Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;
Учащиеся, поступающие в профтехучилище, переживают тревогу по поводу перемены места учебы, места жительства, переменой окружения. Поэтому высокая тревожность связана прежде всего со страхом остаться незамеченным, без контактов и общения, или просто стать объектом насмешек, что очень распространено в подростковой среде. Это обстоятельство становится мотивирующим началом для активных действий по самоутверждению в группе, желанию быть лидером, замеченным окружающими – стремлению к доминированию.
Для низкого уровня адаптации в группе испытуемых характерны высокие показатели ригидности (-0,82; р ≤0,01) и лабильности (-0,92; р≤0,05), которые указывают на то, что желание доминировать сопровождается повышенным стремлением к отстаиванию своих взглядов, критичностью в отношении иных мнений, изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью; высокие показатели экстраверсии (-0,53; p≤0,05) и спонтанности (-0,63; p≤0,05), означают, что слишком завышенное стремление к расширению контактов приводит к неразборчивости выбора объектов общения, спонтанности принятия решений, а реализуясь в виде повышенной импульсивности, спонтанность может привести к антисоциальным действиям.
Низкий уровень адаптации связан с высокой агрессивностью (-0,89; р≤0,01). Избыточно выраженная, она приводит к неадекватной оценке окружающих или неприятию других.
Для высокого уровня адаптации характерно присутствие определенного уровня тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Так называемая ситуативная тревожность развивается в течение жизни как реакция на обстановку и события, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Говоря о высоком
уровне адаптации, следует указать,
что все индивидуально –
Корреляционный анализ по методу математической статистики r – Спирмена показал, что значения индивидуально-типологических особенностей статистически значимо взаимосвязаны с показателями социально-психологической адаптации обратной или отрицательной корреляцией, что может означать успешность адаптации при понижении значений индивидуально-типологических особенностей испытуемых.
Таким образом, учащиеся профтехучилищ, поступая в учебное заведение, испытывают высокую тревожность, связанную с переменой привычной обстановки, что приводит их к стремлению доминировать, чтобы адаптироваться в новых условиях. Этот процесс сопровождается спонтанным общением, неадекватным отношением к себе и окружающим, что приводит к низкому уровню адаптации учащихся для условий социума.
Выводы по главе 2:
Анализ полученных результатов по индивидуально – типологическому опроснику Л.Н.Собчик и методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал, что высокий уровень тревожности, обусловленный необоснованными страхами, приводит к высокому желанию доминировать над окружающими, самоутверждаться. Этот процесс сопровождается неразборчивостью и поверхностностью общения и приводит к дезадаптивным показателям внешнего и внутреннего контроля. Мотивационная неустойчивость, изменчивость настроений - высокие показатели ригидности и лабильности сопровождаются агрессивностью и свидетельствуют о высоких показателях дезадаптации, Постоянный эмоциональный дискомфорт в условиях профтехучилища способствует выбору неприемлемых способов адаптации для будущей трудовой и профессиональной деятельности. Полученные результаты подтверждаются с помощью критерия r – Спирмена. Высокие показатели по шкале «спонтанность» в сочетании с высокими показателями по шкалам «тревожность», «агрессивность», «ригидность», «лабильность», «сензитивность» обратно коррелируют с низкими показателями социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ. Низкие показатели по шкале «спонтанность» в сочетании с низкими показателями по шкалам «тревожность», «агрессивность», «ригидность», «лабильность», «сензитивность» обратно коррелируют с высокими показателями социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача учебно-воспитательного процесса в профтехучилище состоит в том, чтобы воспитать конкурентноспособных, адаптированных к современному рынку труда личностей. Ныне действующая система профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.
Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре.
Процесс социально-психологической адаптации, определяющийся как процесс вхождения личности в социум, во многом определяется ее индивидуально-типологическими особенностями.
Исследования, проведенные в данной работе показали, что учащихся отличает высокая тревожность, вызванная неудовлетворенностью учебной деятельностью, неуверенностью в своих способностях и успехах, сомнения в правильности выбора будущей профессии, постоянная напряженность и возбужденность по поводу своего положения в новой группе, отрыв от привычных условий проживания в семье. Эта напряженность проявляется в немотивированных реакциях озлобления. Забота о личном престиже, сопровождаемая неуправляемостью, агрессивностью приводит к стремлению доминировать, занимать любыми путями лидерское положение в группе. Неразборчивость в выборе контактов, поверхностность общения, жесткость в отношениях учащихся между собой приводит к пессимистичной оценке перспектив и приводит к утрате способностей внешнего и внутреннего контроля. Все это приводит к низким показателям социально-психологической адаптации, что подтверждается наличием обратной корреляционной связи между показателями индивидуально-типологических особенностей (тревожность, агрессивность, ригидность, лабильность, экстра версия, спонтанность) учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптацией. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки рекомендаций по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ
Для создания условий успешной социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ, психологу необходимо разрабатывать программы, способствующие успешной адаптации учащихся первокурсников с целью помочь им на начальном этапе обучения адаптироваться в новой среде, создав обучающимся комфортные условия.
В рамках этого необходимо:
1. Создавать условия
для познавательно-
2. Формировать осознанное
положительное отношение к
3. Способствовать процессам внутренней интеграции групп первокурсников и объединению этих групп с обучающимися других курсов училища;
4. Готовить учащихся к новым формам и методам учебной работы в профтехучилище в связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакансиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
12. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.
13. Будякина М.П., Русалинова
А.А. Некоторые аспекты
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности Л.И. Божович. М.; Воронеж, 1995.
15. Волков Б.С. Психология
подростка. М., 2001
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Л.С. Выготский.
М., 1983 – 1984.
17. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема; Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. 1995. №3.
18. Гинзбург, М.Р. Психологическое
содержание личностного
19. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.,1994
20. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность М., 1996.
21. Дубровин, Д.Н. Психологическая
адаптация как фактор
22. Жмыриков А.Н. Диагностика
социально-психологической
23 Запесоцкий, А.С. Образование:
Философия. Культурология.
24. Ильенков, Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность. М., 1979.
25.Климов, Е.А. Психология
профессионального
26 Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980
27 Кон И.С. Психология
ранней юности. М., Просвещение, 1989
28. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
29.Климов Е. А. Индивидуальный
стиль деятельности в зависимости
от типологических свойств
30. Краткий словарь по социологии; под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988.
31. Куликов Л. В. Личностный
фактор в преодолении стресса
Актуальные проблемы
32. Малышевский, А.Ф.
Философия образования:
33. Налчаджян А.А. Социально
психологическая адаптация
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М; 1999 .
35. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход. СПб., 2001.
36 Пряжников, П.С.
37. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология М.,1997
38. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.,2001
39. Петровский А. В. К пониманию личности в психологии 1981. № 2. С. 40–46.
40. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977.
41. Промышленная социальная психология под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982.