребенком при восприятии поступков других людей, обращая внимание еще С.Л.Рубинштейн. Он подчеркивал, что дети могут осмысленно воспринять лишь самые простые психологические ситуации; "восприятие сложного ряда действий, как поступков, выражающих характер действующих лиц более полно, развивается лишь позднее, особенно тогда, когда у подростка появляется повышенный интерес к внутренней жизни и более углубленное ее понимание. Допуская, что особенности понимания ребенка  определяются различными факторами, предполагается: особую роль играют социальные образцы, эталоны, задаваемые взрослым как регуляторы поведение. Социальные эталоны – это субъективные обобщения познавательно-эмоционального характера. Они отражают определенную сферу жизни и деятельности человека и несут в себе общественную оценку, эмоциональное отношение.

Анализ  психолого-педагогической литературы убедил: с раннего детства ребенок сталкивается с самым разнообразным содержанием, воспринимаемым непосредственно или косвенно, которое оценивает сначала взрослый – родители, педагоги, а затем и он сам. Формируя умение и навыки в сфере художественной деятельности, взрослый  задает образцы эстетических оценок. Вступая во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ребенок использует эти этические эталоны: оценивает поступки и нравственные отношения, непонимание содержания ситуаций часто вызвано неумением детей видеть взаимодействие персонажей и их эмоциональное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 глава. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ  И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ПО СРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

 

§ 1. Общение  как межличностное взаимодействие

 

Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Дети устаивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, и с ним лично.

Общение – многоплановый процесс  развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности (Б.С.Волков).

 

Стороны общения

 

  • коммуникативная (обмен информацией и переживаниями);
  • интерактивная (взаимодействие);
  • перцентивная (взаимовосприятие).

Механизмы м/л-ого восприятия

 

1. Идентификации

Постановка субъектом себя на место  другого и взгляд на вещи с его  рациональной точки зрения.

2. Эмпатия

Чувствование в состоянии партнера, в скрытый смысл сказанного им. Стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

3. Рефлексия

Знание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

4. Стереотипизация

Восприятие, классификация и оценка социальных объектов на основе определенных представлений.

В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) взаимоотношения в игре подразумевают:

  • ставить цель и добиваться ее осуществления;
  • сосредоточенности на выполнении игровых действий;
  • проявлении волевых усилий;
  • координации своих действий с действиями сверстников;
  • рефлексии (способности осмысливать свои собственные действия);
  • эмоциональности, переживании чувств, симпатии, сочувствия и др.;
  • общительности.

Взаимоотношения детей  в игре

1. Игровые

Определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли.

2. Реальные

Отражают взаимоотношения детей  как партнеров, выполняющих общее дело.

В играх дети разделяются на:

  • популярных (ловкие, умелые, смышленые, опрятные);
  • не популярных (неопрятные, тихие,  плаксивые, вредные, слабые, агрессивные).

Раздражение у сверстников вызывают дети:

  • с кем трудно договориться;
  • кто нарушает правила;
  • кто не умеет играть.

Для детей 5 – 6 лет значимо –  быть принятыми сверстниками. Организуемая взрослыми практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Взрослый остается центром мира детей вплоть до 7 лет и оказывает сильное влияние на взаимодействие ребенка со сверстниками. Это предположение подтверждается таким фактом, что в онтогенезе дети сначала научаются общаться со взрослыми и лишь значительно позднее завязывают связи между собой (Лисина М.И.).

 

 

 

 

 

Характеристика межличностных  отношений

в коммуникативной сфере

Чем старше становится ребенок, тем  большее значение для него приобретают контакты со сверстниками

Отличительные особенности общения  дошкольника

со сверстниками и взрослыми

 

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

1. Яркая эмоциональная насыщенность (экспрессии от ярко выраженного негодования до бурной радости)

Спокойный тон общения

2. Нестандартность высказываний, отсутствие жестких норм и правил (никто, ничто не сковывает активность)

Определенные нормы высказываний общепринятых фраз и речевых оборотов

3. Преобладание инициативных высказываний над ответами

(беседы не получается; каждый  говорит о своем, перебивая друг друга)

Инициативу и предложения взрослого ребенок поддерживает (старается отвечать на вопросы; скорее предпочитает слушать, чем говорить)

4. Общение значительно богаче  по назначению и функциям.

Направленные действия на сверстника многообразны (управление действием партнера, контроль его действий; навязывание собственных образцов, сравнение с собой)

Взрослый обращает внимание на то:

- что хорошо/плохо;

- как надо/не надо.


 

Вывод:

  1. Разнообразие отношений детей порождает разнообразие межличностных контактов.
  2. Для полноценного развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.

Первыми заострили внимание на деятельностной стороне общения и раскрыли его  существенные черты исследователи  из группы Д.Б.Элконина, определяя общение как особую деятельность детей, Т.В.Драгунова пишет: "Предметом этой деятельностью является другой человек – товарищ, сверстник. Эта деятельность является совершенно особой практикой действования ребенка в личных отношениях – отношениях с близким товарищем-сверстником". Главное – это складывающиеся в процессе общения личные взаимоотношения. Именно они являются главным содержанием общения. Поэтому, общение рассматривается как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.

Таким образом, взаимоотношения, с  одной стороны, реализуются и  проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно-потребностную  основу, с другой – видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от особенностей его протекания. В живом акте межличностного общения слиты воедино операциональный, процессуальный и внутренний, мотивационный компоненты. Данное разграничение общения и взаимоотношений имеет принципиальное методологическое значение. Оно позволяет различить адрес конкретных исследований, которые касаются собственно взаимоотношений и существенно не затрагивают процесс общения, или могут быть направлены на изучение самого процесса общения, как наблюдаемых актов поведения. Общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися и рассматривается как межличностный коммуникативный акт.

Этапы возрастного развития межличностных  отношений детей

  1. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника. В то же время они легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы. Ребенок, "смотрясь в сверстника", объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства. Эта общность имеет процессуальный и ситуативный характер.
  2. Перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста (4 – 5 лет). Возрастает эмоциональная вовлеченность в действие другого ребенка. Дошкольник начинает относится к самому себе через другого человека. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности, а на противопоставление себя и другого, что отражает изменения в самосознании ребенка.
  3. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в действия сверстника свидетельствует о том, что ровесник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемых партнером по общению и совместной деятельности, но и самоценной личностью, независимо от своих достижений. Это дает основание утверждать, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому.

 

1.2. Теоретическое обоснование психологического тренинга

 

Психотренинг – это вид групповой  психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного общения на коррекцию личного самочувствия, а также на познавательное и личностное развитие участников (словарь).

Особенностью детских психотренингов является то, что они проводятся в атмосфере доверия и позволяют реализовать больше по интенсивности воздействия на развитие личностных и познавательных процессов.

Создание климата доверия определяется самой формой проведения занятий, при которой ведущий не противопоставляет себя группе, а включается в общую работу как один из ее членов. Организация пространства способствует равенству участников – все располагаются сидя по кругу.

Тренинг – это система комплексных  упражнений и игр, которая не имеет  единого сюжета.

Процесс игрового тренинга осуществляется с использованием вербальных и невербальных контактов.

Невербальные контакты:

1. Аудиальный (звуковые сигналы).

2. Визуальный (контакт глаз)

3. Кинестетический (прикосновение  рукой, рукопожатие, поглаживание).

Особенности детского тренинга обусловливаются  отличиями психики детей от психики  взрослых. Этими отличиями являются следующие:

  • специфическая ведущая деятельность детей, ролевая игра;
  • особый характер восприятия времени ребенком;
  • символизм игры и фантазии ребенка;
  • видение им целей взаимодействия в непосредственном удовлетворении возникающих потребностей;
  • поведение ребенка зависит от сформировавшейся или формирующейся Я-концепции;
  • отторжение детьми поведения, противоречащего их внутренней сущности;
  • дети отвечают на угрозу ожесточением своего поведения;
  • ребенок желает усилить собственно Я;
  • он ведет себя как организованное целое;
  • ребенок получает опыт нового поведения непосредственно от поведения взрослого, а не от содержания его высказывания;
  • ребенок допускает в сознание переживания, не соответствующие Я-концепции, если последняя свободна от угрозы неприятия взрослым;
  • ребенок движется от ценностей, разрушающих его Я, к ценностям, создающим. Резервы психологического развития актуализированы в детской личности.

Этапы процесса тренинга

 

Этапы процесса тренинга возникают  как результат взаимодействия между группой детей и тренером. Взаимодействие должно быть по преимуществу безоценочным, задействующим богатые сенсорные возможности детей, демонстрировать искреннюю заинтересованность в контакте с ними. Это живые отношения, в которых ценится умение взрослого адекватно проявлять свои чувства и желания, быть в позиции равного в играх и последовательным в требованиях.

Дети проходят определенные стадии терапевтического процесса в тренинге, характеризующиеся:

а) Выражением диффузных негативных чувств в разных точках игры;

б) Амбивалентными чувствами, общей тревожностью и враждебностью;

в) Выражением прямых негативных чувств, направленных на тренера;

г) Выражением абивалентных чувств к  тренеру;

д) Ясными четкими, обычно реалистическими, позитивными и негативными установками в отношениях с тренером.  При этом в игре доминируют позитивные отношения к тренеру.

Информация о работе Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет