Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:01, курсовая работа
Проблема афазии в настоящее время представляет большой интерес для многих исследователей не только в области логопедии, но и в психологии, психиатрии, невропатологии, лингвистике и других областях.. Он основан на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи и афазии с другими психофизиологическими процессами... В афазиологии проблеме изучения личности больного не уделяется достаточно внимания
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы изучения личности у больных с афазией. 4
1.1 Понятие об афазии……………………………………………………… 4
1.2 Особенности нарушения личности при афазии……………………… 10
1.3 Изменения личности и синдром афазии……………………………… 15
1.4 Специфика развития личности при речевых нарушениях…………... 23
Выводы по главе I…………………………………………………………. 26
Глава II. Теоретический анализ восстановления личности при афазии... 27
2.1 Методики восстановления личности при афазии……………………. 27
2.2 Методика С.А. Дорофеевой, модификация метода полярных профилей…………………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 41
Литература………………………………………………………………….. 43
Л.С. Цветкова в одной из своих последних работ так определяет этот синдром: "Афазия - это системное нарушение речи, возникающее, при органических поражениях мозга, охватывающее разные уровни организации и реализации речи, обнаруживающее связь с дефектами других психических функций, приводящее к изменениям личности больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющееся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи".
Мы видим из этого определения, что в синдром афазии включаются изменения личности. И это не случайно, ибо, как писал в своей замечательной статье "Дефект и компенсация" Л.С. Выготский "...всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности".
1.2 Особенности нарушения личности при афазии
Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структуру личности определяют как целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности и общения. Для психологической конкретизации понятия "личность" необходимо знать ее структуру, критерии зрелости и механизмы.
Критерии сформировавшейся личности:
1) Существует стройная
иерархия мотивов, которые
2) Способность к сознательному
руководству собственным
Кроме этого, зрелая личность характеризуется:
– активностью, т.е. стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности и действовать за границами требований ситуаций и ролевых предписаний;
– направленностью, т.е. устойчивой, доминирующей системы мотивов интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляются потребности человека;
– глубинными смысловыми структурами, обуславливающие ее сознание поведение;
– степенью осознанности своих отношений к действительности.
Одним из подходов к рассмотрению структуры личности является теория, рассматривая личность как совокупность трех подструктур:
– интраиндивидной – то, что составляет индивидуальность человека (характер, потребности, идеалы, убеждения);
– интериндивидной (характер проявления индивидуальности в групповых и межличностных отношений);
– метаиндивидный (результат осуществляемых человеком преобразований).
Понятие "норма личности" весьма обширно, и, прежде всего определение нарушений можно по следующим признакам:
– нарушение какой-либо сферы личности всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют или замедляют свое развитие;
– нарушение всегда проявляется в поведении или его можно опознать при наблюдении. Но следует учесть, что не все нежелательные поступки ребенка являются результатом искажений и нарушений в его личности (трудновоспитуемость, возрастные кризисы);
– личностные нарушения приводят к социальной дезадаптации что приводит к сужению круга людей, с которыми человек может нормально взаимодействовать. Социометрический статус низкий;
– личностные нарушения затрудняют воспитательные воздействия;
– нарушения личности иногда приводит к психосоматическим заболеваниям (неврозы и т.д.)
Во многих случаях личностные изменения в первую очередь проявляется в эмоционально-мотивационной и волевой сферах, поскольку именно в них отражаются личностные и психические изменения. Гармония или дисгармония этой сферы определяют всю жизнь ребенка, его психическое развитие, общение, деятельность. Часто образуется порочный круг, когда-то или иное нарушение ВПФ влечет за собой личностные нарушения, а деформация личности приводит к отставанию в развитии когнитивной сферы. Чтобы легче было ориентироваться в различных личностных нарушениях, их можно классифицировать по двум основаниям:
В отечественной психологии давно уже
разрабатывается новая эвристичная постановка
проблемы личности, ее структуры и психологического содержания,
и исследователи отказались от механистического
подхода к ее изучению, т.е. изучению отдельных
ее черт (Асмолов, 1984; Столиц, 1983; Цветкова, 2002 и др.). Так, А.Г. Асмолов писал, что
до сих пор существует этот «поэлементный»
подход к личности, примерами которого являются концепции,
в которых «структура личности механистич
Тем более от этих механистических
представлений о структуре и
психологическом содержании личности должна уйти и нейропсихология, которая
обладает большим числом фактов, которые
говорят в пользу значительно большей
сложности структуры личности и ее психологического содержания, чем
это представляли многие исследователи
еще совсем недавно. Известные отечественные психологи, указанные выше, в качестве конституирующего личность приз
Развивая дальше мысль о деятельностном посредствовании личности, ее динамических смысловых образованиях, А.Г. Асмолов вслед за Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном пишет, что перемена в социальной позиции человека, в его жизни и жизнедеятельности «влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. В ряде случаев резкая перемена социальной позиции человека может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов, порой проявляющихся в таких драматических феноменах, как феномен «потери себя» и утраты смысла существования» (там же).
Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, и некоторых других.
Исследованием особенностей личности при афазии занимались Ж. Глозман, В.М. Мясищев, Л.А. Цветкова, В.В. Лебединский. В этих работах показано, что у афазиков наряду с нарушением общей и речевой коммуникации возникают отрицательные эмоциональные реакции, замкнутость, угнетенность, страх речи, отрицательные личностные установки. Больные уходят в переживания собственной инвалидности. При афазии изменяется вся иерархия смыслообразующих мотивов. Речевая деятельность у здорового не является ведущей и смыслообразующей, кроме отдельных, специфических ситуаций, она лишь обеспечивает другие виды деятельности. При афазии речевая деятельность становится смыслообразующей, первичной по отношению ко всем другим. Это и положительный и отрицательный эффект. Положительный состоит во что формируется стойкая мотивация к реабилитации, отрицательный эффект состоит в том, что возникает противоречие между операционально-техническими возможностями деятельности и потребностями индивида. Боль – осознает эти противоречия, но самостоятельно не может их разрешить. В результате формируется механизм психологической защиты в виде изменений личности и возникновения речи.
Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги».
1.3. Изменения личности и синдром афазии
В афазиологии проблеме изучения личности больного не уделяется достаточно внимания. Классические описания синдромов афазии не включают симптомы нарушений личности, так как чаще всего больные достаточно адекватны в поведении, глубоко переживают свои дефекты. Тем не менее ряд исследователей все же отмечали у этих больных негрубое нарушение критики, сужение круга интересов, некоторые эмоциональные нарушения. Так, М.С. Лебединский, указывая, что "...при афазии не может не быть существенно изменена вся психика", писал, что это изменение может быть и первичным; т.е. следствием анатомических изменений, происходящих в мозге в результате заболевания (инсульт, опухоль, травма), и вторичным - реакцией больного на новые условия существования: ограничение всех видов деятельности (и, прежде всего, речевой), изменение жизненного статуса и т.д. Исследования психологов и врачей показывают, что сосудистые нарушения могут способствовать возникновению реактивного состояния, отражаться на клинической картине и течении уже наступившего реактивного состояния и, наконец, могут содействовать возникновению патогенного переживания, т.е. психогении. В последнем случае возможно возникновение подобия "порочного круга", когда психогения способствует углублению заболевания головного мозга, а последнее в свою очередь содействует углублению реактивного состояния, приводя к депрессии, неврозам и т.д. (Вишневская, 1959).
Это положение в полной мере характерно для афазических нарушений, возникающих часто при сосудистых поражениях мозга и приводящих к изменению всей системы взаимоотношений человека с миром.
К больным с афазией можно с полным правом отнести высказывание В.Н. Мясищева (1947) о том, что переживания инвалидности, утраты сил, здоровья и способностей, реакция на свое заболевание и на отношение окружающих к нему могут резко изменить преморбидный характер личности, могут стать источником внутренних конфликтов, постоянного напряжения, перераздражения, агрессивности, депрессии и других нарушений личности. В.В. Оппель (1972) обращает внимание на часто развивающуюся вследствие афазии фобию речи и такие изменения личности, как уход в свою болезнь, угнетенность, неверие в возможность восстановления речи, эмоциональная лабильность, тревожность и т.д.
Исследованием особенностей личности при афазии занимались Ж. Глозман, В.М. Мясищев, Л.А. Цветкова, В.В. Лебединский. В этих работах показано, что у афазиков наряду с нарушением общей и речевой коммуникации возникают отрицательные эмоциональные реакции, замкнутость, угнетенность, страх речи, отрицательные личностные установки. Больные уходят в переживания собственной инвалидности.
При афазии изменяется вся иерархия смыслообразующих мотивов. Речевая деятельность у здорового не является ведущей и смыслообразующей, кроме отдельных, специфических ситуаций, она лишь обеспечивает другие виды деятельности. При афазии речевая деятельность становится смыслообразующей, первичной по отношению ко всем другим. Это и положительный и отрицательный эффект. Положительный состоит в что формируется стойкая мотивация к реабилитации, отрицательный эффект состоит в том, что возникает противоречие между операционально-техническими возможностями деятельности и потребностями индивида.
Боль - осознает эти противоречия, но самостоятельно не может их разрешить. В результате формируется механизм психологической защиты в виде изменений личности и возникновения речи.
Изменение личности состоит в следующем: изменяется самооценка, при чем самооценка ниже в большей степени у больных с поражением передних отделов речевой зоны головного мозга, в меньшей степени при поражении задних отделов.
Л.С. Цветкова также писала о нарушениях личности у больных с афазией, в результате чего больные не могут использовать даже те речевые возможности, которые у них есть, для общения с окружающими и результаты, которых добивается педагог на индивидуальных занятиях, часто не переносятся в сферу общения за пределы урока.
Среди зарубежных исследователей одним из первых на изменения личности при афазии указывал К. Гольдштейн, описавший (как он ее называл) "катастрофическую реакцию", характерную для больных с афазией и связанную с нарушениями у больных, как он считал, способностей поддерживать биологический гомеостаз, в связи с нарушениями абстрактной установки - интеллектуальной функции личности. Из современных зарубежных афазиологов следует указать Дж.Сарно, который писал, что "у всех индивидов с катастрофическими неврологическими последствиями, среди которых афазия выступает на первый план, следует ожидать проявления серьезных эмоциональных реакций реактивной природы". "Речь настолько является частью личности каждого из нас, что ее потеря выходит далеко за практические неудобства нарушений коммуникации, независимо от их выраженности. Мы вербальные животные и наша способность к коммуникации неразрывно связана с эмоциональными и интеллектуальными функциями".
Существует несколько описаний своего состояния писателями и психологами, перенесшими нарушения мозгового кровообращения, сопровождающиеся афазией, к счастью преходящего характера, что дало им возможность затем достаточно подробно описать свое состояние. В этих описаниях фигурируют такие выражения, как "ужас", "фрустрация", "паника", "отчаяние", ощущение изоляции и одиночества и невозможности объяснить другим свое состояние и чувства, комплекс неполноценности, ощущение, что "ты не такой, как другие", "утрата радости от жизни", "фанатическая потребность вылечить свое заболевание". Некоторые из авторов, описывающих собственное состояние, указывают на роль преморбидной личности. Так, например, африканский психолог Мосс к своим "заметкам психолога-афазика".
Он описывает, что
и после, инсульта, как и до,
он продолжал борьбу с
Описания этих больных, а также наши собственные беседы с больной с афазией (психологом по профессии) показывают, что в, новый период непосредственно следующий за инсультом или тяжелой черепно-мозговой травмой, т.е. в наиболее острый период наступает которое состояние апатии и индифферентности (вплоть до некоторой степени эйфории) на фоне осознания своих нарушений. Это состояние очевидно, носит охранительный характер. Однако довольно быстро, как только уходит непосредственная угроза жизни, это состояние сменяется чувством тревоги и даже ужаса. Тревожность носит на универсальный и стойкий характер, а остальные личностные зависят с одной стороны от преморбидной личности, а с другой от личностей близких больного, взаимоотношений с ними, финансового социального статуса, возможностей и эффективности лечения, а от степени когнитивных и перцептивных дефектов.