Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;

Вложенные файлы: 1 файл

Последний вариант диплома.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

Учащиеся, поступающие  в профтехучилище, переживают тревогу  по поводу перемены места учебы, места  жительства, переменой окружения. Поэтому  высокая тревожность связана  прежде всего со страхом остаться незамеченным, без контактов и  общения, или просто стать объектом насмешек, что очень распространено в подростковой среде. Это обстоятельство становится мотивирующим началом для активных действий по самоутверждению в группе, желанию быть лидером, замеченным окружающими – стремлению к доминированию.

Для низкого уровня адаптации  в группе испытуемых характерны высокие  показатели ригидности (-0,82; р ≤0,01) и  лабильности (-0,92; р≤0,05), которые указывают  на то, что желание доминировать сопровождается повышенным стремлением  к отстаиванию своих взглядов, критичностью в отношении иных мнений, изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью; высокие показатели экстраверсии (-0,53; p≤0,05) и спонтанности (-0,63; p≤0,05), означают, что  слишком завышенное стремление к расширению контактов приводит к неразборчивости выбора объектов общения, спонтанности принятия решений, а реализуясь в виде повышенной импульсивности, спонтанность может привести к антисоциальным действиям.

Низкий уровень адаптации  связан с высокой агрессивностью (-0,89; р≤0,01). Избыточно выраженная, она приводит к неадекватной оценке окружающих или неприятию других.

Для высокого уровня адаптации  характерно присутствие определенного  уровня тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности. Так называемая ситуативная тревожность развивается в течение жизни как реакция на обстановку и события, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Говоря о высоком  уровне адаптации, следует указать, что все индивидуально – типологические особенности, присутствующие в сложном  конструкте индивидуально – личностной структуры (экстраверсия, агрессивность, ригидность, лабильность, спонтанность, сензитивность) умеренно – выраженные и взаимно – уравновешенные, приводят к успешности адаптации. Дисбаланс в ту или иную сторону проявляется дезадаптацией по соответствующему типу реагирования.

Корреляционный анализ по методу математической статистики r – Спирмена показал, что значения индивидуально-типологических особенностей статистически значимо взаимосвязаны с показателями социально-психологической адаптации обратной или отрицательной корреляцией, что может означать успешность адаптации при понижении значений индивидуально-типологических особенностей испытуемых.

Таким образом, учащиеся профтехучилищ, поступая в учебное  заведение, испытывают высокую тревожность, связанную с переменой привычной обстановки, что приводит их к стремлению доминировать, чтобы адаптироваться в новых условиях. Этот процесс сопровождается спонтанным общением, неадекватным отношением к себе и окружающим,  что приводит к низкому уровню адаптации учащихся для условий социума.

 

Выводы по главе 2:

Анализ полученных результатов  по индивидуально – типологическому опроснику Л.Н.Собчик и методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал, что высокий уровень тревожности, обусловленный необоснованными страхами, приводит к высокому желанию доминировать над окружающими, самоутверждаться. Этот процесс сопровождается неразборчивостью и поверхностностью общения  и приводит к дезадаптивным показателям внешнего и внутреннего контроля. Мотивационная неустойчивость, изменчивость настроений - высокие показатели ригидности и лабильности сопровождаются агрессивностью и свидетельствуют о высоких показателях дезадаптации,  Постоянный эмоциональный дискомфорт в условиях профтехучилища способствует выбору неприемлемых способов адаптации для будущей трудовой и профессиональной деятельности. Полученные результаты подтверждаются с помощью критерия  r – Спирмена. Высокие показатели по шкале «спонтанность» в сочетании с высокими показателями по шкалам «тревожность», «агрессивность», «ригидность», «лабильность», «сензитивность» обратно коррелируют с низкими показателями социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ. Низкие показатели по шкале «спонтанность» в сочетании с низкими показателями по шкалам «тревожность», «агрессивность», «ригидность», «лабильность», «сензитивность» обратно коррелируют с высокими показателями социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная задача учебно-воспитательного процесса в профтехучилище состоит в том, чтобы воспитать конкурентноспособных, адаптированных к современному рынку труда личностей. Ныне действующая система профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.

Социально-психологическая  адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре.

Процесс социально-психологической  адаптации, определяющийся как процесс  вхождения личности в социум, во многом определяется ее индивидуально-типологическими  особенностями.

Исследования, проведенные в данной работе показали, что учащихся  отличает высокая тревожность, вызванная неудовлетворенностью учебной деятельностью, неуверенностью в своих способностях и успехах, сомнения в правильности выбора будущей профессии, постоянная напряженность и возбужденность по поводу своего положения в новой группе, отрыв от привычных условий проживания в семье. Эта напряженность проявляется в немотивированных реакциях озлобления. Забота о личном престиже, сопровождаемая неуправляемостью, агрессивностью приводит к стремлению доминировать, занимать любыми путями лидерское положение в группе. Неразборчивость в выборе контактов, поверхностность общения, жесткость в отношениях учащихся между собой приводит к пессимистичной оценке перспектив и приводит к утрате способностей внешнего и внутреннего контроля. Все это приводит к низким показателям социально-психологической адаптации, что подтверждается наличием обратной корреляционной связи между показателями индивидуально-типологических особенностей (тревожность, агрессивность, ригидность, лабильность, экстра версия, спонтанность) учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптацией. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки рекомендаций по повышению социально-психологической адаптации учащихся профтехучилищ

Для создания условий  успешной социально – психологической  адаптации учащихся профтехучилищ, психологу необходимо разрабатывать  программы, способствующие успешной адаптации  учащихся первокурсников с целью  помочь им на начальном этапе обучения адаптироваться в новой среде, создав обучающимся комфортные условия.

 В рамках этого  необходимо:

1. Создавать условия  для познавательно-информационного  приспособления первокурсников  к новому окружению, структуре  профтехобразования, содержанию обучения  в ней, ее требованиям, своим обязанностям;

2. Формировать осознанное  положительное отношение к выбранной  специальности;

3. Способствовать процессам  внутренней интеграции групп  первокурсников и объединению  этих групп с обучающимися  других курсов училища;

4. Готовить учащихся к новым формам и методам учебной работы в профтехучилище в связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакансиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. 2-е издание СПб; 1998
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет. М., 1997
  4. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1990
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
  6. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : В 2т. Б.Г. Ананьев М., 1980.
  7. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000
  8. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях. Психологический журнал. 1994. № 1С. 3-18
  9. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  10. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы Современная зарубежная социальная психология.  Тексты. М., 1984.  С. 111-126.
  11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.

12. Братусь Б.С. К  проблеме человека в психологии Вопросы  психологии. 1997. № 5. С. 3-19.   

13. Будякина М.П., Русалинова  А.А. Некоторые аспекты социально-психологической  адаптации новичков па предприятиях  Социальная психология и социальное  планирование. Л., 1973, С. 95-96.

14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности Л.И. Божович.  М.; Воронеж, 1995.

15. Волков Б.С. Психология  подростка. М., 2001                                                                                                                                    

16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Л.С. Выготский. М., 1983 – 1984.                                                                                                                                                               

17. Газман, О.С. Педагогическая  поддержка детей в образовании как инновационная проблема;  Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. 1995. №3.

18. Гинзбург, М.Р. Психологическое  содержание личностного самоопределения  Вопросы  психологии.  1994.  №3.

19. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.,1994                             

20. Додонов,  Б.И. Эмоция  как ценность М., 1996.

21. Дубровин, Д.Н. Психологическая  адаптация как фактор личностного  самоопределения: Автореферат диссертации  канд.психол. наук/ Д.Н. Дубровин.  М., 2005.

22. Жмыриков А.Н. Диагностика  социально-психологической адаптированности  личности в новых условиях  деятельности и общения. Л., 1989.

23 Запесоцкий, А.С. Образование:  Философия. Культурология. Политика  А.С. Запесоцкий. – М., 2002.                                                                                                           

24. Ильенков, Э.В. Что  же такое личность?  С чего  начинается личность. М., 1979.

25.Климов, Е.А. Психология  профессионального самоопределения   Ростов., Феникс, 1993.

26 Кон И.С. Психология  старшеклассника.  М., Просвещение, 1980

27 Кон И.С. Психология  ранней юности. М., Просвещение, 1989                                                                                          

28. Крюгер Ф. Сущность  эмоционального переживания Психология эмоций: Тексты. М., 1984.

29.Климов Е. А.  Индивидуальный  стиль  деятельности  в  зависимости  от типологических свойств нервной  системы. Казань, 1969.

30. Краткий словарь  по социологии; под общ. ред.  Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988.

31. Куликов Л. В. Личностный  фактор в преодолении стресса   Актуальные проблемы психологической  теории и практики под ред.  А. А. Крылова. СПб; 1995.

32. Малышевский, А.Ф.  Философия образования: Человек  в предлагаемых обстоятельствах  культуры. Детство А.Ф. Малышевский.  СПб; 2001.

33. Налчаджян А.А. Социально  психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии). Ереван. 1988.С.347

34. Обухова Л.Ф. Возрастная  психология. М; 1999 .

35. Посохова, С.Т. Психология  адаптирующейся личности: субъектный подход. СПб., 2001.

36 Пряжников, П.С. Профессиональное  и личностное самоопределение   М., 1996.

37. Платонов К.К., Голубев  Г.Г. Психология  М.,1997

38. Посохова С.Т. Психология  адаптирующейся личности. СПб.,2001

39. Петровский А. В.  К пониманию личности в психологии  1981. № 2. С. 40–46.

40. Платонов  К. К., Голубев   Г. Г. Психология. М., 1977.

41. Промышленная социальная  психология под ред. Е. С.  Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982.

Информация о работе Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации