Изучение агрессии у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Этой теме посвящено огромное множество статей, книг и рубрик.
Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому целью моей курсовой работы являлось изучение уровня и причин возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи: проанализировать литературу по данной проблеме; подобрать методику по выявлению агрессии у детей; выявить уровень агрессивности у детей и его взаимосвязь со взаимоотношениями в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 2—3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии.
1.1.Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии………... 4—10
1.2.Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей…………… 11—15
Глава 2. Практическое изучение агрессии у дошкольного возраста
2.1.Выявление наличия и уровня агрессивности у детей…...16—18
2.2.Выявление влияния взаимоотношений в семье на уровень агрессивности у детей………. 19—21
Заключение…………………………………………………........ 22—23
Список использованной литературы………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Секацкой Ани.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Таковы концепции возникновения  и проявления агрессии. В качестве условий становления агрессивности характерно выделять внутренние и внешние факторы. К внутренним относят нейрофизиологические, генетические и биохимические особенности организма, а также дефекты личностного развития. В данном ракурсе рассматриваются поведенческие реакции детей с проявлениями нервно-психической слабости, возбудимости и неустойчивости.

Проведенные исследования позволили выяснить, что на степень агрессивности влияют этнические особенности и социальный статус (отвергаемые характеризуются большей степенью агрессивности).

В свете последних  данных агрессия проявляется в поведении  в зависимости от пола. Уже в двухлетнем возрасте мальчики чаще девочек совершают действия, направленные на причинение ущерба, они чаще ссорятся со сверстниками и даже в их фантазиях превалируют агрессивные темы. С другой стороны, девочки больше склонны к вербальной агрессии. Эти данные свидетельствуют, что представители обоих полов имеют приблизительно одинаковый уровень агрессивности, но проявляется она в различных качествах, соответствующих ожиданиям взрослых относительно манер поведения, свойственных мальчикам и девочкам.

 

Таким образом, агрессия есть преднамеренное поведение, направленное на нанесение физического или психического ущерба живому существу, обладающему мотивацией избегания подобного обращения. Агрессивность - это устойчивое свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций. Агрессия проявляется в двух формах: враждебная и инструментальная. Выделяется несколько типов агрессивных действий: прямая и косвенная, физическая и вербальная, активная и пассивная агрессия. Основными концепциями возникновения агрессии являются теория влечений, теория  фрустрации и теория социального научения. Становление агрессивности происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. Причем, огромную роль в этом процессе играет семья.

 

 

 

1.2. Влияние   семьи  на  становление  агрессивного  поведения  у     детей.

Влияние семьи на становление  агрессивного поведения уже является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение  и обеспечивать подкрепление (например, наказания как уроки агрессии в качестве метода решения проблем). Установлено влияние на агрессивность уровня семейной гармонии или дисгармонии, степень сплоченности семьи, стиля семейного руководства, характера отношений между родителями и детьми, взаимоотношений с братьями и сестрами, реакции родителей на неправильное поведение ребенка, методов наказания. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

Влияние семьи проявляется  также в тех культурах и  семьях, где отец играет минимальную роль. Выяснено, что в Республике Беларусь каждый третий подросток-правонарушитель воспитывался в неполной семье. Установлено, что взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно отца) и агрессией сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и местожительства. Дети, выросшие без отцов, не обязательно становятся преступниками (при наличии расширенной семьи большинство детей, оставшихся без отцов, не совершают правонарушений), но риск в подобных ситуациях возрастает.

В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени  считается, что поведение в детстве  позволяет довольно надежно предсказывать  поведение в зрелые годы. Иными  словами, человек, в детстве оцениваемый как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследования.

В процессе  возрастного развития  в результате  взаимодействия с окружающим миром происходит трансформация  и  социализация агрессивных и тревожных переживаний.                                                                                                          

      При   изучении  агрессивности в дошкольном возрасте было установлено, что проявление агрессивных тенденций более характерно для мальчиков. Связано это с тем, что девочки чаще всего боятся проявить агрессию из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков относятся более благосклонно. Агрессия входит в мужской стереотип, и агрессивное поведение у мальчиков часто ожидается и поощряется. Почти всем  детям присуща определенная  агрессивность. Она подвергает  тяжелому  испытанию наше  терпение  и создает напряженность  в  отношениях  с  ребенком. Так или иначе, крайне  редко удается освободить  ребенка  от  его  агрессивности.  Но она имеет как   положительные, так и отрицательные   стороны. Например, в дальнейшем  агрессивность может проявиться  в предприимчивости   и  активности  или, напротив,  в непослушании  и сопротивлении.  Поэтому очень важно поощрять  развитие  положительных сторон  агрессивности и препятствовать  ее  отрицательным чертам .    

         Причинами  проявления   агрессии   могут быть:  нарушения  в  эмоциональной, волевой, мотивационной  сферах, особенности  стиля  воспитания, нарушение эмоциональных связей  в системе детско-родительских  отношений.                                                                                                                                                      

         Именно  в  лоне  семьи   ребенок  проходит  первичную   социализацию. На  примере взаимоотношений между членами семьи он  учится  взаимодействовать  с  другими  людьми, обучается поведению и формам  отношений . Реакция родителей на  неправильное  поведение ребенка, характер  отношений между родителями  и детьми ,  уровень семейной  гармонии  или дисгармонии , характер  отношений с родными   братьями  и  сестрами—вот  факторы, которые могут предопределять   агрессивное поведение ребенка   в семье и вне ее, а также влиять  на  его отношения с  окружающими  в  зрелые  годы.

       Прежде  чем  обратиться  непосредственно  к семейным   взаимоотношениям, следует  отметить, что  такая  характеристика  семьи,  как  «полная  или  неполная», представляется  связанной  с  агрессивностью  детей. Эта характеристика  квалифицирует как раз те  самые составляющие   семейной обстановки, которые связываются  со  становлением  агрессивности— один  или  оба  родителя  живут  с  ребенком  под  одной  крышей  и  каков  характер  отношений  между  ними.

Взаимосвязь между отсутствием  одного из родителей (обычно в последнее  время отца)  и насилием сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и места жительства.

 

 Отношения  «родители — ребенок».

Несколько  исследований  продемонстрировали  зависимость  между  негативными  взаимоотношениями  в  паре  «родители — ребенок»  и  агрессивными  реакциями  со  стороны  ребенка.  Если   у  детей  (независимо  от  того,  к какой   возрастной группе  они принадлежат )  плохие  отношения с одним или обоими  родителями,  если   дети  чувствуют ,  что их   считают никуда  не  годными ,  или не  ощущают  родительской  поддержки , они  будут  ополчаться   на  других  детей ,  сверстники  будут  отзываться  о них как об  агрессивных . 

     Изучение  зависимости  между  практикой   семейного  руководства  и   агрессивным  поведением у  детей сосредоточилось  на  характере  и  строгости   наказаний, а также на  контроле  родителей   за  поведением  детей. В общем и целом выявлено, что жестокие  наказания связаны с относительно  высоким уровнем  агрессивности  у  детей, как  и    недостаточный  контроль и  присмотр  за  детьми .  Взаимодействия  наказаний  представляется  довольно  длительным . Последующие  эксперименты  с  теми   же   самыми  детьми  выявили, что суровость наказаний ,  применявшихся к детям , когда им  было  5-6  лет связана   с агрессивностью  их  поведения в 18-летнем  возрасте .

    Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальное поощрения и наказания. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают, или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам назначать себе поощрения и наказания.

В этих случаях агрессия направлена на получение определенного  вознаграждения, является инструментом. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Значит, дети, подвергавшиеся оскорбительным наказаниям,  будут злоупотреблять наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике.   Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.

Когда  родители  слишком  сурово  или  снисходительно  относятся к агрессивности своих детей, эти дети  в позднем подростковом  возрасте  склонны  быть  более  агрессивными.

         Таким образом, обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и   агрессивным  поведением  позволяет прийти  к заключению, что и вседозволенность  (отсутствие  контроля  за  поведением  ребенка),   и  слишком  суровые наказания способствуют  повышению уровня  агрессивности  у  ребенка. Хотя существуют свидетельства о связи между различными  характеристиками  семьи и возможностью  развития  агрессивного  поведения,  ее  причинно-следственная    направленность  неясна.

Так  родители , в  ответ  на  агрессивное  ,  вспыльчивое  поведение  ребенка , могут  применять  суровые  наказания  или  мать  может  начать  холодно  относиться  к  нему .  С  другой  стороны ,  ребенок  может  быть  агрессивным  и  вспыльчивым ,  потому что  мать  его  игнорирует  ,  а  применения  родителями  физических  наказаний  научило  его  вести  себя  агрессивно ,  чтобы  суметь  отстоять  свои  интересы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2. Практическое  изучение  агрессии  у  детей                                 дошкольного возраста.                                                                                                                                                                    

2.1 Выявление   наличия  и уровня  агрессивности  у  детей.

    Выявление  наличия агрессивности у детей  проходило при использовании  рисуночной методики  «злое  животное».

 Цель  методики:  выявить  наличие  и  уровень  агрессии  через  детские  рисунки.

 Диагностический  инструментарий: раздаю  детям  листы  бумаги  и    карандаши.  Предлагаю  нарисовать  злое  животное  так,  как  они  его  себе  представляют. Разрешается рисовать  любое животное  и использовать  любой цвет.

    После того, как дети нарисовали, рисунок  обрабатывается по следующим параметрам:

  1. использование цвета — темные  тона говорят о депрессии у ребенка; повышенная напряженность цвета (много красного) — эмоциональная напряженность, агрессия;
  2. нажим на карандаш:
    • сильный нажим — эмоциональная напряженность;
    • сверхсильный нажим — конфликтность, агрессивность.
  3. Злые, агрессивные персонажи (крокодилы, драконы) — негативизм, агрессивность.
  4. Детали (оружие, шипы, иглы) — защитная агрессия;
  • Рога, зубы, когти — агрессивность.

 

Анализ данных по обработке  рисунков детей.

    В  ходе рассматривания  рисунков  детей, наличие  агрессии  выявилось  у  Китова  Димы, Кужовника Жени,  Лосенкова Влада, Самко  Вадима  и  Сугако  Светы. В рисунках  этих  детей  оказалось,  более, чем  у  других,  темных  и  красных  тонов,  деталей, указывающих  на  агрессию. У семерых детей из  группы  наличие агрессивности  выявилось на  очень незначительном  уровне,  о чем говорило  использование спокойных и светлых тонов в рисунке и изображение неагрессивных животных. Более высокий уровень  агрессивности  выявился  у  выше  перечисленных  детей.  Из  этих  пяти  детей  наиболее  высокий  уровень  агрессивности  оказался  у  Лосенкова  Влада, так как у него  в рисунке было  больше  признаков агрессивности,  чем у других.

      Таким  образом  в  старшей   группе  №10  детского  сада  № 98  из  12  детей  у   пятерых   было  выявлено  наличие  агрессивности. У остальных детей   ярко  выраженных  признаков агрессивности  выявлено  не  было. Это  значит,  что  агрессивность  не  является  нормой  для  данного  возраста.

     Данные  по  обработке  рисунков  детей   занесены   в  таблицу  1.1.

 

 

Таблица  1.1.                                                Данные по обработке рисунков детей.

ФИ

ребенка          

Использование

цвета

Нажим  на

 карандаш

Злые,

Агрессив-

ные

персо-

нажи

     

         Детали

Темные 

тона

Напря-

женность

Цвета, много

Красного

Силь-

ный

нажим

Сверхсиль-

ный

Кроко-

дилы,

драконы

Оружие

(иглы,

Шипы)

Рога,

Зубы,

когти

Басько

Настя

__

__

__

__

__

__

__

Карпович

Лера

__

__

__

__

__

__

__

Китов

Дима

+

+

+

__

__

__

+

Кужовник

Женя

__

__

+

__

+

__

+

Лосенков

Влад

+

+

__

+

__

+

+

Самко

Вадим

__

__

+

__

+

__

+

Шуба

Ира

__

__

+

__

__

__

__

Яцевич

Настя

+

__

__

__

__

__

__

Быкова

Ангелина

__

__

__

__

__

__

__

Сугако

Света

+

+

+

__

__

+

+

Буйко

Богдан

+

__

__

__

__

__

__

Казаков

Антон

+

__

+

__

__

__

__

Информация о работе Изучение агрессии у детей дошкольного возраста