Измененные состояния сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации и других состояний, сделано мало попыток, организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему.

Содержание

Введение....................................................................................................................2
I. История изучение измененных состояний сознания.........................................3
1.1 Трансперсональные феномены в истории развития общества.............3
1.2 Возникновение трансперсональной психологии...................................4
1.3 Возникновение метода холотропного дыхания.
Его характеристики и особенности...............................................................8
II. Измененные состояния сознания и их характеристика...................................11
2.1 Классификация измененных состояний сознания С. Кардаша...........11
2.2 Продуцирование измененных состояний сознания..............................12
2.3 Основные признаки измененных состояний сознания.........................15
2.4 Функции измененных состояний сознания и их значимость..............18
III. Помраченные состояния сознания в патопсихологии...................................24
3.1 Критерии помраченного состояния сознания.......................................24
3.1 Виды помраченных состояний сознания...............................................24
Заключение..............................................................................................................28
Литература...............................................................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_ISS_2008.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

К. Гипервнушаемость. К гипервнушаемости также можно отнести возрастающую склонность человека к ошибочному восприятию или пониманию различных стимулов или ситуаций, основанных на его внутренних страхах или желаниях.

Очевидно, что феномен  внушаемости, связанный с ИСС, можно  понять, проанализировав сами субъективные состояния. Параллельно с ухудшением у человека критических способностей ослабляются его способности к проверке реальности или различению субъективной и объективной реальностей.

 

 

17

Это, в свою очередь, способствует возникновению у него компенсаторной потребности укрепить свои ослабленные  способности через поиск постоянной поддержки или руководства, чтобы  снизить некоторую тревогу, связанную с утратой контроля. Стремясь компенсировать свои ослабленные способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя, проповедника или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами. Кроме того, обычно с "размыванием границ себя", что является еще одним важным качеством ИСС, у человека появляется склонность идентифицироваться с авторитетной фигурой, чьи желания и указания воспринимаются как свои собственные.[8]

 

Когда срабатывают все  эти факторы, достигается мономотивационное  или "надмотивационное" состояние, в котором человек стремится  реализовать в поведении мысли  и идеи, которые он переживает как  субъективную реальность. Субъективная реальность может определяться многими влияниями, работающими по отдельности или сообща, например, ожидания авторитетной фигуры, группы, культуры или даже "внутреннего голоса" (например, в состоянии самогипноза, молитвы, массовых галлюцинаций, спиритических сеансов), отражая ожидания и страхи человека.[8]

 

Если человек впадает  в некоторые другие ИСС — панику, острые психозы, токсический делирий  и т.д., когда внешние направления  или структуры двусмысленны или  плохо определены, то он руководствуется  главным образом тем, что происходит у него внутри, и это играет большую роль при определении его поведения. В таких состояниях он гораздо более восприимчив к голосу своих эмоций, фантазий и мыслей, связанных с ними, чем к указаниям других людей.[8]

 

 

2.4 Функции измененных состояний сознания и их значимость

 

По мнению Арнольда М. Людвига, ИСС могут рассматриваться как "конечные проводящие пути" для многих самых разных форм выражения и переживаний человека, как адаптивных, так и неадаптивных. В одних случаях психологическая регрессия, обнаруженная в ИСС, может оказаться атавизмом и быть вредной для индивида или общества, в то время как в других случаях та же регрессия "встанет на службу эго" и позволит человеку переступить границы логики и формальности, выразить подавленные потребности и желания в социально санкционированной и конструктивной форме.[8]

 

 

 

 

 

18

 

А) Неадаптивные выражения.

Неадаптивные выражения  или применения ИСС многочисленны  и разнообразны. Проявления этих ИСС  могут представлять:

1) Попытки разрешения  эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация);

2) Защитные функции  в определенных ситуациях опасности,  вызывающих повышенную тревогу  (например, вхождение в гипноидальные  состояния во время психотерапии);

3) Прорыв запрещенных импульсов (например, реакции острого психоза и паники);

4) Бегство от ответственности  и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, марихуаны,  алкоголя);

5) Символическое отыгрывание  бессознательных конфликтов (например, демоническая одержимость, колдовство);

6) Проявление органических  поражений или нейрофизиологических  нарушений (например, предвестники, токсические состояния);

7) Неосторожные и потенциально  опасные реакции на определенные  стимулы (например, гипноз от автострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея, монотонная длительная сторожевая работа).[8]

Б. Адаптивные выражения.

Человек использует различные  ИСС, чтобы получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно. [8]

 

1) Исцеление.

История показывает, что  продуцирование ИСС всегда играло значительную роль в различных исцеляющих действиях  и практиках. Индукция этих состояний использовалась почти для любого возможного аспекта психологической терапии. Так, шаманы могут впадать в транс или состояние одержимости, чтобы диагностировать этиологию недомогания своих пациентов или выяснить конкретное лечебное средство или практику исцеления. Более того, во время лечения или целительной церемонии шаман, хунган, медик, священник, проповедник, психолог или психотерапевт может считать продуцирование пациентом ИСС необходимым условием исцеления. Неисчислимые случаи практики исцеления строятся на преимуществах внушаемости, повышенной значимости, склонности к эмоциональному катарсису и чувству возрождения, связанных с ИСС.

 

Практики "инкубации" в храмах сна у древних египтян и  греков, излечение верой в местах поклонения, исцеление через молитву и медитацию, выздоровление от "божественного прикосновения", наложения рук, при посещении мощей, спиритическое исцеление, излечение одержимостью духами, экзорцизм, гипнотическое и магнетическое лечение и современная гипнотерапия — все это очевидные случаи роли ИСС в лечении.[8]

 

19

Фармакологически индуцированные ИСС также играли большую роль в исцеляющих действиях. [8]

Техники, основой которых являются употребление кактуса пейот, эфира, СО2, амитала, метамфетамина и ЛСД-25, всегда широко использовались в психиатрии.

Вероятно, не связанные  со специфическими эффектами ИСС  в лечении являются неспецифические  последствия других изменений в  сознании, направленных на поддержание  психического равновесия и здоровья. Например, сон традиционно считается великим целителем и, по-видимому, служит важной биологической и психологической функцией у человека.[8]

 

Кроме того, существует несколько  отраслей психотерапии, основанных на так называемых феноменах измененного  состояния сознания, например, психоделическая психотерапия и трансперсональная терапия.

 

2) Путь к новому знанию или опыту.

Человек всегда стремился  вызывать у себя ИСС в попытке  получить новое знание, вдохновение  или опыт. Религиозный человек  использовал горячие молитвы, пассивную  медитацию, состояния откровений и пророчества, мистические и трансцендентальные переживания, обращение в религию и божественные состояния, чтобы открывать новые горизонты опыта, пересматривать нравственные ценности, разрешать эмоциональные конфликты; это часто позволяло ему лучше справляться с личными трудностями и проблемами окружающей действительности.

ИСС, по-видимому, обогащают  человеческий опыт во многих других сферах жизни. Интенсивные эстетические переживания, когда человек полностью захвачен некой величественной сценой, произведением искусства или музыкой, могут расширить его эмоциональный опыт и послужить источником творческого вдохновения. Известны многочисленные примеры внезапного озарения, творческого инсайта и разрешения сложных проблем, случающихся у человека, когда он погружен в такие ИСС, как транс, дремота, сон, пассивная медитация или наркотическая интоксикация.[8]

 

В настоящее время  собрано множество данных о том, что с помощью гипноза и  других ИСС можно получить доступ к памяти о прошлых жизнях. Выяснилось, что наиболее легкодоступна память кровных родственников, как уже давно умерших, так и еще живущих. С множеством подобных случаев сталкивался С. Гроф при проведении ЛСД и холотроных сеансов.[6]

В наиболее интересных случаях, когда люди в необычных состояниях получали доступ к информации, которую они явно не могли знать, исследовательская группа проводила специальное расследование. Во многих случаях опыт, полученный в ИСС, находил реальное подтверждение.[6]

 

 

 

20

В Брюсселе одна бельгийка, посещавшая семинар по холотропному дыханию, имела следующее переживание, которое привело ее к замечательным догадкам о поведении китов, о котором она прежде никогда не читала и не слышала:

 

«После мощной последовательности событий рождения и триумфального появления на свет, все начало успокаиваться. Я чувствовала себя все более умиротворенной и спокойной, и мое переживание, казалось, обретало невероятную глубину и широту. Я все сильнее ощущала, что моему сознанию присуще отчетливое океаническое качество, пока не почувствовала, что действительно становлюсь тем, что лучше всего можно описать как сознание океана. Я осознала присутствие нескольких больших тел и поняла, что это была стая китов.

В один момент я  почувствовала холодный воздух, струящийся сквозь мою голову и соленый привкус во рту. Незаметно, моим сознанием овладело многообразие ощущений и чувств, которые были чуждыми и, определенно, не человеческими. На основе зачаточной взаимосвязи с другими крупными телами вокруг меня начал складываться новый образ гигантского тела, и я поняла, что стала одной из них.

В своем животе я ощущала еще одну форму жизни и знала, что это мой детеныш. У меня не оставалось никаких сомнений в том, что я была беременной самкой кита.

Затем пришла еще  одна волна процесса рождения. Однако, на этот раз она имела другое качество, нежели предыдущие эпизоды. Она достигала колоссальных масштабов, как будто океан взволновался до самых глубин; и в то же время, это было удивительно легко и естественно. Я самым непосредственным образом ощущала свои гениталии и все тонкости процесса рождения, глубоко понимая своим нутром, как рожают киты. Самым удивительным для меня было то, как киты выталкивают своего детеныша при помощи воды, засасывая ее в свои гениталии и создавая гидравлическое давление. Казалось важным, что детеныш появляется хвостом вперед».[2 C. 122]

 

С. Гроф рассказал о переживании этой женщины на семинаре, который он много времени спустя проводил в Калифорнии. Один из членов группы оказался морским биологом. Он описал, как киты рожают своих детенышей, и полностью подтвердил, что догадки молодой бельгийки были верными. Это лишь одно из сотен подтверждений необычных прозрений, которые люди получили в измененных состояниях сознания.[2]

Поражает всесторонний характер этих прозрений, которые нередко включают в себя очень специальную и подробную информацию даже у людей, которые до этого не имели знаний, заинтересованности или опыта в данном вопросе.[2]

 

Важность подобного  опыта трудно переоценить. На его основе разум получает возможность осознать истинную природу реальности, а это знание способно неизмеримо обогатить и преобразовать любую личность. Путешествие сознание порождает знание о бесконечности внутреннего мира человека.[6]

 

 

21

3) Социальная функция.

ИСС, случающиеся в  групповой обстановке, по-видимому, обслуживают многие индивидуальные и социальные потребности.

С социальной точки зрения потребности племени или группы удовлетворяются через их косвенную  идентификацию с человеком в  состоянии транса, который не только получает личное удовлетворение от божественной одержимости, но и отыгрывает некоторые ритуализированные групповые конфликты и устремления, например, темы смерти и воскрешения, культурные табу и т.д.[8]

Впечатляющие поведенческие манифестации одержимостью духами способствуют убеждению участников в сохраняющемся личном интересе их богов, еще раз подтверждают их местные верования, позволяют им осуществлять некоторый контроль над неизвестным, увеличивать групповую сплоченность и идентификацию, наделять высказывания человека в состоянии транса, шамана или священника таким значением, которого в обычной ситуации не присваивалось бы.

Вообще существование  таких практик представляет прекрасный пример того, как общество создает  модели редукции фрустрации, стресса и одиночества через групповые акции.

ИСС играют значительную роль в опыте и поведении человека. Также очевидно, что эти состояния  могут служить как адаптивным, так и неадаптивным выходом для  выражения многочисленных страстей человека, его потребностей и желаний.[8]

 

4) Парапсихологические феномены

 

Не менее важным является значение ИСС для изучения парапсихологических  феноменов.

Как показали исследования, диагностика, и лечение различных заболеваний целителями экстрасенсами происходят практически исключительно в суженном состоянии сознания. С этим состоянием связано подавляющее большинство парапсихологических феноменов. Это телепатия, телекинез, ясновидение, интроскопия, сознательное вмешательство в деятельность вегетативной нервной системы, то есть контроль над процессами, обычно не поддающимися сознательной регуляции. [6]

 

5) Язык измененных состояний сознания

 

В ИСС у человека изменяется структура и характер речи. Эти  изменения вполне упорядочены. На каждом из уровней ИСС язык имеет свои особенности.[6]

 

 

 

 

22

 

В лабораторных исследованиях  эти состояния обычно вызывались введением инсулина, атропина, кетолара и различных нейролептиков. Были исследованы характерные особенности  речи для каждого уровня ИСС. В  результате – разработаны специальные грамматические тесты, с помощью которых можно быстро и точно определить в каком состоянии сознания находиться испытуемый. Это позволяет избрать соответсвующую модель языка, который был бы доступен человеку в определенном состоянии. Взаимопонимание выражается  в виде отчетливого выполнения команд.[6]

Информация о работе Измененные состояния сознания