Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа
Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации и других состояний, сделано мало попыток, организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему.
Введение....................................................................................................................2
I. История изучение измененных состояний сознания.........................................3
1.1 Трансперсональные феномены в истории развития общества.............3
1.2 Возникновение трансперсональной психологии...................................4
1.3 Возникновение метода холотропного дыхания.
Его характеристики и особенности...............................................................8
II. Измененные состояния сознания и их характеристика...................................11
2.1 Классификация измененных состояний сознания С. Кардаша...........11
2.2 Продуцирование измененных состояний сознания..............................12
2.3 Основные признаки измененных состояний сознания.........................15
2.4 Функции измененных состояний сознания и их значимость..............18
III. Помраченные состояния сознания в патопсихологии...................................24
3.1 Критерии помраченного состояния сознания.......................................24
3.1 Виды помраченных состояний сознания...............................................24
Заключение..............................................................................................................28
Литература...............................................................................................................29
Московский Психолого-Социальный Институт
Курсовая работа
по общей психологии
по теме:
Измененные состояния сознания
Научный руководитель: к. псх. н; доцент, Ермолаева М.В
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
I. История изучение измененных состояний
сознания......................
1.1 Трансперсональные феномены в истории развития общества.............3
1.2 Возникновение трансперсональной психологии....................
1.3 Возникновение метода холотропного дыхания.
Его характеристики и особенности.................
II. Измененные состояния сознания и их
характеристика................
2.1 Классификация измененных состояний сознания С. Кардаша...........11
2.2 Продуцирование измененных состояний
сознания......................
2.3 Основные признаки измененных состояний
сознания......................
2.4 Функции измененных состояний сознания и их значимость..............18
III. Помраченные состояния сознания в патопсихологии................
3.1 Критерии помраченного состояния сознания......................
3.1 Виды помраченных состояний сознания......................
Заключение....................
Литература....................
1
Введение
Наше обычное бодрствующее сознание, или рациональное сознание, как мы его называем — это всего лишь один особый тип сознания, тогда как повсюду рядом с ним, отделенные от него тончайшей из перегородок, лежат потенциальные формы совершенно иного сознания... Никакое объяснение Вселенной во всей ее полноте не может быть окончательным, если оно оставляет в стороне эти другие формы сознания.. [3]
Уильям Джеймс
Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации и других состояний, сделано мало попыток, организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему.[8]
Если в XIX в. психика, отождествлялась с сознанием и ведущим методом исследования, был метод интроспекции, то открытие 3. Фрейдом бессознательных пластов психики значительно расширило рамки предмета психологической науки и породило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается и в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антропология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененными состояниями сознания (сокращенно «ИСС»). [5]
В западной культуре прочно закрепилось негативное отношение к ИСС, то есть считается, что существует нормальное (хорошее) состояние сознания и его патологические изменения. Большинство людей не признают других различий. Понимание ИСС сильно облегчилось благодаря сосредоточению внимания на патопсихологии, но оно не может быть полным, необходимо рассмотреть обратную сторону медали. Более того, следует отказаться от "хороших" или "плохих" суждений по поводу ИСС и сосредоточиться на вопросах: каковы основные характеристики ИСС и каково их влияние на поведение человека в различных ситуациях? [8]
С. Гроф в своей книге “Холотропное сознание” написал:
Важный урок, который я вынес из изучения необычных состояний сознания — это понимание того, что многие состояния, которые общепринятая психиатрия считает странными и патологическими, в действительности, представляют собой естественные проявления глубинных движущих сил человеческой психики. Во многих случаях проникновение этих элементов в сознание может быть попыткой организма освободиться от мешающих ему отпечатков прошлых травм и ограничений, попыткой исцелиться и достичь более гармоничного функционирования. [2 С. – 30]
2
I. История изучения измененных состояний сознания
1.1 Трансперсональные феномены в истории развития общества
Трансперсональные феномены, то есть явления, содержания которых определяется выходом за пределы себя, существовали еще много веков назад. Исследования антропологов подтверждают существование различных ритуалов и обрядов, которые могут быть отнесены к области трансперсонального. Поскольку большинство из этих разнообразных феноменов лежит за пределами концептуальных рамок традиционной психологии и вообще научных представлений, неудивительно, что ученые и просто образованные люди принимают эти факты скептически.[2]
Известно, что различные трансперсональные феномены встречались еще в культурах различных древних народов в форме своеобразных ритуалов.
Примером таких ритуалов могут послужить ритуалы перехода, или инициации в примитивных культурах. Так, в ритуалах совершеннолетия юноши и девушки рассматривались как умирающие для роли детей и рождающиеся в качестве взрослых. Обучение шаманов часто связано с трансперсональными переживаниями, как правило, с переживаниями глубокой связи с силами природы, со способностью определять и лечить болезнь, с возможностью общения с духами. В доколумбовой Америке широко использовались для достижения экстатических состояний кактус пейот (Lophophora williasii) и гриб теонанакатль, или "тело бога" (Psilocybe mexicana u cubensis). Вход в трансперсональную сферу был целью примитивных ритуалов африканских племен, сложных форм индийской йоги и буддистской тантры, учений ордена суфиев, древних скифов, ритуальных мистерий Древнего Египта и античной Греции.[2]
С развитием рок-культуры стали обычными на концертах звезд эстрады коллективные вхождения в транс (Около 100 тыс. человек на стадионе могут быть охвачены единым ритмом и чувством восторга от созерцания своего кумира). В современной культуре появилась одержимость в поклонении идолам спорта, рок-музыки и кинематографии.[13]
До середины 1960-х годов, измененные состояния сознания рассматривались только как патологические. С развитием психологической науки и антропологических исследований, большего внимания к внутреннему миру человека, под влиянием философских и религиозных учений Востока отношение к ним изменилось.[13]
3
1.2 Возникервение трансперсональной психологии.
Трансперсональная психология – это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.[2]
Термин "Трансперсональный" состоит из двух частей: "транс" (лат. trans) - "через" и "персона" (лат. persona) - "маска". Следовательно, "трансперсональный" означает "через маску", "сквозь персону".
Трансперсональная психология предполагает выход за пределы себя, за пределы возможного опыта, то есть феномен трансценденции (от лат. transcendens - "перешагивающий, выходящий за пределы").
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта». В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей – Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими – было узаконено название «трансперсональная психология».[2]
Существует личностная преемственность и кровная связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Основателями обоих направлений были одни и те же люди - А. Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи, Д. Будженталь, Р. Лэйнг, В. Франкл, Ф. Перлз. Где-то с середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставшие фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение. Хорошо известнааналогичная будоражущая мысль Ницше. Пророк Заратустра как заколдованный непрестанно повторяет: "Человек есть нечто, что должно превозмочь".[11]
4
И как дальше пишет В. Майков, в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко, вся антропологическая проблематика. Не случайно, что трансперсональная ориентация была заявлена, сформулирована, поддержана и институционально оформлена и как Ассоциация (в 1968 г.) и как журнал (первый номер вышел в 1969 г.), философски и духовно опытными людьми - Маслоу, Сутичем, Уотсом, Мерфи, вместе с которыми активно зачинали новое направление С.Гроф, Ч.Тарт, С.Криппнер и другие. Основатели трансперсональной психологии устремлялись не только вперед и ввысь, в бескрайние пространства духа. Они основательно углублялись в историю религии, психологии, этнологии и культуры и среди своих предтечей указывали, например, американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", швейцарца К.Г. Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.[11]
Трансперсональная ориентация отличалась
от гуманистической акцентом на метапотребностях
и метаценностях, тягой к преодолению
границ прежнего предметного поля исследований,
задаваемого проблемами самоактуализации,
творчества и гуманистической психотерапии
и педагогики. Она сделала предметом науки
психологические измерения религиозного
и мистического опыта, поставила задачу
обоснования психологии на материале
духовного поиска мировых философских
и религиозных традиций. Новое предметное
поле, уже не замыкаемое западнохристианской
культурой, вобрало в себя мистические
и восточные подходы, такие как суфизм,
буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции
североамериканских индейцев, туземных
и древних цивилизаций. В качестве программной
задачи трансперсональная ориентация
попыталась освоить суть и конкретные
формы идей, представлений и практик из
мирового духовного опыта человечества
и дать им научное выражение.[11]
Нельзя сказать, что весь этот материал
был совершенно новой землей для психологов
- существовали исследования К.Г. Юнга,
М. Элиаде, Дж. Кэмбпелла и других известных
ученых - востоковедов, теологов, культурологов
и историков религии. Но только на пороге
60-х – 70-x гг. произошло радикальное обострение
чувствительности к трансперсональным
темам. Предпосылкой к развитию нового
мощного психологического движения, считается
резкое развитие контркультуры.[11]
5
1968 год - это пик контркультуры. Прошли волны битничества, хиппи, психоделической революции, музыки Битлз, войны во Вьетнаме, которые прорвали национальные границы, познакомили молодежь Запада с новой, глобальной реальностью, проявленной вихрем информационной революции, и показали хрупкость и взаимосвязь многообразных форм разумной жизни во всех уголках планеты. Где-то после второй мировой войны возникло то, что Г. Гессе провидчески назвал "паломничеством в страну Востока". В среде студенческой молодежи и у искателей любого возраста возрастает устойчивый интерес к восточным философским учениям, в частности к учению дзен-буддизма. По Америке прокатилась очередная коммунитарная волна, на гребне которой создаются духовные коммуны, происходят масштабные эксперименты с новыми стилями жизни и поиски новой общности людей, пытающихся прорваться через ограничивающие стереотипы, вскормленные традиционным семейным укладом и здравым смыслом. Через эту масштабную практику преодоления оков и табу прежней патриархальной цивилизации, практику, которая вовлекла в себя десятки миллионов людей, и происходило конкретное, через ткань повседневной жизни, посвящение в сознание как в то, что "между" людьми, как в совместное бытие в новом ценностном горизонте, трансцендирующем эгоизм, индивидуализм и европоцентризм.[11]
До 50-х - 60-х гг. XX в., еще можно было провести достаточно четкую границу между двумя сквозными устремлениями человечества - восточным и западным. Восточную ориентацию в данном контексте можно было бы определить как стремление к самосовершенствованию, к эзотерическим духовно-философским исканиям, а западная ориентация, которая хорошо выражена, скажем, в исследовании М.Вебера о протестантской этике и духе капитализма,- это ориентация на преображение "града земного", на спасение планеты через социальную трансформацию, служение человечеству, развитие демократических структур. Такая ориентация тесно связана с определенным пониманием христианства как строительства царства небесного на земле, в то время, как восточная ориентация более связана с индивидуальным спасением. Это условное деление, поскольку всегда в рамках, например, того же буддизма, христианства или иудаизма существовали разные направления - и мистические, и связанные с социальным прогрессом.[11]