Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:03, контрольная работа
Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.
Введение 3
1. Индивидуальная психология А. Адлера 4
1. 1 Чувство неполноценности и компенсация 5
1. 2 Стремление к превосходству 7
1. 3 Теория личности и стиль жизни 8
1. 4 Социальный интерес 10
1. 5 Творческое «Я» 13
1. 6 Порядок рождения 14
1. 7 Фикционный финализм 15
Заключение 18
Библиографический список 19
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра психологии и педагогики
Контрольная работа
по дисциплине «История психологии»
на тему:
«Индивидуальная психология Адлера»
Красноярск, 2013
Содержание
Введение
1. Индивидуальная психология А. Адлера
1. 1 Чувство неполноценности и
компенсация
1. 2 Стремление к превосходству
1. 3 Теория личности и стиль
жизни
1. 4 Социальный интерес
1. 5 Творческое «Я»
1. 6 Порядок рождения
1. 7 Фикционный финализм
Заключение
Библиографический список
Введение
Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.
По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.
В данной работе мы рассмотрим:
- основные принципы индивидуальной психологии;
- чувство неполноценности и компенсации;
- стиль жизни и типы личности;
- социальный интерес;
- порядок рождения.
При выполнении работы мною была использована литература:
- А. Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии»;
- учебное пособие Т. Д. Марцинковской «История психологии»;
- учебник А. Н. Ждан «История психологии».
1. Индивидуальная психология А. Адлера
Индивидуальная психология - направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. Название этого направления происходит от латинского «individum» - «неделимый», в нем выражается его суть: личность целостна, она не делится на сознательное и бессознательное. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278)
Адлера часто представляют как ученика Фрейда, однако знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда. В самом начале своей карьеры Адлер обратил внимание на новый подход Фрейда в понимание природы человека и выступил в защиту его книги, которая подверглась резким нападкам. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил Адлеру вступить в психоаналитический кружок. Однако скоро между ними начались глубокие теоретические разногласия, что привело к отходу от Фрейда и образованием собственной концепции. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278) Причиной разногласия стали некоторые принципы Фрейда, которые противоречили выводам его последователей:
- Фрейд все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, а факты показывали, что существуют и другие мотивы;
- Фрейд отводил большую роль биологической детерминации в ущерб культурной;
- практически совсем не учитывал роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.
Исследования же показали, что, например, эдипов комплекс детерминирован скорее социальными, чем биологическими, факторами; особенностями воспитания и взаимоотношениями между родителями и детьми в семье. На это обратили внимание некоторые ученые, в том числе и Адлер, чьи результаты по изучению детских воспоминаний (в том числе и собственных) отличались от опыта Фрейда. Они пришли к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных существуют и другие мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе формирования личности, например стремление к преодолению своей неполноценности (Т. Д. Марцинковская «История психологии» с. 338 – 340)
Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал доминирование бессознательных влечений в личности и поведении человека; влечений, которые противопоставляют человека обществу. Чувство общности с другими людьми – главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Адлер был единственным, кто считал важнейшим в развитии личности стремление сохранить свою индивидуальность. (Т. Д. Марцинковская «История психологии» с. 356)
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности:
1) чувство неполноценности и компенсация;
2) стремление к превосходству;
3) стиль жизни;
4) социальный интерес;
5) творческое «Я»;
6) порядок рождения;
7) фикционный финализм.
Рассмотрим эти положения более подробно в следующих пунктах.
1. 1 Чувство неполноценности и компенсация
На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалось стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности, которое вызывается как органическими (морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др.), так и субъективными факторами (ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др.). Существует много примеров достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа: Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов; Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике; Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278)
Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости от родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Чувство неполноценности — нормальное чувство, оно является стимулом психического развития индивида. Индивид стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже к превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278)
Однако ощущение неполноценности может стать чрезмерным. В результате появляется преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Существуют три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве:
Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 279)
1. 2 Стремление к превосходству
Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным, тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству.
Независимо от обстоятельств, способствующих появлению чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и развиться комплексом превосходства. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Например, человек может быть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект, рассказывая что – либо по определенной теме. Другой напротив, будет показывать все, что он знает по этой теме и будет делать это при каждом удобном случае. В любом случае гиперкомпенсация представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других. (Т. Д. Марцинковская «История психологии» с. 358)