Изучение агрессии у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Этой теме посвящено огромное множество статей, книг и рубрик.
Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому целью моей курсовой работы являлось изучение уровня и причин возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи: проанализировать литературу по данной проблеме; подобрать методику по выявлению агрессии у детей; выявить уровень агрессивности у детей и его взаимосвязь со взаимоотношениями в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 2—3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии.
1.1.Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии………... 4—10
1.2.Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей…………… 11—15
Глава 2. Практическое изучение агрессии у дошкольного возраста
2.1.Выявление наличия и уровня агрессивности у детей…...16—18
2.2.Выявление влияния взаимоотношений в семье на уровень агрессивности у детей………. 19—21
Заключение…………………………………………………........ 22—23
Список использованной литературы………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Секацкой Ани.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

  

 

 

2.2.Выявление  влияния  семьи  на  уровень  агрессивности  у      детей.      

Выявление  влияния  семьи  на  уровень  агрессивности  у  детей  происходило  при  помощи  тест – опросника   для  родителей. 

Цель:  изучить отношение  родителей  к  ребенку.

Диагностический  инструментарий:  листы бумаги  с  распечатанным  тест– опросником  для  родителей. Предлагаю  родителям  ответить  на  вопросы   теста,  а выбранные варианты  ответов обвести в кружочек.

Данные  по  обработке  тест-опросников  заношу  в  таблицу  1.2.

Таблица  1.2         Данные  по  обработке тест-опросников.

ФИ

ребенка

Номер  вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Басько

Настя

б

в

б

а

б

б

в

Карпович

Лера

б

в

а

а

в

в

а

Китов

Дима

а

а

а

а

б

б

а

Кужовник

Женя

а

а

б

а

б

б

а

Лосенков

Влад

а

б

б

а

б

в

б

Самко

Вадим

а

в

б

а

в

в

б

Шуба

Ира

б

в

б

а

в

б

б

Яцевич

Настя

б

в

б

а

б

в

в

Быкова

Ангелина

в

в

в

а

б

в

в

Сугако

Света

в

в

в

а

в

в

б

Буйко

Богдан

б

в

а

а

в

в

в

Казаков

Антон

б

в

а

а

в

б

а


Анализ  данных  по  обработке  тест-опросников  для  родителей.

 

Обработав  данные  по  тест-опроснику для родителей,  можно  сделать  следующие  выводы.

    У  восьми  детей из  группы в семье  предполагаются  демократические взаимоотношения  между ребенком  и родителями.  По  данным  тест-опросника,  в этих  семьях  учитываются мнения  детей,  к ним не  предъявляется строгих требований,  но  вместе  с   тем не  оставляют ребенку  возможности  манипулировать  взрослыми.

     В  четырех   семьях  предполагается  некоторое   ограничение  свободы  действий  детей  (как  показывает  тест).  Здесь  родители  требуют   немедленного  послушания  при   нарушении  дисциплины  и   постоянно  твердят как нужно себя  вести.  К таким взаимоотношениям  относятся семьи Китова  Димы,  Кужовника Жени,  Лосенкова Влада и Самко Вадима.

   Если  сравнить  данные,  полученные  из  рисуночного теста и тест-опросника для родителей,  то  можно увидеть,  что именно  у этих  детей выявился  наиболее  высокий уровень агрессивности,  по  сравнению с другими детьми.  Поэтому можно сказать,  что чрезмерная  строгость родителей к ребенку,  повышенные  требования  к его поведению  влекут  за  собой  в  последствии   появление  агрессивности  у  детей.

 

     Таким   образом,  можно  сказать,  что   взаимосвязь  взаимоотношений   в  семье  и  становлением  агрессивного  поведения  у   ребенка  определенно  существует.  Следует,  что семья влияет  на  уровень агрессивности у детей,  а значит  и  может регулировать  его.  

 

 

 

 

Пример  тест-опросника  для  родителей

Уважаемые Родители! Подчеркните, пожалуйста, наиболее приемлемый для Вас вариант ответа.

1.  Вам доставляют много огорчений шалости  и капризы Вашего ребенка.  Когда вы разговариваете с ним по поводу его поведения, то;

а) требуете немедленного послушания, ставя при этом определенные условия;

б) призываете его к  дисциплинированности;

в) критикуете его и  себя за поведение во время спора .

2.  Вы собираетесь в гости, на детский праздник. Перед тем как отправиться Вы:

а) строго указываете ребенку, как вести себя в гостях, пригрозив  наказанием за непослушание;

б) просите его вести  себя воспитанно, подчеркивая, что имеете в виду;

в)  не поучаете его  совсем, да и вообще в гостях мало обращаете внимания на поведение  ребенка.

3.  Ваш ребенок любит смотреть телевизор очень  часто,  но кроме детских передач, желает посмотреть и программу для взрослых. Вы:

а) категорически запрещаете ему это;

б)  не разрешаете, но стараетесь объяснить, что он еще слишком  мал и много не поймет в передаче;

в) позволяете посмотреть, полагая, что то, что он не сумеет понять, не сможет ему повредить.

4.  Ваш ребенок часть своего свободного времени проводит вне дома. Если кто-нибудь спросит Вас: "Знаете ли Вы, где и чем занимается Ваш ребенок?" - Вы ответите:

а) знаю точно где и  чем;

б) знаю где, но не знаю чем;

в) не знаю точно где  и чем.

5.  Иногда  Ваш  ребенок   отказывается   выполнять   Ваши  распоряжения,   ведет   себя агрессивно. В подобной ситуации Вы:

а) заставляете выполнить  все Ваши распоряжения;

б)    стараетесь    понять    причину    его    недовольства    и ,   в    конце    концов ,   приходите    ко  взаимопониманию;

в) отменяете поставленные требования.

6.  Вы хотите, чтобы Ваш ребенок помог Вам в работе по дому. В этом случае Вы:

а) даете определенное задание, которое ему с Вашей  точки зрения по силам;

б) стараетесь просто включить его в общую работу;

в) предоставляете ему  возможность самому определить, как и в какой форме вам помочь.

7.  Пройдет несколько лет и Ваш ребенок станет взрослым, но сегодня, воспитывая его, вы мечтаете, что он будет человеком, который:

а) сделает хорошую  карьеру, завоюет авторитет у  окружающих:

б) сумеет справиться с любой жизненной ситуацией;

в)   легко   сумеет   избегать   конфликтов,   всегда   сохраняя   доброе   расположение   духа   к собственному удовольствию.

 

  Заключение

 

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему  все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя  следующие частные положения:

1)агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве

2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам

3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного собой обращения.

Существует несколько  разнонаправленных теоретических  перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков  агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное  поведение как врожденное. Теоретики  – эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый позыв или побуждение причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации – агрессии. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрации, вызывается побуждение к агрессии.

И последнее теоретическое  направление, которого мы коснулись  в данной работе, рассматривает агрессию, как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

 

  

 

  Далее  в   моей  курсовой   работе  рассматривалось   влияния  семьи  и  семейных  взаимоотношений   на  становление агрессивного  поведения у детей.  Анализ  литературы  по  данной  проблеме  показал:  психологи считают,  что слишком  суровое  отношение  к  ребенку,  в  равной  степени,  как  и  «попустительское»,  влечет  за  собой  в  дальнейшем  появление   у  него  агрессивного  поведения.

    В  практической   части   моей  курсовой  происходило  выявление  агрессии  у  детей  и  влияние  семьи  на  ее  уровень.  Эта  часть  работы  мне  удалась,  и  я  выявила   наличие  агрессии  у  некоторых  детей  путем  рисуночного  теста  «злое  животное».  Затем,  проведя  тест-опрос  для  родителей,  я,  в  некой  степени,  выявила  отношение  родителей  к  ребенку.  Проанализировав  тест  и  сравнив  его  с  результатами  рисуночного  теста,  я выявила взаимосвязь отношений в семье со  становлением  агрессивности   у детей.   

Таким  образом,  задачи,  поставленные  в  начале  моего  изучения,  были  выполнены,  а  анализ  результатов  говорит  том,  что  гипотеза  моей  курсовой  работы  подтвердилась.  Это дает  возможность сделать вывод,  что семья влияет  на  становление агрессивного  поведения у детей,  а взаимоотношения  в  семье  регулируют  уровень  агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение».- М.: Просвещение, 1990.- 288с.

2.Еремеенкова Т.Н. «Влияние конструктивно-деструктивных взаимоотношений в семье на умственное развитие детей» //Адукацыя i выхаванне. -1997, №10.-С.55-60.

3. Лоренц К. «Агрессия». – М., 1994.

4.Немов Р.С. «Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб, заведений: в 3 кн.: Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика».- М.: Просвещение: Владос, 1995.- С.49-51, С.247-269.

5.Сенько Т.В. «Агрессивность как актуальная проблема современной психологии (По материалам зарубежных публикаций)» // Адукацыя i выхаванне. -1996, N210.-C.34-43.

6.Сенько Т.В. «Новые исследования агрессивности у детей (По материалам зарубежных публикаций)» //Адукацыя i выхаванне. -1996, N211.- С.30-37.

7.Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.» -Мн.: Ильин В.П., 1996.- 192с.

9. А.А.Реан  «Психология  детства» -М.:Олма-Пресс – 2000.

10. И.В.Лебедева «Психологический  анализ  проявления  агрессии  и    тревоги  у  дошкольников» //Адукацыя i выхаванне.- 2004, №11.


Информация о работе Изучение агрессии у детей дошкольного возраста