Интерперсональный контекст депрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ теоретических и эмпирических исследований интерперсональных факторов депрессивных расстройств.
Задачи:
1) Изучение проблемы хронификации депрессии, а также факторов, приводящих к ее хронификации. Этому будет посвящена глава 1.
2) Обзор и анализ имеющихся работ и исследований интерперсональных факторов депрессии. Этот обзор проведен в главе 2.
3) Исследование влияния интерперсональных факторов на индивида. В главе 2.

Содержание

Введение
Глава 1
• Клиническая феноменология депрессии
• Проблема хронификации депрессии
• Факторы хронификации депрессии
Глава 2
• Теория привязанности Дж. Боулби
• Концепция социальной поддержки
• Концепция социального интеллекта
Выводы
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

переделанная курсовая работа 2011-2012 Карапетян Лусине..docx

— 77.02 Кб (Скачать файл)

А.Gotlib и С.Hammen  считают, что у людей, страдающих депрессией, отмечается дефицит социальных навыков, который проявляется в том, что  они хуже решают проблемы межличностного характера, в беседе говорят медленно и монотонно, хуже поддерживают контакт глаз (Карсон Р., Батчер Д., Минека С., 2004).

Отечественный психолог Д.В. Люсин понимает под эмоциональным интеллектом «способность понимания своих и чужих эмоций и управление ими».  Автор подразделяет эмоциональный интеллект на два вида, он говорит об внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.

Д.В. Люсин предложил свою модель, описывающую эмоциональный интеллект. В свою  модель  Д.В. Люсин включил :

1. Когнитивные способности скорость и точность переработки эмоциональной информации);

2.представления  об эмоциях;

3. Особенности  эмоциональности. ( Люсин   Д.В.    Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. С. 29-39.).

Представляется возможным рассмотреть проблему эмоционального интеллекта в более широком смысле, а именно в контексте социального интеллекта. Эмоциональный интеллект в таком случае  будет рассматриваться как часть социального.

Большинство специалистов склоняются к тому, что понятие социальный интеллект ввел впервые в 1920 году Э. Торндайк. Он определял этот термин как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других».

Существуют разные представления о понятии «социальный интеллект». Д. Векслеру удалось обобщить эти представления и предложить определение социального интеллекта как «приспособленность индивида к человеческому бытию». (ссылка)

Психолог Дж. Гилфорд, создатель многофакторной модели интеллекта, уделяет важное внимание социальному интеллекту.  В модели Дж. Гилфорда чуть больше тридцати способностей, которые относятся к социальному интеллекту. Автор знаменитой модели заостряет внимание на том, что понимание поведения других людей и самого себя преимущественно носит невербальный характер. 

Многие исследователи пытались создать методический инструмент с целью измерения социального интеллекта, но решение этой задачи не предоставлялось возможным. Но, все чаще стали  проводиться исследования социального интеллекта, которые основывались на невербальных способах оценки социального интеллекта, что дало толчок в решении поставленной задачи. Хотелось бы отметить, что С. Космитский и О.П. Джон предложили концепцию  социального интеллекта, в которой они выделили семь составляющих, которые являются основными в их концепции. В концепции есть две группы элементов- когнитивные и поведенческие.  Когнитивные элементы включают в себя:

    • Оценка перспективы
    • Понимание людей
    • Знание специальных правил
    • Открытость в отношениях к окружающим

Поведенческие элементы включают в себя:

    • Способность иметь дело с людьми
    • Социальная приспособляемость
    • Теплота в межличностных отношениях

В данной модели акцентируется внимание на то, что  социальный интеллект это взаимосвязь когнитивного и аффективного.

Также в этой области работали такие исследователи как  Р.И. Риггио, Ф.С. Чапин, Р. Розенталь, Д.Ачер и Р.М, Акерт, Р.Стенберг и Дж.Смит, К. Джонс и Дж.Д. Дэй, Р.Кантор и Р. Харлоу и многие другие. Также  важное значение имели , тест Дж.Вашингтона, тест «профиль невербальной чувствительности PONS»,  «тест социальной интерпретации» (SIT), методика «способ определения расшифрованных знаний » и многие другие.

Отдельно хотелось бы отметить данную отечественным психологом Д.В. Ушаковым  характеристику структурных особенностей социального интеллекта.  По мнению Д.В. Ушакова социальный интеллект обладает такими особенностями как «континуальный характер,  использование невербальной репрезентации, потеря точного социального оценивания при вербализации, формирование в процессе социального научения, а также использование «внутреннего» опыта ».

Также социальный интеллект можно подразделить на «кристаллизованные знания» и социально-когнитивную гибкость. Кристаллизованные знания включают в себя 2 вида знаний- полученные  собственным опытным путем и знания, полученные в результате социального научения. Социально-когнитивная гибкость подразумевает умение применять социальные знания при решении неизвестных проблем. (ссылка)

Таким образом, когнитивные, поведенческие и эмоциональные критерии являются характеристиками концепции социального интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Постараемся подвести итоги проделанной работы относительно изучения интерперсональных факторов депрессии, опираясь на задачи, которые мы выдвинули в начале работы :

    1. Мы рассмотрели факторы, которые способствуют возникновению депрессии, и ее хронификации. Анализ данных по проблеме хронификации  депрессивных расстройств указывает на высокую актуальность исследования интерперсональных факторов депрессии. Исследование этих факторов представляется очень важным, поскольку существует такая  тенденция, что у большинства  перенёсших депрессивный эпизод пациентов в последующем развиваются рецидивы. Личностные, интерперсональные, семейные и социальные факторы являются очень важными, поскольку эти факторы могут привести к расстройствам аффективного спектра. Следовательно, исследование этих факторов и наделение их важной функцией в жизни человека, позволяет заключить, что на эти уровни необходимо уделять большое внимание, поскольку они могут служить пусковым механизмом возникновения депрессии.
    2. Анализ исследований показал, что интерперсональные факторы играют большую роль в возникновении  и протекании депрессивных расстройств. Следовательно, исследование интерперсональной сферы больных депрессией представляется очень важным.
    3. Был проведен обзор и анализ имеющихся работ и исследований интерперсональных факторов депрессии. В нашей работе мы рассмотрели теорию привязанности Дж.Боулби, концепцию социальной поддержки и концепцию социального интеллекта. Обзор позволил сделать вывод о том, что 10исследования, которые опираются на концепцию привязанности Дж.Боулби доказали значимость отношений с близкими людьми в детстве. Эта значимость проявляется в том, что это влияет на построение эффективных межличностных отношений в дальнейшем во взрослой жизни. 2)на данном этапе социальной поддержке и ее стимуляции уделяется большое внимание, и это очень важно, поскольку социальная поддержка является в своем роде системой непрофессиональной помощи в профилактике и лечении психических расстройств. В зарубежных исследованиях указывается, что фактор дефицита социальной поддержки выступает как фактор, который способствует увеличению длительности депрессивного эпизода. Адекватная социальная поддержка во многом не только снижает риск возникновения аффективного расстройства, но и в случае его  возникновения  способствует быстрому выздоровлению. Отечественные авторы предполагают, что система естественной социальной поддержки имеет более весомое и важное значение для течения болезни, чем система профессиональной поддержки. 3)Следует отметить, что в исследовании социального интеллекта несколько авторов получили результаты, которые указывают на то, что у 95% интеллектуально одаренных прослеживаются трудности в функционировании эмоционального интеллекта. Интеллектуально одаренные люди испытывают трудности в общении с другими людьми, у них отмечается снижение интереса к деятельности, которая не связана с получением знаний, что ведет к сужению социальной сети, к уменьшению контактов с окружающими, что, в свою очередь, может привести к расстройствам в психическом здоровье индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

В нашей работе мы рассмотрели данные о распространенности депрессий среди населения, которые бесспорно свидетельствуют о том, что изучение факторов возникновения депрессий, и вообще депрессии в целом, включая подходы и методы ее лечения, является необходимым

Большая распространённость явлений хронификации депрессивных и тревожных расстройств указывает на необходимость изучения ряда психологических факторов, приводящих к хронификации. Среди интерперсональных факторов хронификаций доказано то, что качество социальной поддержки и параметры социальной сети тесно связаны с формированием неблагоприятного типа течения депрессивных и расстройств.

Социальной поддержке уделяется большое внимание, поскольку она несет в себе очень важную функцию. Социальная поддержка и качество социальной сети являются очень мощными протекторами, препятствующими возникновению психических расстройств. Адекватная социальная поддержка во многом не только снижает риск возникновения аффективного расстройства, но и в случае его  возникновения  способствует быстрому выздоровлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф., Люпаева Н.В., 2003; Пуговкина О.Д., 2006
  2. Боулби Дж. Привязанность: пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003.
  3. Гаранян Н.Г., Васильева М.Н., 2008; Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю., 2001
  4. Н.Г. Гаранян. Социальная и клиническая психиатрия. 2009. - №1. – с.79-90
  5. Н.Г. Гаранян. Социальная и клиническая психиатрия. 2009. - №3. – с.80-92
  6. Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева. Перфекционизм, депрессия и тревога. МПЖ, 2001, N 4 , с. 18-49
  7. А.Б. Холмогорова, Н.Г, Гаранян. Когнитивная психотерапия. В сб.: Основные направления современной психотерапии. Москва, Когито-Центр, 2000 г., с.224-265
  8. Карсон Р., Батчер Д., Минека С. Анормальная психология – СПб.:Питер, 2004.
  9. У. Крейн, «Теории развития», 2002
  10. Люсин   Д.В.    Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. С.
  11. Перре М., Бауман У.Клиническая психология.-СПб.:Питер,2007
  12. Подкорытов В.С., Чайка Ю.Ю. Депрессия и резистентность// Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2002. – №1
  13. Г. Полмайер. Психоаналитическая теория депрессии. В сб. : Энциклопедия глубинной психологии. Москва, MGM- Interna, 1998, с.681-719
  14. З. Фрейд. Печаль и меланхолия. Хрестоматия по психологии мотивации и эмоций. МГУ, 2006 (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер)
  15. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта// Вестник практической психологии образования. 2005 №3 (4). Июль- сентябрь. С. 4-10
  16. Мосолов С.Н. Резистентность к психофармакотерапии и методы ее преодоления // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2002. –  № 4
  17. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта//Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН – 2004. – С.11-29.
  18. Шмунк Е.В. Факторы, оказывающие влияние на клинику и течение депрессивных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. – 2009,  №2.
  19. Смулевич А.Б. Лечение резистентных затяжных эндогенных депрессий // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2002. –  № 4.
  20. Bar-On, 1997.цит. по: Практический интеллект/ Под ред. Р. Стернберга.   СПб.,2003. С. 88
  21. Международная классификация болезней. Электронная версия. http://www.mkb10.ru/?class=5&bloc=67
  22. DSM – IV

 

 

 

  1. Смулевич А.Б. Лечение резистентных затяжных эндогенных депрессий // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2002. –  № 4.

Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимов Д.Ф., Люпаева Н.В., 2003;

Пуговкина О.Д., 2006

Гаранян Н.Г., Васильева М.Н., 2008

Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю., 2001)

Подкорытов В.С., Чайка Ю.Ю. 2002).

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А., 2003

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. 1998).

Мосолов .Н. 2002

Фрейд 1917, Абрахам 1924- ИНТЕРНА

У. Крейн «Теории развития»

Дж. Боулби. Привязанность, пер. с англ.  Н.Г.Григорьевой, Г.В.Бурменской общая редакция и вступительная статья кандидата психологических наук Г.В.Бурменской

Кассел, 1976

Карсон Р., Батчер Д., Минека С., 2004

Шмунк Е.В., 2009

Laireiter & Baumann, 1988

Перре М., Бауман У., 2007).

Савенков А.И. 2005

Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта// Вестник практической психологии образования. 2005 №3 (4). Июль- сентябрь. С. 4-10.) .

Bar-On, 1997.цит. по: Практический интеллект/ Под ред. Р. Стернберга.   СПб.,2003. С. 88

Люсин   Д.В.    Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина.М., 2004. С. 29-39.).

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Интерперсональный контекст депрессии