Индивидуальная психология Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.

Содержание

Введение 3
1. Индивидуальная психология А. Адлера 4
1. 1 Чувство неполноценности и компенсация 5
1. 2 Стремление к превосходству 7
1. 3 Теория личности и стиль жизни 8
1. 4 Социальный интерес 10
1. 5 Творческое «Я» 13
1. 6 Порядок рождения 14
1. 7 Фикционный финализм 15
Заключение 18
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История психологии»

на тему:

«Индивидуальная психология Адлера»

 

                                                                             

                 

                                                                               Выполнил:

                                                                               студент гр. 0303-11

                                                                               Белова И. А.

 

                                                                                Проверил:

                                                                               к. псх. н.

                                                                                доцент кафедры

                                                                                психологии и педагогики

                                                                                Ядрышникова Т. Л.

                                                           

 

 

 

 

 

Красноярск, 2013

Содержание

   

     Введение                                                                                                               3

1. Индивидуальная психология А. Адлера                                                           4

1. 1 Чувство неполноценности и  компенсация                                                    5

1. 2 Стремление к превосходству                                                                          7

1. 3 Теория личности и стиль  жизни                                                                     8

1. 4 Социальный интерес                                                                                      10

1. 5 Творческое «Я»                                                                                               13

1. 6 Порядок рождения                                                                                          14

1. 7 Фикционный финализм                                                                                  15

       Заключение                                                                                                      18

       Библиографический список                                                                           19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.

По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

В данной работе мы рассмотрим:

- основные принципы индивидуальной психологии;

- чувство неполноценности и компенсации;

- стиль жизни и типы личности;

- социальный интерес;

- порядок рождения.

При выполнении работы мною была использована литература:

- А. Адлер «Практика и теория  индивидуальной психологии»;

-  учебное пособие Т. Д. Марцинковской  «История психологии»;

- учебник А. Н. Ждан «История психологии».

 

 

1. Индивидуальная психология А. Адлера

 

Индивидуальная психология  - направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. Название этого направления происходит  от латинского «individum» - «неделимый», в нем  выражается его суть: личность целостна, она не делится  на сознательное и бессознательное. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278)

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, однако знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда. В самом начале своей карьеры Адлер обратил внимание на новый подход Фрейда в понимание природы человека и  выступил в защиту его книги, которая подверглась резким нападкам. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил Адлеру вступить в психоаналитический кружок. Однако скоро между ними начались глубокие теоретические разногласия, что привело к  отходу от Фрейда и образованием собственной концепции. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278) Причиной разногласия стали некоторые принципы Фрейда, которые противоречили выводам его последователей:

- Фрейд все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, а факты показывали, что существуют и другие мотивы;

- Фрейд отводил большую роль биологической детерминации в ущерб культурной;

- практически совсем не учитывал роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.

Исследования же показали, что, например, эдипов комплекс детерминирован скорее социальными, чем биологическими, факторами; особенностями воспитания и взаимоотношениями между родителями и детьми в семье. На это обратили внимание некоторые ученые, в том числе и Адлер, чьи результаты по изучению детских воспоминаний (в том числе и собственных) отличались от опыта Фрейда. Они пришли к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных существуют и другие мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе формирования личности, например стремление к преодолению своей неполноценности (Т. Д. Марцинковская «История психологии»  с. 338 – 340)

Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал доминирование бессознательных влечений в личности и поведении человека; влечений, которые противопоставляют человека обществу. Чувство общности с другими людьми – главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Адлер был единственным, кто считал важнейшим в развитии личности стремление сохранить  свою индивидуальность. (Т. Д. Марцинковская «История психологии»  с. 356)

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности:

1) чувство неполноценности и  компенсация;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) социальный интерес;

5) творческое «Я»;

6) порядок рождения;

7) фикционный финализм.

Рассмотрим эти положения более подробно в следующих пунктах.

 

1. 1 Чувство неполноценности и компенсация

 

На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалось стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности, которое вызывается как органическими (морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др.), так и субъективными факторами  (ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др.). Существует много примеров достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа: Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов; Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике; Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму.  Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278)

Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости от родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Чувство неполноценности — нормальное чувство, оно является стимулом психического развития индивида. Индивид стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой.  Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже к превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278)

Однако ощущение неполноценности может стать чрезмерным. В результате появляется преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Существуют три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве:

  1. Наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия; но преодоление этих недостатков возможно – надо изменить отношение к дефекту, а также овладеть определенными приемами, необходимыми для работы
  2. Неправильное воспитание, продуктом которого являются изнеженные дети, у которых не возникает чувство собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми.
  3. Неправильное воспитание и как его результат бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.

Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 279)

 

1. 2 Стремление к превосходству

 

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным, тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству.

Независимо от обстоятельств, способствующих появлению чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и развиться комплексом превосходства. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Например, человек может быть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект, рассказывая что – либо по определенной теме. Другой напротив, будет показывать все, что он знает по этой теме и будет делать это при каждом удобном случае. В любом случае  гиперкомпенсация представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других. (Т. Д. Марцинковская «История психологии»  с. 358)

 

    1. 3 Теория личности и стиль жизни

 

                                                           Мы не способны думать,

                                                                    чувствовать, желать, действовать,

Информация о работе Индивидуальная психология Адлера