Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:52, реферат
Изучение проблемы понимания в межличностном общении является вопросом актуальным, так как качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности, поскольку взаимопонимание и самопонимание являются тесно взаимосвязанными феноменами. Без понимания мы не сможем влиять на людей, сотрудничать с ними или разрешать конфликты.
Введение
1. Искусство понимать других...................................................................4
1.1 Индентификация .............................................................................4
1.2 Эмпатия............................................................................................6
1.3 Межличностная аттракция..............................................................7
1.4 Рефлексия.........................................................................................8
1.5 Каузальная атрибуция ..........................................................................9
2. Практическая психология...........................................................................12
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт – Институт дистанционного образования
Направление - Управление персоналом
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Психология межличностных отношений»
на тему: «Искусство понимать других. Возможности практической психологии».
Выполнил студент гр. _______
Подпись Дата И.О.Фамилия
Проверил
должность Подпись Дата И.О.Фамилия
Томск – 2013
Содержание
Введение
1. Искусство
понимать других........................
1.5 Каузальная
атрибуция ..............................
2. Практическая психология....................
Заключение
Список литературы
Введение
Межличностное общение — это процесс взаимодействия, по крайней мере двух лиц, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения, между участниками общения. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большую роль во всех сферах жизни деятельности.
Изучение проблемы понимания в межличностном общении является вопросом актуальным, так как качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания. Примитивизация межличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет к обеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствие взаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности, поскольку взаимопонимание и самопонимание являются тесно взаимосвязанными феноменами. Без понимания мы не сможем влиять на людей, сотрудничать с ними или разрешать конфликты.
Проблема в том, что в настоящее
время построения системы
Цели данной работы:
1. Рассмотрение вопроса о проблеме понимания в межличностном общении;
2. Рассмотрение понятия практической психологии.
1. Искусство понимать других
Взаимопонимание - это когда двое или больше людей согласовывают свои реальности. Они в чем-то близки друг к другу, они согласны взаимодействовать, они договорились о способах общения, и они более или менее понимают друг друга.
Взаимопонимание обычно больше подсознательно, чем сознательно. Если вы посмотрите на двух людей, которые глубоко вовлечены в разговор, то вы заметите определенное сходство между ними, которого они скорее всего не осознают. Они, возможно, похоже сидят, делают похожие жесты в похожем ритме, говорят с похожими интонациями и темпом, дышат с похожей скоростью. Это самые заметные признаки взаимопонимания. Когда есть взаимопонимание, есть копирование. Язык тела в чем-то согласован. Собеседники чувствуют, что понимают друг друга, но не всегда могут объяснить почему, кроме того что второй собеседник "дельно говорит". Еще вы заметите, что два человека, которые не понимают друг друга или не ладят, не особенно копируют друг друга физически. Один из них наклонен вперед, другой назад, один говорит высоким голосом, другой низким, один делает жесты, а другой нет. И опять же, они скорее всего совсем не осознают этих различий.
Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (В. В. Знаков, 1994).
В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции или восприятии, а некоторые исследователи больше говорят не о восприятии, а о познании другого.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия, атракция, казуальная атрибуция.
1.1 Идентификация
Понятие
идентификации имеет
Обратимся к понятию «идентификация».
Берущий название от средневекового латинского
identifico (отождествляю), термин в социальной
психологии традиционно обозначает процесс
эмоционального и иного самоотождествления,
установления связи личности с другим
человеком, группой, этимологически корень
iden обозначает что-то, что достаточно долгий
промежуток времени остается тем же. Обзор
существующих исследований идентификации
показал, что чаще всего она рассматривается
как:
- эмоциональный
феномен: уподобление (нередко неосознанное)
значимому другому как образцу
на основании эмоциональной
- феномен
межличностных отношений в
- один из механизмов познания и понимания людьми друг друга;
- как универсальный механизм понимания личности другого;
- механизм развития личности ;
- механизм формирования смысловой сферы личности;
Как правило,
исследователи идентификации в той или
иной мере затрагивают эмоциональный,
когнитивный и поведенческий аспекты
данного явления. В то же время эти составляющие,
традиционно выделяемые авторами при
описании Я- концепции, в исследованиях
идентификации не описываются как компоненты
единого целого. Скорее отмечается тенденция
либо акцентировать внимание на эмоциональном
компоненте идентификации, либо представлять
ее как сочетание когнитивного и эмоционального
компонентов, хотя возможны и другие комбинации.
Идентификация рассматривается как механизм
познания и понимания людьми друг друга.
Андреева Г. М. считает, что данное «понятие
... фиксирует определенную феноменологию
в области понимания человека человеком.
Идентификация - это генетически исходное
понятие при изучении процессов взаимопонимания,
механизм феномена сопереживания». Б.
Д. Парыгин подчеркивает глубинный характер
рассматриваемого феномена и определяет
идентификацию как основу взаимопонимания:
«Если внешними проявлениями взаимопонимания
являются способность к сочувствию и соучастию,
к сопереживанию и симпатии, к согласию
и согласованности в совместных действиях,
то внутренней, глубинной основой всех
этих явлений оказывается способность
к взаимному уподоблению, к идентификации».
Автор считает, что в возможности идентификации
заложена и возможность самосознания
индивидуальности, подчеркивая, что идентификация
представляет собой процесс уподобления
значимому другому, сопровождающийся
усвоением его ценностей, взглядов, установок,
специфических форм поведения.
Морозов А. В. описывает идентификацию как следствие потребности индивида в общении, отмечая при этом, что развитие личности обусловлено присвоением структуры самосознания, которое складывается через механизм идентификации. Следует отметить, что идентификацию с образом «Я» автор рассматривает во всех временах (в прошлом, настоящем, будущем). Действительно, идентификация выступает обязательным моментом функционирования индивида, находящегося в обществе; смысл идентификации - обнаружение себя в социальном мире во всей сложности его структурно-содержательной организации. Но нельзя не принимать во внимание, что главным и обязательным моментом любых форм, уровней, содержательных вариантов идентификации остается субъектная представленность индивида в этом процессе.
1.2 Эмпатия
Понятие «эмпатия»
получило распространение в первом десятилетии
прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу
«Знание о чужом "Я'"», в которой склоняется
к мысли: у человека имеется род знания,
выражающийся в уверенности в том, что
в определенных условиях воспринимаемые
в другом человеке физические проявления
и жизнь сознания связываются аналогично
егособственным.
Чувственное
восприятие и распознавание чужого внутреннего
состояния происходит в одном неразделимом
акте. При восприятии чужого выражения
субъект испытывает тенденцию воспроизвести
его, у него актуализируются ощущения,
соответствующие этому состоянию. Липпс
приходит к заключению, что знание субъекта
о состоянии сознания объекта основывается
на вчувствовании или потребности в подражании
и потребности в выражении, которые и образуют
вчувствование. И это вчувствование всегда
заключает в себе тенденцию к непосредственному
сопереживанию . Анализ всего многообразия
формулировок демонстрирует несогласованность,
прежде всего в соотношении аффективных
и когнитивных компонентов. Авторы, отдающие
предпочтение аффективному компоненту
эмпатии, подчеркивают значение эмоционального
отклика на состояние объекта. Эмпатия
представляется им как пассивно-созерцательное
отношение к переживаниям других людей,
умение поставить себя на место другого,
чувство, возникающее при виде реакции
другого на фрустрирующую ситуацию, разделение
эмоций другого. Другие исследователи
эмпатии, напротив, игнорируют наличие
эмоционального компонента эмпатии и
подчеркивают ее когнитивный характер.
Эмпатия истолковывается ими как интуитивное
познание психики другого,
понимание с точки зрения невербалики,
чувств, ощущений, эмоций, понимание внутреннего
мира другого человека, важнейший фактор
познания другого человека. В работах
отечественных авторов, посвященных проблеме
эмпатии, все чаще можно встретить сочетания
когнитивного и аффективного компонентов:
- сложное психологическое образование,
в котором переплетены познавательные
и эмоциональные процессы. Способность
человека понимать переживания других
людей и, приобщаясь к их эмоциональной
жизни, сопереживать.
Постижение эмоциональных состояний другого
человека в форме сопереживания. Эмпатическое
отношение следует рассматривать как
целостный эмпатический процесс (восприятие
объекта эмпатии - сопереживание - сочувствие
- внутреннее содействие - реальное содействие.
Эмпатия - сложное явление вчувствования и вмысливания одного в психическое состояние другого. Интуитивное познание психики другого в процессе непосредственного общения. Эмпатия включает в себя не только оценку другого, но и сопереживание - своеобразный непроизвольный эмоциональный эксперимент, обеспечивающий лучшее понимание другого.Эмпатия - это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание. Существуют три уровня эмпатии. Самый глубокий - способ бытия, способ быть вместе с другим, способ понимания нюансов и сложностей его внутренних миров.
При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности партнера. Это означает наличие: а) принятия личности этого человека в целостности; б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем (В. А. Соснин, 1996).
Наиболее
популярно в психологии
Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно подходит и для людей.
1.3 Межличностная аттракция
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Слово "аттракция" обозначает буквально притяжение, влечение. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции — как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. В социальной психологии понятие" межличностной аттракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Психология аттракции охватывает:
1. потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
Информация о работе Искусство понимать других. Возможности практической психологии