Изучение агрессии у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Этой теме посвящено огромное множество статей, книг и рубрик.
Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому целью моей курсовой работы являлось изучение уровня и причин возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи: проанализировать литературу по данной проблеме; подобрать методику по выявлению агрессии у детей; выявить уровень агрессивности у детей и его взаимосвязь со взаимоотношениями в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 2—3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии.
1.1.Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии………... 4—10
1.2.Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей…………… 11—15
Глава 2. Практическое изучение агрессии у дошкольного возраста
2.1.Выявление наличия и уровня агрессивности у детей…...16—18
2.2.Выявление влияния взаимоотношений в семье на уровень агрессивности у детей………. 19—21
Заключение…………………………………………………........ 22—23
Список использованной литературы………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Секацкой Ани.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)


 

УО БГПУ «  Педагогический колледж»

Специальность:

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Изучение  агрессии  у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учащаяся  группы  В-41

Секацкая  А.Л.

 

Научный руководитель:

Крутолянова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

   

Минск  2006

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………  2—3

 

Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии.

1.1.Проблема  агрессии  и агрессивности в отечественной  и зарубежной психологии…………………………………………... 4—10

1.2.Влияние  семьи   на  становление  агрессивного  поведения                   у детей……………………………………………………………  11—15

 

Глава 2. Практическое изучение агрессии у дошкольного  возраста

2.1.Выявление  наличия  и  уровня агрессивности  у  детей…...16—18

2.2.Выявление  влияния взаимоотношений в  семье на  уровень агрессивности   у детей…………………………………………. 19—21

 

Заключение…………………………………………………........ 22—23

Список  использованной  литературы………………………..24

Приложение……………………………………………………….25

 

 

 

 

Введение

В последнее время  изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Этой теме  посвящено  огромное  множество  статей, книг  и рубрик.

  Агрессия - одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов и философов.

 Агрессивное  поведение – одна из центральных проблем изучения человеческой психики, понимания человеческой природы. Конечно, биологии, этологи, юристы используют свои специфические методы и подходы в разрешении этой проблемы. На сегодняшний день, наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения достигнуты именно в психологической науке. Проблема агрессивности затрагивает и дошкольные учреждения. В  последнее  время  психологов  детских  учреждений   стало  волновать  то,  что  у  детей  наблюдается  высокий  уровень  агрессивности.  Этими  специалистами  ведется  усиленная  работа  по  выявлению  причин  подобного поведения,  факторов,  влияющих  на  его появления и   конечно коррекции.  Также ведется работа  по  выявлению влияния семьи и семейных  взаимоотношений   на  становление агрессивного  поведения и уровня  агрессии  у детей.  Конечно,  проблема  агрессии  в  нашем  обществе  в  настоящее  время  имеет  место  быть.

  Эта  тема  меня  очень  заинтересовала,  поэтому целью моей курсовой работы являлось  изучение  уровня  и причин  возникновения агрессивности у детей дошкольного  возраста.       

 Задачи:  проанализировать  литературу  по  данной  проблеме;      подобрать методику  по  выявлению агрессии  у детей;  выявить уровень агрессивности у детей и его   взаимосвязь со  взаимоотношениями в семье. 

 

Объект — агрессивность  детей  группы  №10  д/с №98.   

Предмет — изучение  влияния  семьи  на  уровень  агрессивности  у  детей. 

Гипотеза — взаимоотношения   в  семье   влияют  на  уровень      агрессивности  у  детей.

Методы — анкетирование  родителей, рисуночный  тест.

Методика — рисуночный  тест «злое  животное».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии.

1.1. Проблема  агрессии  и  агрессивности в отечественной     и  зарубежной  психологии.

Как  было  сказано  выше, проблема агрессивного поведения человека стало одним из самых популярных направлений исследовательской деятельности психологов всего мира. На эту тему написано огромное количество научных работ.

Но трудности начинаются уже с попытки дать определение агрессии. Так, в обыденном языке слово "агрессия" означает разнообразные действия, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению намерений, противодействуют интересам или же ведут к его уничтожению. Анализ литературы дает  возможность  дать  агрессивности  следующее  определение.

Агрессивность - (от лат. aggredi - нападать) - это мотивированное поведение, действие, направленное на причинение физического или психологического вреда, ущерба другому живому существу, стремящемуся избежать подобного обращения с собой. Агрессивность рассматривается как готовность субъекта к агрессивному поведению и как относительно устойчивое свойство личности.

Многие психологи делят  агрессию на враждебную, характеризующуюся целенаправленно осознанным намерением причинения страданий жертве, и инструментальную, где агрессия используется как средство достижения цели, не связанной с нанесением ущерба. Однако и это положение вызывает полемику. Так, по мнению А. Бандуры, оба типа можно считать инструментальной агрессией, поскольку, несмотря на различия в целях, они направлены на решение конкретных задач. В ответ на эту критику некоторые ученые предложили разные определения для этих двух типов агрессии. Но независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями.

Предлагают различать также внешнюю и внутреннюю агрессию, произвольную и непроизвольную, физическую и вербальную, активную и пассивную, прямую и косвенную. Например, такие действия, как нанесение ударов или избиение, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые, а распространение слухов или высказывания «за глаза» - как вербальные, активные и косвенные действия. Согласно теории о развитии различных агрессивных типов, агрессивное поведение имеет тенденцию проявляться в следующем порядке: прямая физическая, прямая вербальная, косвенная. Непрямая агрессия называется также социальным манипулированием.

Предметом серьезной  дискуссии становятся причины возникновения  агрессии и факторы, влияющие на ее проявления. Существует  3 версии  возникновения  агрессии: 1) врожденное побуждение; 2) реакция на фрустрацию; 3) результат научения.

1) Согласно теории влечении, человеческие существа конституционально запрограммированы на разрушительное поведение, в рамках этой модели К.Лоренц, один из основоположников этологии, утверждал, что агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, служит для сохранения жизни вида и аккумулируется внутри. Этологи считают, что агрессивность свойственна всем животным, включая человека, и это связано с необходимостью занять территорию и защищать ее. Существует, по-видимому, очень мало обществ, в которых ненависть и агрессивность отсутствовали полностью.

То, что люди совершают  часто опасные  агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают  подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии.

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое  положение, имеющее отношение к  агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе  преимущественно инстинктивное.   Согласно этому довольно распространенному  подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически «запрограмированны» на подобные действия.  Несмотря на то, что Лоренц считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза  всплеска  насилия у человека может быть  предотвращена посредством тысячи  других  действий.

     Таким  образом, различные теории возникновения агрессии как инстинкта сильно разняться в деталях, но все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием инстинктивных  и  врожденных фактов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Самое большое, чего можно достичь, — это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия  в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы.

    2) Теория фрустрации возникла в противовес концепциям влечений. Ее основоположник Дж. Доллард утверждал: " Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессии". Сама схема "фрустрация-агрессия" базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Поскольку своим широким распространением это представление обязано нескольким различным источникам, включая различный опыт человека, оно может быть сведено,  по крайней мере, к двум положениям, лежащим в основе теории агрессии, сформулированной Доллардом и другими. Вместе взятые, эти положения известны как теория фрустрации - агрессии.

В слегка перефразированном виде они  звучат как:

  1. фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
  2. агрессия всегда является  результатом фрустрации.

     При этом  не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование  или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

      Таким  образом, фрустрация создает мотивацию  для агрессивного проявления. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную непосредственно  на источник фрустрации, может обусловить смещение агрессивного побуждения на какую-нибудь другую мишень.

Однако  Леонард  Берковиц  утверждал, что   фрустрация  не  всегда  ведет к агрессии. Зная, что в своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи фрустрации и агрессии, он  пересмотрел ее. И выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Все результаты исследований показывают следующее: несмотря на то, что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Видимо, фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать  на фрустрацию или другие стимулы агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых  привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированны. После проведения множества работ по изучению влияния фрустрации на агрессию большинство психологов считают: связь между этими факторами гораздо менее жесткая, чем когда- то предполагали Доллард и его коллеги.

Таким  образом  именно Берковиц внес наиболее значительные  поправки  и уточнения в эту теорию. Теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют агрессивную реакцию на наличии некоего барьера, препятствующего достижению цели». Он также предоставил доказательства того, что индивидуум, которого что- то спровоцировало на агрессию, может стать более восприимчивым и чаще реагировать на посылки к агрессии. 

3)  Теория социального научения представляет агрессию как социальное поведение, приобретенное посредством научения. Эта концепция берет начало из условных рефлексов И. П. Павлова и далее ее разрабатывают Б. Скиннер, А. Бандура  и  др. Эта теория объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения, обращает внимание на нейрофизиологические факторы, непосредственный опыт и научение посредством наблюдения. В принципе, это есть теория воспитания: научение ребенка социальным навыкам через подкрепление. Как подтверждение этому выступает то, что насилие в семьях (физические наказания, брань, окрики и т.п.) часто ведет к насилию в дальнейшей  жизни,  а  наблюдение  насилия  по  телевидению— к  усилению  агрессивности, а также  повышает  порог  чувствительности  зрителей  к  насилию. Утверждается, что приобретенные  агрессивные  навыки могут  реализовываться  в  поведении, мотивируясь стимулами (фрустрация, боль, оскорбление и т.д.), которые вызывают эмоциональное возбуждение, в зависимости от ожидаемых последствий.

Согласно Бандуре, исчерпывающий  анализ агрессивного поведения требует  учета трех моментов:

  1. способов усвоения подобных действий.
  2. факторов, провоцирующих их появление
  3. условий, при которых они закрепляются

      Агрессия приобретается посредством:

  1. биологических факторов (например, гормоны, нервная система)
  2. научения (например, непосредственный опыт, наблюдения)

      Агрессия провоцируется:

  1. воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
  2. неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
  3. побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)
  4. инструкциями (например, приказы)
  5. эксцентричными убеждениями (например, пароноидальные идеи)

      Агрессия регулируется:

1.внешними поощрениями  и наказаниями (например, материальное        вознаграждение, неприятные последствия)

2.викарным подкреплением  (например,  наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других)

3.механизмами  саморегуляции  (например, гордость, вина).

В настоящее время  теория социального научения является одной из наиболее эффективных в  предсказании агрессивного поведения, а так же в его коррекции, для  чего используются разнообразные тренинги социальных навыков, программы модификации поведения.

Информация о работе Изучение агрессии у детей дошкольного возраста