Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:50, реферат
Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.
1.Урок, как форма организации обучения
2.Современные подходы к типологии и структуре урока
3.Интерактивное обучение
4.Технологии интерактивного обучения
5.Концепции и технологии интерактивного обучения
6.Заключение.
ПЛАН:
1.Урок, как форма
организации обучения
2.Современные
подходы к типологии и
3.Интерактивное
обучение
4.Технологии
интерактивного обучения
5.Концепции и
технологии интерактивного
6.Заключение.
Становление
форм организации обучения происходило
вместе с развитием человеческого
общества. По-видимому, самой древней
формой организации учебного процесса
было индивидуальное обучение. Следующим
этапом стал индивидуально-групповой
способ обучения. К началу XVII в. эти
формы организации учебного процесса
уже не отвечали потребностям общества.
Появились первые зачатки группового
обучения, которое стало основою
классно-урочной системы. Разработку
и утверждение классно-урочной
системы приписывают Я.А. Коменскому.
Для этой формы
организации обучения характерны:
- основной единицей
занятия является урок,
- учащиеся объединяются
в классе по возрасту,
- период школьного
обучения,
- занятия обязаны
для всех,
- существуют
расписание занятий, перемен,
каникул на весь год,
- работа всех
учащихся в классе
по одной теме,
- процессом обучения
руководит учитель.
2.Современные
подходы к типологии
и структуре урока.
Урок-творчество
учителя. Даже проведённый по одной
и той же теме урок, с использованием
одних и тех же технологий урок
у разных учителей получается разный.
Любой урок должен иметь конкретную
цель. Поэтому в современной
- изучение нового
материала,
- формирование
и совершенствование умений и
навыков,
- закрепление
и использование знаний, умений,
навыков,
- обучение и
систематизация знаний,
- контроля и
коррекции знаний, умений, навыков.
- комбинированный
урок.
Сначала учителю
надо определить, что он планирует
сделать на уроке, а потом - как
и какими способами.
Структура урока
определяется цель и содержанием
изучаемого материала и не может
строиться стихийно.
3.Интерактивное
обучение.
В педагогике различают
несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик
выступает в роли «объекта» обучения (слушает
и смотрит)
2) активная - ученик
выступает «субъектом» обучения
(самостоятельная работа, творческие
задания)
3) интерактивная
- inter (взаимный), act (действовать). Процесс
обучения осуществляется в условиях постоянного,
активного взаимодействия всех учащихся.
Ученик и учитель являются равноправными
субъектами обучения.
Использование
интерактивной модели обучения предусматривают
моделирование жизненных
Интерактивные
технологии обучения - это такая
организация процесса обучения, в
котором невозможно неучастие ученика
в коллективном, взаимодополняющим,
основанным на взаимодействии всех его
участников процесса обучающего познания.
4.Технологии
интерактивного обучения.
1)Работа в
парах.
2)Ротационные
(сменные) тройки.
3)Карусель.
4)Работа в
малых группах.
5)Аквариум.
6)Незаконченное
предложение.
7)Мозговой штурм.
8)Броуновское
движение.
9)Дерево решений.
10)Суд от своего
имени.
11)Гражданские
слушания.
12)Ролевая (деловая)
игра.
13)Метод пресс.
14)Займи позицию.
15)Дискуссия.
16)Дебаты.
Технологий интерактивного
обучения существует огромное количество.
Каждый учитель
может самостоятельно придумать
новые формы работы с классом.
Часто используют на уроках работу
в парах, когда ученики учатся
задавать друг другу вопросы и
отвечать на них.
Очень нравится
детям такой вид работы, как
Карусель, когда образуется два кольца:
внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это
сидящие неподвижно ученики, а внутреннее
- ученики через каждые 30 секунд меняются.
Таким образом, они успевают проговорить
за несколько минут несколько
тем и постараться убедить
в своей правоте собеседника.
Технология Аквариум
заключается в том, что несколько
учеников
разыгрывают ситуацию
в круге, а остальные наблюдают
и анализируют.
Броуновское движение
предполагает движение учеников по всему
классу с целью сбора информации
по предложенной теме.
Дерево решений
- класс делится на 3 или 4 группы с
одинаковым количеством учеников. Каждая
группа обсуждает вопрос и делает
записи на своем «дереве» (лист ватмана),
потом группы меняются местами и
дописывают на деревьях соседей свои
идеи.
Часто используют
и такую форму интеракции, как,
«Займи позицию».
Зачитывается
какое-нибудь утверждение и ученики
должны подойти к плакату со словом
«ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы
они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих
уроках используют такой прием, как
Свеча. По кругу передается зажженная
свеча, и учащиеся высказываются
о разных аспектах обучения.
Интерактивное
творчество учителя и ученика
безгранично. Важно только умело
направить его для достижения
поставленных учебных целей.
МНОГИЕ основные
методические инновации связаны
сегодня с применением
Каковы основные
характеристики “интерактива”? Следует
признать, что интерактивное обучение
- это специальная форма организации познавательной
деятельности. Она имеет в виду вполне
конкретные и прогнозируемые цели. Одна
из таких целей состоит в создании комфортных
условий обучения, таких, при которых ученик
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным
сам процесс обучения.
Суть интерактивного
обучения состоит в том, что учебный
процесс организован таким
Интерактивная
деятельность на уроках предполагает
организацию и развитие диалогового
общения, которое ведет к
Что представляют
собой формы интерактивного обучения?
В настоящее время методистами
и учителями-практиками разработано
немало форм групповой работы для
обучения праву. Наиболее известные
из них - “большой круг”, “вертушка”,
“аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”.
Эти формы эффективны в том
случае, если на уроке обсуждается
какая-либо проблема в целом, о которой
у школьников имеются первоначальные
представления, полученные ранее на
занятиях или в житейском опыте.
Кроме того, обсуждаемые темы не
должны быть закрытыми или очень
узкими. Так, например, нет смысла в
групповом обсуждении вопроса о
том, каким должно быть наказание
за хищение или какой должна быть
ставка налога. Важно, чтобы уровень
обсуждаемой проблемы позволял перейти
от узкоэкономических (правовых, политических,
исторических и пр.) вопросов к широкой
постановке проблемы.
5.Концепции
и технологии обучения.
В процессе обучения
можно выделить как минимум содержательную
(чему учить), процессуальную (как обучать),
мотивационную (как активизировать
деятельность учащихся) и организационную
(как структурировать
Концепция и
технология интерактивного обучения основаны
на явлении интеракции (от англ. interaction
- взаимодействие, воздействие друг на
друга). В процессе обучения происходит
межличностное познавательное общение
и взаимодействие всех его субъектов.
Развитие индивидуальности каждого школьника
и воспитание его личности происходит
в ситуациях общения и взаимодействия
людей друг с другом. Адекватной, с точки
зрения сторонников этой концепции, и
наиболее часто применяемой моделью таких
ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным,
Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные
возможности игры, применяемой в процессе
обучения: игры предоставляют педагогу
возможности, связанные с воспроизведением
результатов обучения (знаний, умений
и навыков), их применением, отработкой
и тренировкой, учетом индивидуальных
различий, вовлечением в игру учащихся
с различными уровнями обученности. Вместе
с тем игры несут в себе возможности значительного
эмоционально-личностного воздействия,
формирования коммуникативных умений
и навыков, ценностных отношений. Поэтому
применение учебных игр способствует
развитию индивидуальных и личностных
качеств школьника.
Под технологией
интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем
систему способов организации взаимодействия
педагога и учащихся в форме учебных
игр, гарантирующую педагогически
эффективное познавательное общение,
в результате которого создаются
условия для переживания
В структуре
процесса обучения с применением
ТИО можно выделить следующие
этапы:
1. Ориентация. Этап
подготовки участников игры и
экспертов. Учитель предлагает
режим работы, разрабатывает вместе
со школьниками главные цели
и задачи занятия, формулирует
учебную проблему. Далее он дает
характеристику имитации и
2. Подготовка
к проведению. Это этап изучения
ситуации, инструкций, установок и
других материалов. Учитель излагает
сценарий, останавливается на игровых
задачах, правилах, ролях, игровых
процедурах, правилах подсчета очков
(составляется табло игры). Учащиеся
собирают дополнительную