Индивидуальная психология Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.

Содержание

Введение 3
1. Индивидуальная психология А. Адлера 4
1. 1 Чувство неполноценности и компенсация 5
1. 2 Стремление к превосходству 7
1. 3 Теория личности и стиль жизни 8
1. 4 Социальный интерес 10
1. 5 Творческое «Я» 13
1. 6 Порядок рождения 14
1. 7 Фикционный финализм 15
Заключение 18
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

                                               не имея перед собой цели.

                                                            (А. Адлер  «Практика и теория

                                                                  индивидуальной психологии» с. 8)

 

Во всех проявлениях личности главным является реализация жизненной цели  (смысла жизни), которая начинается у ребенка уже в первые 3 – 5 лет. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет стилем жизни. В психологии Адлера понятие «стиль жизни» приравнивается к личности, к «Я»; это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку, создать его собственный, уникальный стиль жизни. (А. Н. Ждан «История психологии» с. 278)

Стиль жизни включает в себя соединение черт, способов поведения и привычек, которые определяют неповторимую картину существования индивидуума. К 5 годам стиль жизни прочно закрепляется и впоследствии почти не поддается изменениям. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. (Т. Д. Марцинковская «История психологии»  с. 358)

Итак, согласно Адлеру, постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы используются для решения основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь.                                                            (А. Адлер  «Практика и теория  индивидуальной психологии» с. 133)

Адлер предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни:

  1. Управляющий тип:

- люди самоуверенные и напористые;

- характерен незначительный социальный  интерес;

- активны, но не в социальном плане, поэтому их поведение не предполагает заботы о благополучии других;

- характерна установка превосходства над внешним миром;

- основные жизненные задачи  решают с враждебной, антисоциальной манере. Примеры людей, относящихся к управляющему типу - юные правонарушители и наркоманы. 

2) Берущий тип:

- удовлетворение  своих потребностей  за счет других;

- нет социального интереса;

- обладают низкой степенью активности, поэтому,  маловероятно, что они причинят страдания другим.

3) Избегающий тип:

-  нет  социального интереса  и активности, необходимых для решения своих собственных проблем;

- больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху;

- характерно социально-бесполезное  поведение и бегство от решения жизненных задач (избегание всех проблем в жизни).

4) Социально-полезный тип (воплощение зрелости в системе взглядов Адлера):

- высокая степень социального интереса и высокий уровень активности (человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними).

- воспринимает три основные жизненные задачи - работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы.

Итак, классификация построена по принципу схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое - «степенью активности». Для первых трех типов характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности.

 

1. 4 Социальный интерес

 

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес, который выражает связи между людьми в человеческом обществе.

В самом начале Адлер полагал, что люди обладают ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими; их толкает вперед потребность преодолевать чувство неполноценности и стремление к превосходству. Однако позднее им было учтено, что людям свойственны и социальные побуждения,  которые заставляют их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Тем не менее социальный интерес не возникает автоматически – он требует, чтобы его осознанно развивали и воспитывали.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. Поэтому ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут и подавлять у ребенка чувство социального интереса:

- если мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей;

- если она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. При этом, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Он должен относится к своим детям как к равным и принимать активное участие, наряду с женой, в их воспитании, избегая при этом двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия.

Кроме того, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью:

- в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса;

- если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес;

- если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям;

- если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого.

Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Согласно Адлеру, социальный интерес можно рассматривать как критерий оценки психического здоровья индивидуума, который можно использовать при оценке качества жизни человека:

- нормальные, здоровые люди по - настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей;

- у плохо приспособленных людей социальный интерес выражен недостаточно: они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей, каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой (А. Н. Ждан «История психологии» с. 277 - 280)

 

1. 5 Творческое «Я»

 

 

Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории. Согласно Адлеру, стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности: каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни; сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека; определяет метод достижения данной цели; способствует развитию социального интереса; влияет на восприятие, память, фантазии и сны; делает каждого человека свободным индивидуумом.

Адлер не отрицал и влияния наследственности и окружения на формирование личности. Ребенок обладает уникальными генетическими возможностями и приобретает свой уникальный социальный опыт. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования личности, но при этом отражается и его собственный стиль. Поэтому, в конечном счете, только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.

Творческое Я – стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, творческая сила отвечает за цель жизни, методы достижения цели, способствует развитию социального интереса, влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным, самоопределяющимся индивидуумом. Творческая сила – результат эволюции.

 

 

 

 

 

 

1. 6 Порядок рождения

 

 

Порядок рождения – имеет решающее значение: от того, какое значение придаст ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни.

- Первенец (старший ребенок). Получает безграничную любовь и поддержку со стороны родителей, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Когда старший ребенок наблюдает, как его младшему брату или сестре родители уделяют больше внимания и нежности, он будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

- Единственный ребенок. У него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.(http://www.ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/4.html)

- Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. (А. Адлер  «Практика и теория индивидуальной психологии» с. 148)

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. (http://www.ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/4.html)

- Последний ребенок (самый  младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях:

- он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом;

- может быть окружен заботой и вниманием со стороны родителей, старших братьев и сестер;

- может пользоваться вещами других членов семьи;

- положение старших детей позволяет им задавать тон: у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости;

- у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. (А. Адлер  «Практика и теория индивидуальной психологии» с. 16)

 

    1. 7 Фикционный финализм

 

Итак, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления - достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма - идею о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Адлер развил идею о том, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. Он считал, что наши основные цели  представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение - просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции - вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований.

Информация о работе Индивидуальная психология Адлера