Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;

Вложенные файлы: 1 файл

Последний вариант диплома.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

 

           ВВЕДЕНИЕ

 

Практическое решение  задач, связанных с оптимизацией процесса адаптации предполагает разработку методов диагностики адаптационных  способностей личности, уровня адаптированности, определение направлений оптимизации  процесса адаптации. Предпосылки для успешного решения подобного рода задач содержатся в работах отечественных психологов, исследовавших особенности адаптации учащихся и студентов: И.А.Аллавердиева, 1982; Д.А.Андреева, 1973; Н.А.Богачкина, 2000; В.Н.Рудный, 1975; Л.К.Гришанов, В.Д.Цуркан, 1990; М.Д.Дворяшина, 1973; М.В.Деляу, 1990; Л.Г.Егорова, 1978; В.К.Елманова, 1973; З.Ф.Есарева, 1973; С.А.Захарова, 2000; Л.В.Меньшикова, 1973; К.О.Сантросян, 1973, 1983; А.В.Сиомичев, 1985 и др. В указанных работах освящаются многие аспекты адаптации учащихся различных образовательных систем, раскрываются отдельные факторы и критерии адаптации. Вместе с тем эти работы не могут исчерпывающе удовлетворить запросы педагогической практики в системах профтехобразования страны. Во-первых, потому, что большинство исследований проводилось в иных, чем сегодня, социальных условиях деятельности учебных коллективов. Во- вторых, в указанных исследованиях далеко не полностью изучены практически значимые аспекты проблемы адаптации. В-третьих, в системе образования появилось значительное количество новых видов образовательных систем. Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме адаптации позволил нам сделать выводы о том, что, несмотря на многочисленные исследования разных аспектов адаптации, ряд вопросов остается открытым. Одним из вопросов, не имеющих однозначного ответа, является вопрос о влиянии индивидуально- типологических особенностей на успешность процесса адаптации.

  В психологической литературе совершенно отсутствуют исследования, посвященные изучению особенностей адаптации учащихся, обучающихся в профессионально-технических образовательных учреждениях. Актуальность проблематики, неполнота и противоречивость имеющихся данных обусловили необходимость проведения настоящего исследования и определили выбор темы и цели дипломной работы.

Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации

Задачи исследования:

1. Провести теоретический  анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;

2. Рассмотреть специфику  социально – психологической  адаптации учащихся профтехучилищ  и влияние индивидуально –  типологических особенностей на  социально – психологическую адаптацию;

3. Изучить взаимосвязь  индивидуально – типологических  особенностей учащихся профтехучилищ  и социально – психологической  адаптации;

      1. Провести анализ результатов исследования по определению взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;
      2. Разработать рекомендации по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ

Объект исследования – индивидуально – типологические особенности учащихся профтехучилищ

Предмет исследования – характер взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации.

 Гипотеза исследования в том, что успешность социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ обусловлена индивидуально – типологическими особенностями учащихся, такими как: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.

Практическая  значимость исследования характера взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и педагогами для разработки рекомендаций по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ  ИНДИВИДУАЛЬНО– ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ И СОЦИАЛЬНО  – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 

 

 1.1 Понятие социально–психологической адаптации в психологической литературе

 

Психологическая адаптация  к жизни формируется постепенно со дня рождения человека и является основой его личностного самоопределения. Само понятие социально-психологической  адаптации следует рассматривать в контексте основных понятийных категорий современной психологии: «адаптация», социализация», «индивидуализация».

Проблема адаптации  – одна из ключевых в современных  исследованиях психологии. В условиях современного социально-экономического развития нашего общества проблема адаптации приобретает особую актуальность.

А.В. Петровский определяет адаптацию как одну из стадий развития личности в процессе социализации [32; 123]. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, не может быть обучен этому впоследствии. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства не обратимы.

От успешности адаптации  зависит содержание и успешность прохождения последующего этапа социализации - индивидуализации.

Стремление личности к определению индивидуальных способов взаимодействия с окружающей действительностью  зарождается и развивается в  том пространстве общественных отношений, где взаимодействуют, а нередко вступают в противоречие друг с другом два необходимых для становления личности процесса: процесс социализации и процесс индивидуализации. Эти процессы создают в своем единстве внешние и внутренние условия для развития индивидуальности личности, отвечают за формирование соответственно социальной и личностной адаптации человека.

Именно специфическое  взаимодействие двух равноценных процессов  – социализации и индивидуализации – на всех этапах онтогенеза, особенно на этапах детства, отрочества и юности, порождает определенный уровень психологической адаптации, что составляет основу для последующего самоопределения личности, влияет на уровень реализации ее творческого потенциала. Уже на уровне определений подчеркивается важность личности, ее ведущих структурных образований (потребностей, мотивов, отношений к социальным ролям и статусу, Я-концепции) для развития и конечной успешности адаптации в ее социально-психологическом аспекте [29; 104].

Внешняя среда всегда имеет субъективную ценность для человека. Не случайно К.Юнг подчеркивал, что можно почти с уверенностью сказать, что события являются для нас не такими, какими мы их видим.

Процесс индивидуализации предусматривает «приспособление» человека к существованию в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и с собственными потребностями, мотивами, интересами, отношениями, субъективным видением, пониманием и принятием этого общества. «Индивидуальное отношение, - подчеркивает Э.В. Ильенков – это заранее не заштампованное отношение к действительно серьезным социально и личностно значимым вещам, явлениям, событиям» [19; 228]

Д.И. Фельдштейн отмечает: «Если социализация предусматривает  присвоение ребенком социального, вхождение  в социальный мир в качестве его  непосредственной части, то индивидуализация предполагает вычленение своего Я из социального при новом состоянии формирующихся мотивов, широком выборе отношениях, поведении и поэтому возможности реального проявления своей самости, оптимально реализуемой в социально значимой деятельности» [39;  249]

В постепенном, но непрерывном  процессе индивидуализации вырабатывается личное отношение человека к знаемым  общим правилам, нормам и способам общения, поведения, деятельности, усвоенным  в процессе социализации личности. Индивидуализация развивается, прежде всего, в переживании этих знаемых, понимаемых законов и правил, в личностном к ним отношении. Результатом индивидуализации является адаптация. Она проявляется в том, что человек начинает взаимодействовать с окружающей его реальностью в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего, с пониманием самого себя в этом происходящем.

Проблема адаптации  выступает на первый план в условиях существенного, кардинального изменения  деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении. При этом ведущую роль в развитии и результативности адаптационных процессов играют именно структуры личности как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия. В соответствии с развиваемыми Б.С. Братусем [7; 234] теоретическими взглядами, личность представляет собой своеобразное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе человека. Исходя из этого, личность также может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптационные процессы на всем жизненном пути человека. Соответственно, можно заключить, что одной из конструктивных посылок при рассмотрении личности является выделение в ней способности к раскрытию внутреннего потенциала на основе индивидуального своеобразия и особенностей социальной среды. Проходя определенные ступени своего развития, личность переживает ряд важных жизненных событий, служащих толчком для процессов адаптации и самоактуализации. Рассматривая совокупность таких существенных, значимых событий с точки зрения субъекта жизни, сформировавшиеся у него личностные подходы к организации жизненных событий приводят к разрешению противоречий в жизненных ситуациях. Важную роль при возникновении трудных жизненных ситуаций, вызывающих необходимость адаптивных перестроек, играет уровень активности личности, степень ее мобилизации. Как показали исследования Л.В. Куликова [24; 126] и А.Н. Жмырикова [17; 25], наиболее адекватной теоретической моделью является выделение оптимального уровня активности личности. Эмпирические данные свидетельствуют, что при недостаточной мобилизации и избыточной мобилизации личности возникают с большой степенью вероятности такие психические состояния, которые нарушают адаптивное равновесие. Так, при недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации весьма вероятно возникновение апатии и снижение расходования энергии. С другой стороны, в ситуации избыточной мобилизации возникает состояние высокого напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии. Иными словами, под адаптацией понимается процесс превращения объективных общественных форм и условий жизни, и деятельности личности в продуктивные, индивидуальные, качественно своеобразные способы ее организации. Поэтому адаптацию человека можно рассматривать как целостную психологическую адаптацию в единстве двух ее составляющих, или аспектов, - социальной адаптации и личностной адаптации.

Личностный аспект психологической  адаптации – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными мотивами, потребностями, интересами. Однако человек не может проявить себя как личность раньше, чем он освоит действующие в данном обществе нормы и овладеет определенными приемами и средствами деятельности.

 Социальный аспект  психологической адаптации предполагает  усвоение действующих в социальной  общности норм и овладение  соответствующими формами и средствами  деятельности. Формируясь в процессе  взаимодействия с социальной средой, социальный аспект психологической адаптации предстает как результат этого процесса, как достигнутый уровень социального приспособления.

Ф.Б. Березин социально-психологический  уровень определяет как относительно самостоятельный, независимый от двух других. По его мнению, успешная адаптация этого уровня обеспечивает адекватное микросоциальное взаимодействие и достижение значимых целей. Вместе с тем особо значимым является положение автора о том, что эффективность социально-психологической адаптации определяется успешностью индивидуальной адаптации на психофизиологическом и психологическом уровнях.

В литературе социально-психологическая  адаптация определяется как процесс  активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств [9;  6].

 Социально-психологическая  адаптация представляет собой  элемент деятельности, функцией  которого является освоение относительно  стабильных условий среды, решение  повторяющихся, типичных проблем  путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социально-психологической адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (напр., способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).

Социально-психологическая адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показатели успешной социально-психологической адаптации – высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами. Показателями низкой социально-психологической адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду, аномия и отклоняющееся поведение. Успешность адаптации зависит от характеристик среды и индивида. Чем сложнее новая среда (например, больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социально-психологическая адаптация. Примером сложной для социально-психологической адаптации ситуации может служить социальная среда города в условиях быстрой урбанизации. Наиболее значимые для социально-психологической адаптации социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст.

Информация о работе Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации