Измененные состояния сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации и других состояний, сделано мало попыток, организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему.

Содержание

Введение....................................................................................................................2
I. История изучение измененных состояний сознания.........................................3
1.1 Трансперсональные феномены в истории развития общества.............3
1.2 Возникновение трансперсональной психологии...................................4
1.3 Возникновение метода холотропного дыхания.
Его характеристики и особенности...............................................................8
II. Измененные состояния сознания и их характеристика...................................11
2.1 Классификация измененных состояний сознания С. Кардаша...........11
2.2 Продуцирование измененных состояний сознания..............................12
2.3 Основные признаки измененных состояний сознания.........................15
2.4 Функции измененных состояний сознания и их значимость..............18
III. Помраченные состояния сознания в патопсихологии...................................24
3.1 Критерии помраченного состояния сознания.......................................24
3.1 Виды помраченных состояний сознания...............................................24
Заключение..............................................................................................................28
Литература...............................................................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_ISS_2008.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Результаты подобных исследований неожиданно нашли применение еще в одной области знаний. Толкование древних религиозных  текстов – довольно трудная задача. Поэтому неудивительно, что многие секты в пределах одних и тех же религиозных религиозных течений по-своему понимают единые первоисточники. И дело не в том, что языки с тех пор изменились – это препятствие вполне преодалимо.

А в том, что писали их святые и пробужденные: витая  в облаках высоких истин и свете своих озарений, им недосуг было думать о том, как трудно будет простым смертным понять их глубоко метафорические речи.[6]

Лишь теперь, применяя данные указанной науки, становиться  понятным, что авторы этих произведений писали их не только на языке своих эпох, но на языке своих ИСС, в которых они внимали глас излагаемых в писании истин. Для их понимания необходимо учитывать этот факт.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

   III. Патологические состояния сознания

3.1 Критерии помраченного состояния сознания

Нарушения сознания относятся  к наименее разработанным вопросам. Несмотря на то что во всех учебниках психиатрии описаны разнообразные формы нарушения сознания, определение этого понятия наталкивается на трудности. Происходит это потому, что понятие сознания в психиатрии не опирается на философскую и психологическую трактовку.[4]

Метафорические признаки "ясности" и "помрачения" сознания, введенные К. Ясперсом, стали определяющими  для характеристики сознания в учебниках  психиатрии до настоящего времени. Вслед за К. Ясперсом в качестве критериев помраченного сознания берутся:

  1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;
  2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего:
  3. разные степени бессвязности мышления;
  4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния  помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие  одного или нескольких признаков  не может свидетельствовать о помрачении сознания.[4]

3.2 Виды помраченных состояний сознания

Б.В. Зейгарник описывает [4] следующие виды помраченных состояний сознания:

Оглушенное  состояние сознания. Одним из наиболее распространенных синдромов нарушения сознания является синдром оглушенности, который чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах.

Оглушенное состояние  сознания характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Больные отвечают на вопросы как бы "спросонок", сложное содержание вопроса не осмысливается. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения сознания длится от минут до нескольких часов. [4]

24

Делириозное помрачение сознания. Это состояние резко отличается от оглушенного. Ориентировка в окружающем при нем тоже нарушена, однако она заключается не в ослаблении, а в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве.

На фоне делириозного состояния сознания возникают иногда преходящие, иногда более стойкие иллюзии и галлюцинации, бредовые идеи. В отличие от больных, находящихся в оглушенном состоянии сознания, больные в делирии говорливы. При нарастании делирия обманы чувств становятся сценоподобными: мимика напоминает зрителя, следящего за сценой. Выражение лица становится то тревожным, то радостным, мимика выражает то страх, то любопытство. Нередко в состоянии делирия больные становятся возбужденными. Как правило, ночью делириозное состояние усиливается. Делириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций. [4]

Онейроидное (сновидное) состояние сознания (впервые описанное Майер-Гроссом) характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные "совершают" межпланетные путешествия, "оказываются среди жителей Марса". Нередко встречается фантастика с характером громадности: больные присутствуют "при гибели города", видят, "как рушатся здания", "проваливается метро", "раскалывается земной шар", "распадается и носится кусками в космическом пространстве".

Иногда у больного приостанавливается фантазирование, но затем незаметно для него в  сознании вновь начинают возникать  такого рода фантазии, в которых всплывает, по-новому формируясь, весь прежний опыт, все, что он читал, слышал, видел.

Одновременно больной  может утверждать, что он находится  в психиатрической клинике, что  с ним разговаривает врач. Обнаруживается сосуществование реального и фантастического. К. Ясперс, описывая подобное состояние сознания, говорил о том, что отдельные события реальной ситуации заслоняются фантастическими фрагментами, что онейроидное сознание характеризуется глубоким расстройством самосознания. Больные оказываются не только дезориентированы, но у них отмечается фантастическая интерпретация окружающего.

Если при делирии  происходит воспроизведение некоторых  элементов, отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные  ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают иногда лишь содержание своих грез. [4]

25

Сумеречное  состояние сознания. Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т.е. преходящим.

Приступ сумеречного  состояния кончается критически, нередко. с последующим глубоким сном. Характерной чертой сумеречного  состояния сознания является последующая  амнезия. Воспоминания о периоде  помрачения сознания полностью отсутствуют. Во время сумеречного состояния больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий. Например, если в поле зрения такого больного попадает нож, больной начинает совершать привычное с ним действие — резать, независимо от того, находится ли перед ним хлеб, бумага или человеческая рука. Нередко при сумеречном состоянии сознания имеют место бредовые идеи, галлюцинации. Под влиянием бреда и напряженного аффекта больные могут совершать опасные поступки.

Сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций, носит название "амбулаторного автоматизма" (непроизвольное блуждание). Страдающие этим расстройством больные, выйдя из дому с определенной целью, вдруг неожиданно и непонятным для себя образом оказываются в другом конце города. Во время этого бессознательного путешествия они механически переходят улицы, едут в транспорте и производят впечатление погруженных в свои мысли людей.

Сумеречное состояние  сознания длится иногда чрезвычайно короткое время и носит название absence (отсутствие — франц.).[4]

Псевдодеменция. Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.

Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Так, взрослый больной при вопросе, сколько у него пальцев на ногах, снимает носки, чтобы сосчитать их.

 

 

26

Здесь представлены лишь некоторые формы нарушения сознания. В действительности же их проявления в клинике значительно разнообразнее.

Наряду с. различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности в клинике встречается своеобразная форма нарушения самопознавания — деперсонализация.[4]

Деперсонализация. Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение "схемы тела" — нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов. Подобные нарушения, получившие название "дисморфобии", могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

Синдром дисморфобии  подробно описан многими психиатрами, начиная с работ итальянского психиатра Морзели (Morseli, 1836-1894). Больные с подобным синдромом считают, что у них "некрасивый нос, оттопыренные уши, от них плохо пахнет". Больные стремятся принять меры по устранению "мешающего недостатка", настаивают на оперативном вмешательстве, они часами стоят перед зеркалом (симптом зеркала), постоянно себя разглядывают.

Особенно подробно описан этот синдром в работах М. В. Коркиной, которая пишет, что этот синдром можно рассматривать как триаду, состоящую из: а) идеи о физическом недостатке с активным стремлением от него избавиться: б) идеи отношений и в) пониженного настроения.

Выраженное, навязчивое или бредовое стремление больных  исправить мнимый недостаток дало основание  автору говорить о дисморфомании. Речь идет не о расхождении между содержательным отражением идеального представления о внешнем облике "Я" и настоящим, а о неприятии себя, т.е. о неосознаваемом неприятии. [4]

 

 

 

 

 

 

27

Заключение

 

В заключение, таким образом, можно сказать, что ИСС играют значительную роль в опыте и поведении  человека. Также очевидно, что эти состояния могут служить как адаптивным, так и неадаптивным выходом для выражения многочисленных страстей человека, его потребностей и желаний[8], выполняя тем самым столь важный психотерапевтический эффект.

 

Наблюдения за многими  измененными состояниями сознания, переживаемыми человеком, быстро позволяют сделать вывод, что есть некоторые обязательные условия, способствующие их возникновению. Более того, хотя внешние проявления и субъективный опыт, связанные с различными изменениями в сознании, довольно разнообразны, существуют базовые особенности, являющиеся общими для многих.[8]

 

Исследования  ИСС  не только дает богатую феноменологию  для психотерапии и клинической  психологии, но и намечает пути к  ответу на многие сложные вопросы  теоретической психологии.[6]

 

 

“Наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы, и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что должны помешать слишком поспешным заключениям о пределах реального”.[8 C. – 13]

 

Уильям Джеймс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Литература

 

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М.: АСТ, 2004

 

2. Гроф С. Холотропное сознание. – М.: АСТ: ГАНГА, 2006.

 

3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – СПб.: Наука, 1993

 

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007

 

5. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / Хрестоматия “Психология состояний”. Под ред. проф. Прохорова А.О. – М:. ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. C. 285-293

 

6. Кардаш С. Феноменология ИСС / Хрестоматия “Психология состояний”. Под ред. проф. Прохорова А.О. – М:. ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. C. 279-284

 

7. Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. – М.: АСТ, 2004.

 

8. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

 

 

Интернет:

 

9. А. Белик Исследование измененных состояний сознания в первой половине XX в.

http://www.narcom.ru/ideas/common/64.html

 

10. В. Майков Становление трансперсональной психологии

http://www.atpp.ru/library/articles/article.php?ID=1805

 

11. В. Майков Сущность холотропного подхода http://www.stangrof.ru/xbreathe.html

 

12. Принципы холотропного дыхания

http://www.atpp.ru/library/articles/article.php?ID=1797

 

 

 

 

 

29


Информация о работе Измененные состояния сознания