Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:55, курсовая работа
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Этой теме посвящено огромное множество статей, книг и рубрик.
Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому целью моей курсовой работы являлось изучение уровня и причин возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи: проанализировать литературу по данной проблеме; подобрать методику по выявлению агрессии у детей; выявить уровень агрессивности у детей и его взаимосвязь со взаимоотношениями в семье.
Введение…………………………………………………………… 2—3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии.
1.1.Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии………... 4—10
1.2.Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей…………… 11—15
Глава 2. Практическое изучение агрессии у дошкольного возраста
2.1.Выявление наличия и уровня агрессивности у детей…...16—18
2.2.Выявление влияния взаимоотношений в семье на уровень агрессивности у детей………. 19—21
Заключение…………………………………………………........ 22—23
Список использованной литературы………………………..24
Таковы концепции
Проведенные исследования позволили выяснить, что на степень агрессивности влияют этнические особенности и социальный статус (отвергаемые характеризуются большей степенью агрессивности).
В свете последних данных агрессия проявляется в поведении в зависимости от пола. Уже в двухлетнем возрасте мальчики чаще девочек совершают действия, направленные на причинение ущерба, они чаще ссорятся со сверстниками и даже в их фантазиях превалируют агрессивные темы. С другой стороны, девочки больше склонны к вербальной агрессии. Эти данные свидетельствуют, что представители обоих полов имеют приблизительно одинаковый уровень агрессивности, но проявляется она в различных качествах, соответствующих ожиданиям взрослых относительно манер поведения, свойственных мальчикам и девочкам.
Таким образом, агрессия есть преднамеренное поведение, направленное на нанесение физического или психического ущерба живому существу, обладающему мотивацией избегания подобного обращения. Агрессивность - это устойчивое свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций. Агрессия проявляется в двух формах: враждебная и инструментальная. Выделяется несколько типов агрессивных действий: прямая и косвенная, физическая и вербальная, активная и пассивная агрессия. Основными концепциями возникновения агрессии являются теория влечений, теория фрустрации и теория социального научения. Становление агрессивности происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. Причем, огромную роль в этом процессе играет семья.
1.2. Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей.
Влияние семьи на становление
агрессивного поведения уже является
общепризнанным. Семья может одновременно
демонстрировать агрессивное
Влияние семьи проявляется также в тех культурах и семьях, где отец играет минимальную роль. Выяснено, что в Республике Беларусь каждый третий подросток-правонарушитель воспитывался в неполной семье. Установлено, что взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно отца) и агрессией сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и местожительства. Дети, выросшие без отцов, не обязательно становятся преступниками (при наличии расширенной семьи большинство детей, оставшихся без отцов, не совершают правонарушений), но риск в подобных ситуациях возрастает.
В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Иными словами, человек, в детстве оцениваемый как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследования.
В процессе возрастного развития
в результате взаимодействия с окружающим
миром происходит трансформация и
социализация агрессивных и тревожных
переживаний.
При
изучении агрессивности в дошкольном воз
Причинами проявления агрессии могут быть: нарушения в
эмоциональной, волевой, мотивационной
сферах, особенности стиля воспитания,
нарушение эмоциональных связей в
системе детско-родительских отношений.
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений . Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми , уровень семейной гармонии или дисгармонии , характер отношений с родными братьями и сестрами—вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности— один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков характер отношений между ними.
Взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно в последнее время отца) и насилием сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и места жительства.
Отношения «родители — ребенок».
Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители — ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат ) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют , что их считают никуда не годными , или не ощущают родительской поддержки , они будут ополчаться на других детей , сверстники будут отзываться о них как об агрессивных .
Изучение
зависимости между практикой
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальное поощрения и наказания. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают, или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам назначать себе поощрения и наказания.
В этих случаях агрессия направлена на получение определенного вознаграждения, является инструментом. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Значит, дети, подвергавшиеся оскорбительным наказаниям, будут злоупотреблять наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.
Когда родители слишком сурово или снисходительно относятся к агрессивности своих детей, эти дети в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными.
Таким образом, обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребенка. Хотя существуют свидетельства о связи между различными характеристиками семьи и возможностью развития агрессивного поведения, ее причинно-следственная направленность неясна.
Так родители , в ответ на агрессивное , вспыльчивое поведение ребенка , могут применять суровые наказания или мать может начать холодно относиться к нему . С другой стороны , ребенок может быть агрессивным и вспыльчивым , потому что мать его игнорирует , а применения родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно , чтобы суметь отстоять свои интересы .
Глава 2. Практическое изучение
агрессии у детей
дошкольного возраста.
2.1 Выявление наличия и уровня агрессивности у детей.
Выявление наличия агрессивности у детей проходило при использовании рисуночной методики «злое животное».
Цель методики: выявить наличие и уровень агрессии через детские рисунки.
Диагностический инструментарий: раздаю детям листы бумаги и карандаши. Предлагаю нарисовать злое животное так, как они его себе представляют. Разрешается рисовать любое животное и использовать любой цвет.
После того, как дети нарисовали, рисунок обрабатывается по следующим параметрам:
Анализ данных по обработке рисунков детей.
В ходе рассматривания рисунков детей, наличие агрессии выявилось у Китова Димы, Кужовника Жени, Лосенкова Влада, Самко Вадима и Сугако Светы. В рисунках этих детей оказалось, более, чем у других, темных и красных тонов, деталей, указывающих на агрессию. У семерых детей из группы наличие агрессивности выявилось на очень незначительном уровне, о чем говорило использование спокойных и светлых тонов в рисунке и изображение неагрессивных животных. Более высокий уровень агрессивности выявился у выше перечисленных детей. Из этих пяти детей наиболее высокий уровень агрессивности оказался у Лосенкова Влада, так как у него в рисунке было больше признаков агрессивности, чем у других.
Таким образом в старшей группе №10 детского сада № 98 из 12 детей у пятерых было выявлено наличие агрессивности. У остальных детей ярко выраженных признаков агрессивности выявлено не было. Это значит, что агрессивность не является нормой для данного возраста.
Данные по обработке рисунков детей занесены в таблицу 1.1.
Таблица 1.1.
ФИ ребенка |
Использование цвета |
Нажим на карандаш |
Злые, Агрессив- ные персо- нажи |
Детали | |||
Темные тона |
Напря- женность Цвета, много Красного |
Силь- ный нажим |
Сверхсиль- ный |
Кроко- дилы, драконы |
Оружие (иглы, Шипы) |
Рога, Зубы, когти | |
Басько Настя |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Карпович Лера |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Китов Дима |
+ |
+ |
+ |
__ |
__ |
__ |
+ |
Кужовник Женя |
__ |
__ |
+ |
__ |
+ |
__ |
+ |
Лосенков Влад |
+ |
+ |
__ |
+ |
__ |
+ |
+ |
Самко Вадим |
__ |
__ |
+ |
__ |
+ |
__ |
+ |
Шуба Ира |
__ |
__ |
+ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Яцевич Настя |
+ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Быкова Ангелина |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Сугако Света |
+ |
+ |
+ |
__ |
__ |
+ |
+ |
Буйко Богдан |
+ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Казаков Антон |
+ |
__ |
+ |
__ |
__ |
__ |
__ |
Информация о работе Изучение агрессии у детей дошкольного возраста