Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:01, курсовая работа
Проблема афазии в настоящее время представляет большой интерес для многих исследователей не только в области логопедии, но и в психологии, психиатрии, невропатологии, лингвистике и других областях.. Он основан на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи и афазии с другими психофизиологическими процессами... В афазиологии проблеме изучения личности больного не уделяется достаточно внимания
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы изучения личности у больных с афазией. 4
1.1 Понятие об афазии……………………………………………………… 4
1.2 Особенности нарушения личности при афазии……………………… 10
1.3 Изменения личности и синдром афазии……………………………… 15
1.4 Специфика развития личности при речевых нарушениях…………... 23
Выводы по главе I…………………………………………………………. 26
Глава II. Теоретический анализ восстановления личности при афазии... 27
2.1 Методики восстановления личности при афазии……………………. 27
2.2 Методика С.А. Дорофеевой, модификация метода полярных профилей…………………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 41
Литература………………………………………………………………….. 43
Качественный анализ результатов
позволяет установить, что в группе
больных с поражением передних отделов
мозга положительная динамика самооценки
наблюдалась в наибольшей степени в группе
эмоционально-волевых качеств (сдвиг равен
13 %). В группе больных с поражениями задних
отделов мозга наибольшая положительная
динамика характеризовала сферу активности
больных, а в сфере коммуникативности
динамика была даже отрицательной, т.е.
степень расхождения между самооценкой
до и после заболевания несколько увеличилась.
Эти данные хорошо коррелируют с общей
направленностью восстановительного
обучения в обеих группах больных: с тенденцией
к растормаживанию, снятию скованности,
неуверенности в себе, общей и эмоциональной
заторможенности больных с поражением
передних отделов мозга, а также с тенденцией
к затормаживанию избыточной общей и речевой
активности, преодолению общей и эмоциональной
расторможенности, восстановлению контроля,
осознанного отношения к своей речи у
больных с поражениями задних отделов
речевой зоны коры мозга .
Таблица 2.Сдвиг самооценки
после восстановительного обучения (средние
показатели в % от общей величины шкалы
— 10 см)
Примечания: э.в. – эффективность восстановления.
Сдвиг самооценки в обеих группах больных не зависел от их возраста и пола. Мы проанализировали также корреляцию между показателем эффективности восстановления речи, определенным по шкале оценки динамики речи при афазии [7], и степенью сдвига самооценки после восстановительного обучения. В группе лиц с поражением передних отделов мозга больные так расположились по показателю роста возможностей речевой коммуникации: 7, 4, 9, 5, 3 (см. табл. 2). Видна отчетливая корреляция с порядком увеличения сдвига самооценки: 4, 7, 9, 5, 3. В группе больных с поражением задних отделов речевой зоны мозга подобная корреляция не обнаружена.
Мы полагаем, что этот факт в сочетании с данными о незначительном (а нередко и отрицательном) сдвиге самооценки после восстановительного обучения в этой группе больных может объясняться тем, что, как известно, у этих больных вследствие дефекта контроля за своей речью и многоречивости нарушается осознание дефицита своих коммуникативных возможностей.
Проведенное исследование показало, что у большинства больных в процессе восстановительного обучения отмечается положительная динамика самооценки: они начинают оценивать себя ближе к тому, как оценивали до болезни, т.е. более оптимистично смотрят на возможности восстановления своего социального статуса, возвращения к прежним интересам и занятиям, у них уменьшается страх речи, сглаживаются отрицательные личностные установки. Эти результаты хорошо коррелируют с данными проведенного ранее исследования, которое выявило у 80 % больных с афазией положительную динамику в сфере коммуникативности. Таким образом, данные нашего исследования подтверждают взаимосвязь изменений личности у больных с афазией и дефектов их речи, а также взаимообусловленность этих явлений и их взаимовлияние в ходе восстановительного обучения.
Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в нескольких направлениях: когнитивные функции, эмоционально-личностная сфера, работа с родственниками и близкими пациентов. Однако каждый вид работы является необходимым звеном процесса нейропсихологической реабилитации.
Заключение
Изучением различных форм афазии занимались такие исследователи, как А. Р. Лурия, Э. С. Бэйн, В. М. Коган, М. К. Бурлакова, Л. С. Цветкова, Т. Г. Визель, В. М. Шкловский и др. Они выделяют семь основных ее видов: афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая, акустико-мнестическая, акустико-гностическая, семантическая и амнестическая афазия.
Тяжелое заболевание, сопровождающееся
потерей речи, не может не отразиться
на состоянии личности больного человека.
Изменяется его отношение к себе и к другим
людям. Личность нарушается и структурно,
тогда её дефекты входят в структуру афазии,
и функционально, являясь реакцией больных
на болезнь и изменение социального стастуса.
Особенности личности могут оказывать
как негативное, так и позитивное влияние
на тяжесть афазии, ее динамику, на реадаптацию
и социализацию больного.
Практика показывает,
что при условии проведения рационального
восстановительного обучения изменения
личности больных с афазией, как и сама
афазия, подвергаются обратному развитию,
спонтанные же изменения в этих случаях
не происходят. Огромную роль играет правильное
отношение окружающих людей, стратегия
и тактика их взаимодействия и общения
с больным с афазией.
Реабилитационная работа по указанной схеме показала себя как эффективная. Были достигнуты следующие результаты:
Отмечались изменения в эмоционально-личностной сфере пациентов: формировалась более или менее отчетливая и адекватная внутренняя картина болезни, происходило, в различной степени, принятие болезни, появлялась возможность находить новые личностные смыслы в изменившейся ситуации. Это способствовало улучшению общего эмоционального фона. Важно еще раз подчеркнуть, что мотивация к преодолению нарушений во многом зависит от правильного осознания особенностей нарушений и эмоционального фона пациента. Поэтому, работа с эмоционально-личностной сферой обязательно велась параллельно, а нередко и предшествовала действиям, направленным непосредственно на преодоление когнитивных нарушений.
В заключение следует еще
раз сказать, что при афазии нарушаются
разные характеристики и черты личности,
личность нарушается и структурно,
тогда ее дефекты входят в структуру
афазии, и функционально, являясь
реакцией больных на болезнь и
изменение социального статуса.
Изменения личности больных с
афазией, как и сама афазия, подвергаются
обратному развитию три условии
проведения рационального
Объем курсовой работы - 42 страниц печатного набора.
Поставленная нами цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы