Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Психологическая наука с каждым годом привлекает к себе все большее внимание в обществе, вызывает интерес у людей разного возраста, разного социального положения и образования. Наверное, в этом проявляется то, что психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологического знания необходимы каждому современному человеку в его повседневной жизни и деятельности.
Возрастная психология – это отрасль психологической науки. Она изучает закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенез (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.

Содержание

1. Введение (3 - 4).
2. Основная часть (5 – 24).
3. Заключение (25 - 26).
4. Список используемой литературы (27).

Вложенные файлы: 1 файл

возрастная психология.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию.

 

Российский государственный профессионально-

педагогический университет.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине: «Возрастная психология».

 

На тему: «Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2008 год.

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

1. Введение (3 - 4).

2. Основная часть (5 – 24).

3. Заключение (25 - 26).

4. Список используемой  литературы (27).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Психологическая наука с каждым годом привлекает к себе все большее внимание в обществе, вызывает интерес у людей разного возраста, разного социального положения и образования. Наверное, в этом проявляется то, что психология  призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологического знания необходимы каждому современному человеку в его повседневной жизни и деятельности.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки. Она изучает закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенез (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.

В настоящее время существует два понятия, употребляемых в одном контексте: возрастная психология и психология развития. Это практически синонимы, вместе с тем:

- возрастная психология – она акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, в соответствии с чем и выделяют: детскую психологии, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию юноши и т.д.;

- психология развития – эта сфера содержит в основном информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступе ни развития на другую.

Предметом возрастной психологии или психологии возрастного развития является изучение особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой, включая психологические характеристики детей на различных возрастных этапах развития.

На каждом возрастном этапе развития имеется 3 вида изменений:

– эволюционные, т.е. возрастные изменения психики и поведения в виде количественных и качественных преобразований;

– революционные – которые являются более глубокими, происходят быстро, за сравнительно короткий период и проявляются обычно на переходных рубежах (кризисы 3-х леток, подростков);

– ситуационные – которые рассматриваются, как признак развития и связаны с влиянием конкретной социальной ситуацией.

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством прожитых человеком лет, а с особенностями его психологии и поведения. Так, свои возрастные особенности имеют все психические процессы: память, внимание, мышление, речь и другие. Еще в большей степени психологический возраст проявляется в структуре направленности личности, мотивах, потребностях, интересах, мировоззрении и т.п. Понятие «психологический возраст» служит основой для установления возрастной нормы развития (ЗПР).

Под движущими силами психического развития понимаются факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами и содержат в себе побудительные источники развития.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, направляющие ход развития, они формируют его динамику, и определяют конечные результаты.

Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

 

 

 

 

 

2.Основная часть.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Современная школа не начинает обучения с нуля. Она рассчитывает на то, что дети приходят в I класс с достаточным кругом знаний и навыков, а главное – с развитым восприятием и мышлением, позволяющим систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы. Это предъявляет определенные требования к уровню умственного развития ребенка.

С приходом в школу ребенок сразу же попадает в группу сверстников, которые заняты общим серьезным делом. Это существенно отличает школьную группу от группы детского сада. Взаимоотношения между школьниками строятся на иной основе, чем в детском саду, – положение ребенка в классе определяется другими критериями, прежде всего его успехами в учении. Для того чтобы в этих условиях суметь войти в коллектив, ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, развитым чувством товарищества.

Легко увидеть, что психологическая готовность к школе, какую бы ее сторону мы ни взяли, – это итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

Большинство детей, достигающих семилетнего возраста, стремятся к положению школьника, но не во всех случаях они достаточно ясно представляют себе, в чем это положение состоит. Иногда их привлекает чисто внешняя сторона дела – хочется иметь ранец, считаться большим, получать отметки и т. д. По-настоящему готовым к положению школьника оказывается такой ребенок, которого школа привлекает не внешними аксессуарами, а возможностью получать новые знания, т. е ребенок с достаточно развитыми познавательными интересами. Только на этой основе дети оказываются способными достаточно ответственно относиться к своим школьным обязанностям. Однако одного желания быть школьником и серьезного отношения к учебе недостаточно: ведь нужно еще суметь подчинить этому желанию, этому отношению ситуативные побуждения, заставить себя быть внимательным на уроке, учить порой скучноватые правила, упорно обдумывать решение трудной задачи. Иными словами, будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, в частности своей познавательной деятельностью, направлять ее на решение учебных задач.

И.В. Дубровина выделила три аспекта школьной зрелости:

1. интеллектуальная зрелость, она  включает:

- дифференцированность восприятия (персептивная зрелость);

- концентрация внимания;

- аналитическое мышление, выражающееся  в способности постижения основных связей между предметами и явлениями;

- возможность логического запоминания;

- умение воспроизводить образец;

- развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации (понимаемая таким образом зрелость отражает, в сущности, созревание структур головного мозга).

2. эмоциональная зрелость –  в основном понимается как  уменьшение импульсивных реакций  и возможность длительное время выполнять не очень привлекательную работу.

3. социальная зрелость – рассматривается  как потребность ребенка в  общении со сверстниками и  умение подчинять свое поведение  законам детских групп, а также  способность выполнять роль ученика  в ситуации школьного обучения.

Л.И. Божович выделила еще один аспект психологической готовности – это мотивационная готовность ребенка к школе, представленная в двух видах:

- широкие социальные мотивы, связанные  с потребностью ребенка в общении  с другими, в их оценке и одобрении, желании ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (это сугубо исторические мотивы, предвосхищающие будущее положение в обществе);

- мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, или  познавательные мотивы, т.е. потребность в интеллектуальной активности и потребность в новых знаниях, умениях, навыках.

По мнению Л.И. Божович обозначенные выше мотивы формируют «внутреннюю позицию школьника» и могут выступать в качестве своеобразного критерия готовности ребенка к школьному обучению. Это качество как психическое новообразование возникает на переходном рубеже от дошкольного к младшему школьному возрасту и представляет комплексное образование, состоящее из двух потребностей: познавательной и потребности в общении. Реализация этих потребностей фиксируется в произвольном поведении ученика как субъекта учебной деятельности.

Д.Б. Эльконин выделил ряд предпосылок, обеспечивающих, по его мнению, успешность обучения на начальном этапе:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на  заданную систему требований;

- умение внимательно слушать  говорящего и точно выполнять  задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

С поступлением ребенка в школу наступает совершенно новый этап его жизни. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему не только новые права, но и налагающую нелегкие обязанности.   Маленький школьник вправе рассчитывать на уважение окружающих к его учебным занятиям и сам обязан систематически выполнять все задания учителя, вести себя в соответствии со школьными правилами независимо от того, хочет он этого в данный момент или нет.

Психологические особенности начального этапа  
обучения.

Возрастные границы младшего школьного возраста относительны и тем не менее соответствуют обучению детей в начальной школе. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богатыми скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников.     Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает заниматься в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающие новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов.

Особенно отчетливо выделяется этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях. Прежде всего, предчувствование и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования ребенок воспринимает как общественно значимые и неизбежные. Психологически оправдано положение, известные опытным педагогам: с первых дней пребывания ребенка в классе необходимо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения на занятиях, дома и в общественных местах.

Другая сторона внутренней позиции ребенка связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком, поваром, шофером). При этом ребенок не представляет, естественно, конкретного состава знаний, требующихся в будущем. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. Этот интерес, как основная предпосылка учения, формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность.

Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.

Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

Первый из них связан с особенностями нового школьного режима (надо вовремя просыпаться и вставать, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, необходимо выполнять домашние задания и т.д.). Без должных привычек у ребенка появляются чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство семилетних детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информация о работе Индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе