Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;
Экстраверсия - противоположное интроверсии свойство, связанное с высокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью, отражающее обращенность индивида к реальной атрибутике окружающего мира. Без адекватного баланса, который придает умеренная интро-вертированность, избыточная экстраверсия проявляется неразборчивой и поверхностной общительностью, что приводит к утрате способностей внешнего и внутреннего контроля.
Лабильность - индивидуально-типологическое свойство, в основе которого лежит повышенная лабильность нервных процессов, проявляющаяся изменчивостью эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, однако с тенденцией к более стеничной самореализации, чем это характерно для сенситивных и тревожных личностей. Личности данного типа не только подвержены влиянию среды, но и сами оказывают сильное воздействие на эмоциональное состояние окружающих. Таким образом, здесь речь идет о смешанном типе реагирования, в котором свойства слабости и силы сочетаются.
Ригидность также представляет собой смешанный тип реагирования на рубеже, который лежит между субъективизмом и пассивностью интроверсии, с одной стороны, и самоутверждающейся наступательностью агрессивности - с другой. В противовес эмотивности ригидность базируется на тугоподвижности нервных процессов: индивида сперва трудно столкнуть с места, спровоцировать на действия, вызвать реакцию, но затем уже его не остановить, не укротить. Усиленная спонтанностью или агрессивностью, а также не сбалансированная тревожностью или сенситивностью, ригидность проявляется оборонительно-агрессивными реакциями. Напрашивается ассоциация с паровозом, который упорно движется по рельсам, развивая все большую скорость и круша все на своем пути.
Умеренно выраженные и взаимно уравновешенные, все типологические свойства присутствуют в сложном конструкте индивидуально-личностной структуры. Дисбаланс в ту или иную сторону (в зависимости от степени выраженности преобладающей тенденции) проявляется соответствующей акцентуацией характера или дезадаптацией по соответствующему типу реагирования. Избыточно выраженные полярные свойства выявляют внутреннюю напряженность и могут дать толчок для психосоматических расстройств.
Таким образом, на успешность
социально-психологической
Вывод по главе 1:
Анализ психологической литературы показал, что социально – психологическая адаптация определяется как процесс вхождения личности в определенную группу общества, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между его членами. Однако адаптация личности особенно выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации.
В связи с этим социально-психологическая адаптация включает в себя не только узкопрофессиональную подготовку учащихся к рынку труда, но и обеспечение социализации в рыночной среде через формирование новых ценностей, освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; обеспечение социальной мобильности в обществе
Успешность социально-
В зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются наиболее выраженными (ведущими), учащиеся адаптируются или дезадаптируются.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-
2.1 Организация и методы исследования
Основная цель нашего
исследования заключается в изучении
характера взаимосвязи
Наше исследование включало несколько этапов:
1. Изучение индивидуально-
2. Изучение социально-
3.Изучение взаимосвязи
индивидуально-типологических
Исследование проводилось
в профессионально-техническом
На первом этапе, для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ (Приложение I) мы использовали индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик. (Приложение V) Испытуемым было предложено 91 утверждение. Прочитав, очередное утверждение опросника респондент должен был зачеркнуть в бланке опросника ответ «да», если он согласен с данным утверждением или «нет», если несогласен.
Целью данного опросника является исследование индивидуально-типологических свойств. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам:
Ложь – неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете;
Аггравация – стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
Экстраверсия – открытость, стремление к расширению контактов, общительность;
Спонтанность –
Агрессивность – активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов;
Ригидность - инертность установок, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений;
Интроверсия - тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей, сдержанность, замкнутость;
Сензитивность – впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив;
Тревожность – эмоциональность, восприимчивость, незащищенность;
Лабильность – выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности;
0-1 балл – гипоэмотивность,
плохое самопонимание или
3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
8–9 баллов (избыточная
выраженность) – состояние эмоциональной
напряженности, затрудненная
Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам».
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
По шкалам «аггравация» и «ложь» можно судить о надежности полученных результатов:
На втором этапе, для изучения социально-психологической адаптации учащихся (Приложение II) была использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. (Приложение VI) Целью данного опросника является изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Испытуемым было предложено 101 высказывание. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примерял его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивал (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему.
Методика представляет собой набор из 101 лаконичной характеристики, по которым испытуемый оценивает себя – своё актуальное «Я». Данный опросник снабжен шкалой лжи, которая позволяет судить о неискренности ответов. Прочитав очередное высказывание опросника, испытуемый примеряет его к своим привычкам, своему образу жизни и оценивает (цифрами от «0» до «6»): в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему. В результате подсчитываются ответы испытуемых по пятнадцати шкалам (получаются «сырые» баллы), и на основе сырых баллов по формулам высчитываются интегральные показатели уровня адаптации.
В результате использования методики получены:
- показатели социально - психологической
адаптации: самопринятие, принятие
другого человека, интернальность,
эмоциональный комфорт,
- показатели дезадаптации: самоотвержение,
конфликтность с другими
Данная методика позволяет выявить следующие показатели успешной социально-психологической адаптации:
1. Общий уровень адаптации или дезадаптации – характеризует, насколько человек адаптирован к среде на данный момент в целом, не выделяя отдельные параметры. Высокие и средние значения здесь свидетельствуют об адаптации, а низкие – о дезадаптации.
2. Принятие себя – этот
3. Принятие других – этот показатель позволяет выявить, насколько человек принимает окружающих его людей такими, какие они есть, а так же адекватность восприятия человеком окружающих людей и тех социальных групп, членом которых он является. Средние и незначительно превышающие их значения являются нормальными. Если уровень принятия других у человека ниже среднего, то это свидетельствует о социальной дезадаптации человека, некомфортности его пребывания в данных социальных группах. Сильно заниженные показатели могут свидетельствовать о высокомерном отношении человека к окружающим, чувстве собственного превосходства. Слишком высокие значения свидетельствуют о конформности поведения человека, его безоговорочном принятии норм и ценностей группы. Такой человек, как правило, не способен на значительные самостоятельные поступки.
4. Эмоциональная комфортность –
показатель, определяющий насколько
человек доволен или недоволен
ситуацией в целом, а так
же своей деятельностью и
5. Интернальность – одна из
сторон локуса контроля